Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
В арсенале педагога-психолога есть разные методы работы, а элементы игротерапии - один из них, один из самых любимых детьми и самых эффективных. Ведь в игре ребенок раскрывается, живет этой деятельностью.
Приведу только один пример встречи с двумя девочками. Два ребенка - два разных мира, две совершенно разные социальные ситуации развития...
Цель встречи: развитие коммуникативных навыков, формирование доверия к окружающему миру.
Девочкам было предложено создать свою страну, используя игрушки, камни и т.д.
Вот это один мир... Страна называется "Счастливая страна"...
...а это другой, пока без названия...
После того как страны построены, хозяйка страны приглашает в гости - рассказывает о своей стране, о том, кто в ней живет...
Подобные игры можно использовать дома и именно в таких играх при помощи вопросов, адресованных к героям страны (не к самому ребенку), можно более точно узнать о переживаниях ребенка, о том, что его травмирует.
Затем я предлагаю сделать дорогу по которой в страну могут приходить в гости (тем самым формируя доверие ребенка к миру, снятие барьеров общения). Дорога строится из разноцветных камней.
Как видно, длина дорог разная (центр строительства дороги между странами). Один ребенок строит очень короткую дорогу - легко пускает в свой мир, а вот другая девочка строит очень длинную дорогу...
Спрашиваю у другого ребенка:
-Легко ли будет прийти в гости?
-Нет, очень долго. Построй другую дорогу - короче.
Затем дети добавляют море - синий грунт. Вода - ресурс, который есть у каждого, только стоит его актуализировать -в нашем случае добавить в свой мир.
Вот так в игре дети развивают коммуникативные навыки, снимаются барьеры в общении, расширяются паттерны поведения. Кстати, в конце встречи девочка сказала: "И моя страна называется Счастливая страна!"
Алена, какие простые, а в то же время полезные игры. А с какого возраста можно в такие игры играть?
ОтветитьУдалитьЕкатерина, возраст - думаю лет с 4, но все индивидуально.Такие игры и речь хорошо развивают, и мышление и т.д. Самое главное - задавать вопросы, исходя из того, что строит ребенок. Например, одна девочка взяла 2 полицейских: спрашиваю : зачем они? Страну охранять. А от кого? и т.д. О чем мечтают герои, что их беспокоит, чего они боятся. Кто главный? Что будет, если этого главного не будут слушаться? (хороший вопрос!) У меня такие ответы бывают: в тюрьму посадят, из дома выгонят, ремнем набить и т.д. Все из личного опыта...Иногда печальные ответы встречаются...
УдалитьАаа, сколько всяких игрушечек! мне кажется, от такой игры будет еще и релаксирующий эффект. Ален, спасибо за твой опыт. А я в детстве любила строила миры из пуговиц, шахмат и карт))))
ОтветитьУдалитьНУ, НАталья, миры из пуговиц, шахмат и карт - это круто! Такие игры носят всесторонний развивающий эффект. Само по себе общение ребенка в садике наедине или в миникомпании в течении 40 минут очень важно ребенку. Ведь в группе столько вокруг детей и так не хватает уединения, устаешь от шума.
УдалитьОчень интересно, Алена, спасибо. Игра - это отражение реального мира, личного опыта. И тут, действительно, можно увидеть все наглядно
ОтветитьУдалитьДА, это психологическое зеркало. Не имея песка, можно работать таким образом. Хорошо, когда есть разнообразие: и мне и детям. Елена, рада общению с коллегой!
УдалитьСпасибо, Алена. Очень интересно, а главное, ничего специально для этих игр готовить не нужно, все в доме есть! А еще - это своего рода писхологические тесты: какие разные сказочные дома и столько говорят о хозяйках, уверена, есть над чем работать!?
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, Вы верно заметили - ничего готовить не надо - все есть дома. Конечно, у меня арсенал игрушек более разнообразный - я специально готовлю, покупаю, коллекционирую, но можно и на на том что есть работать. Важно: вопросы. Спасибо Вам!
УдалитьКак интересно! Я в детстве тоже любила так играть! Теперь пытаюсь поиграть так с дочкой, но пока к сожалению получается плохо, нам не дают доиграть=). Младший постоянно хочет навести свой "порядок"!
ОтветитьУдалитьО, это здорово, что в доме есть кому помешать! Пройдет немного времени и все изменится, а так жаль правда? Маленькие дети - это маленькие волшебники, делающие нашу жизнь более счастливой....
УдалитьЗдорово как! Такая "девочковая" страна получилась! )))
ОтветитьУдалитьИ правда, девочковая...
УдалитьСейчас читаю, старшая дочка подошла смотрит, а ей скоро 12, говорит интересно, надо себе так сделать. Так что сейчас вдвоем с младшей будут делать, а мне только слушать да наблюдать .
ОтветитьУдалитьГалина, интересных вам открытий о внутреннем мире ваших детей!
УдалитьАлён, создание игровых миров мне тоже очень импонирует. :) У меня и дома Маринка постоянно что - то строит, но пока с вопросами не подпускает. :)
ОтветитьУдалитьА у меня Ваня трансформерами играет, воюет, собирает, а миры согласен вместе со мной строить.
УдалитьРада, что ты находишь время заходить в гости, даже пост написала! Прочитала, еще прочту повнимательнее. Вот о сокращении специалистов -грустная тема...и куда всех девать?...
Алён, пока у меня время как раз появилось. :) Да, и внутреннее беспокойство улеглось. Другое дело, что с этими сокращениями как - то действительно грустно. Мне всегда казалось, что, уж, где - где, а в детских садах психологи необходимы. Свою практику люблю...
УдалитьКатя, да у тебя сейчас чудесное время! Через некоторое время все уляжется, а может и все к лучшему...
УдалитьДа, именно моё сегодняшнее состояние и помогло мне успокоиться и примириться с внешними обстоятельствами. :) В конце концов, если мы не можем оперировать ситуацией, то, уж, наше отношение находиться полностью в наших руках.
УдалитьОчень интересно посмотреть, как работает психолог! Казалось бы, обычная игра, но и ее можно использовать для занятий с ребенком.
ОтветитьУдалитьЭто игра в паре. Дома ведь не всегда получается играть с малознакомым человеком. Игротерапия - это великая вещь, а в работе психолога один из главных методов работы.
УдалитьМожете посоветовать почитать книги по данной тематики. Чтобы знать, какие еще можно вопросы задавать ребенку.
ОтветитьУдалитькниги Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой. МОжно в Педагогической библиотеке скачать http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=3&find_me=!%C7&page=1
Удалить