Уровень развития зрительной памяти - это один из показателей, который оценивается в процессе изучения готовности дошкольника к обучению в школе. В целом, память человека - это способность сохранять и воспроизводить в своем сознании прежние впечатления. опыт жизни, весь запас хранящихся образов, явлений жизни. Память - это воспоминание о ком-нибудь и о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.
Для чего будущему первокласснику хорошая зрительная память? Прежде всего, для того, чтобы он смог быстрее запомнить и воспроизвести текст или рисунок с доски, из учебника и т.д.
Приведу несколько игр, которые я использую для развития зрительной памяти на занятиях с детьми.
Берем картинки (8-9), я использую и готовые наборы из игры "Скоро в школу!". Сперва ребенок просто запоминает картинки. Как правило дети запоминают 3-4 (все по-разному) иногда больше. Интереса просто к запоминанию нет и спустя некоторое время дети воспроизводят 2-3 картинки иногда больше.
Я предлагаю детям придумать сказку по картинкам. Конечно, на первых порах необходима помощь.
Для меня оказалось наиболее простым и эффективным работать по схеме:
1. Выбрать главного героя (или нескольких).
2.Придумать: куда он отправился путешествовать, что взял с собой.
3. Кого или что встретил по дороге.
Вот один пример рассказа.
Мышь, краб, дельфин полетели на самолете. С собой взяли конфетку и расческу. Увидели на земле листок и подсолнух.
После того как рассказ составлен, дети воспроизводят ВСЕ картинки! Такая техника (мнемотехнический прием) развивает не только зрительную память, но и воображение, речь
ВАЖНО. Некоторые ученые считают, что такой прием можно использовать не всем детям: если мышление развито хорошо (нет серьезных нарушений), то прием дает хорошие результаты. Это объясняется тем, что придумывания таких вот рассказов может сбить с толку тех детей, которые отстают в развитии понятийного мышления.
Другими словами: развитие мышления должно идти впереди развития памяти. Нам легче запомнить то, что мы понимаем.
Другой прием. У меня есть искалочка! Спасибо, Юля!
Искалочку я тоже использую для развития зрительной памяти. Ребенок перебирает игрушку (развитие моторики), рассматривает, а потом говорит, что запомнил. Детям очень нравится! Искалочку я использую в качестве физкультминуток для пальчиков ,просто для смены деятельности.
Вот еще несколько игр для развития зрительной памяти старших дошкольников.
1) Восстанови память
(зрительная память)
Для игры нужно
заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие
листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой.
(Можно нарезать их из тетради в клетку.)
На большом листе
зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что
играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на
большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих
листочках те же самые клетки.
Выигрывают те
ребята, которые выполнили это задание правильно.
Игру при желании
можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом
случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но
еще и то, какого они цвета.
2) Вспомни, не
глядя
Каждый ли из нас
хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он
живет, в группе?
Внезапно, никого не
предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на
стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше - Коля или
Витя и т.п.
Или просто спросить ребенка (я это иногда использую когда сопровождаю детей: кто-то оделся, а кто-то еще нет): в какой футболке сегодня Паша? А Лиза в каком платье? А у Марии Сергеевны сегодня джинсы или юбка? Вот тут-то бывает очень интересно!
3) Рисование со
слов (слуховая и зрительная память)
Для проведения игры
необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не
очень сложное, например; дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают
птицы.
Ведущий показывает
картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом
рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает
услышанное третьему и т.д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет
ее изображать.
То, что им
нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного
рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.
Эти игры я подсмотрела в книге Шмаков
С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
Книга хороша - в ней много интересного! Сходите по ссылке -можно скачать страницы.
Какой полезный для нас пост ))) Спасибо, Алена, за подборку! )) Искалочка очень симпатичная )))
ОтветитьУдалитьВот, кстати, да - важное замечание, что легче запомнить то, что понятно! Также когда стихи учим - сначала объяснить непонятные слова, а потом уже стих учить.
Согласна про стихи! На все 100! К заучиванию стихов как средству развития памяти у специалистов много вопросов. Вот когда все понятно - и учить просто и полезно, а так зубрежка и все. И стихи надо подбирать такие , чтобы ребенка задевали. В твоем посте я встретила как раз такие.
УдалитьСпасибо! Очень интересный материал. А из чего сделано прозрачное окошко в искалочке?
ОтветитьУдалитьВам спасибо, Галина! Окошко из пленки такой как, например, сумка в которой одеяло продают или можно использовать папки (не знаю как они называются - вроде зиппакеты) - на замочке, который ездит.
УдалитьСпасибо!
УдалитьУдачи Вам!
УдалитьЗдравствуйте, Алёна Валерьевна! Замечательная многофункциональная искалочка. Вы здорово придумали использовать её для развития зрительной памяти и в качестве физкультминуток для пальчиков.
ОтветитьУдалитьВы просто молодец!
С уважением, Бурляева Светлана Васильевна.
Здравствуйте, Светлана Васильевна! Искалочку я выиграла и не только ее! Это просто чудо. Очень рада видеть Вас в блоге! Здорово, что мы можем вот так вот общаться из двух разных городов: Краснодар-Челябинск...чудеса....
Удалить)))) Алена, очень приятно, что подарки тебе пригодились! Лучшая награда для меня)))))
ОтветитьУдалитьВот я все читаю и думаю, столько всяких занятий, которые можно использовать на ходу, специально не готовясь - красота! А ведь сама не всегда догадаешься. Так что спасибо за интересную информацию!
Юля, я вот всегда смотрела на искалочки и думала: хороши, но как я могу их использовать? Вроде для малышей, а я работаю, чаще всего, с детьми от 3 лет. Но искалочку надо подержать в руках, тогда понимаешь, что она интересна даже взрослым.
УдалитьПеребирать пальчиками получается не у всех детей! Взрослых - 5 лет! Вот это было для меня неожиданность. Значит искалочка - тренажер отличный, да еще и память параллельно развиваем. Вот такая польза!
А про игры простые - это точно! Не всегда нужно готовиться как-то специально.Я вообще считаю, что детям нужны те знания, которые им пригодятся, а не вообще. Эти знания можно брать из окружения путем вопросов, наблюдения, экспериментирования. Конечно, другое тоже важно, но то, что можно увидеть, потрогать, понюхать здесь и сейчас оставляет эмоцию, а это залог успеха.
Спасибо, Юля!
Хочу поделиться своими впечатлениями от работы с искалочками с малышами: это материал, действительно, подходит больше для старших детей! Малыши не очень понимают чего от них хотят, используют просто, как красивую вещицу. Минута - и всё, интерес пропадает... И пока Вы, Алёна, не взяли в руки её сами, так бы и не знали, какая это классная штука!
ОтветитьУдалитьТоже считаю, чем проще игры, дидактический материал доступнее, тем эффективнее результат!
Жанна, вот видите я не одна так подумала. Удивительно, правда? Игра рассчитана на малышей, а вот и нет - для более старших использовать эффективнее.
УдалитьУ меня еще матрешку все дети обожают!
Жанна, мы на одной волне...Спасибо!
Интересная статья, спасибо! Вообще рада, что Вы меня пригласили в блог)))
ОтветитьУдалитьИскалочка - потрясающая игрушка! Я и сама люблю перебирать мелкие детальки. Можно еще в бутылочку с рисом. Пощупать не удастся, зато можно наполнение менять, плюс шуршит)))
Вопрос про игры: как долго нужно показывать картинку для запоминания?
Лена, здравствуйте! Рада Вас видеть в блоге!
УдалитьПро бутылочку - спасибо!
О времени - оно индивидуально. Кто-то за 5 с все запоминает, а кто-то и минуту смотрит. Чаще всего, ребенок сам говорит: "все!".
Чем больше играем,тем меньше времени на запоминание надо.
Спасибо! Мы с игрушками так попробовали, платочком накрывать и рассказывать, что запомнили.
УдалитьО, да с игрушками детям очень нравится! РАда, что зашли в гости!
УдалитьОчень люблю я эти мнемотехнические приёмы! Для меня они всё равно сродни чуду, хотя вроде и механизмы действия понимаю. )))
ОтветитьУдалитьУдивляет то, что дети с радостью фантазируют и все запоминают И правда - чудо...
Удалить