Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Интернет - ресурс, который таит в себе столько возможностей, информации...
Вчера я познакомилась с "Страной мам", а в частности, увидела статью, которая мне показалась полезной и интересной. Источник . Размещаю ее полностью, без изменений
"Мой подход в воспитании детей
изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство:
"Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он
брал словарь и предлагал узнать его вместе". Помните Библейскую притчу?
«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет
сыт всегда». Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей
проблемой без посторонней помощи.
1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать проблему
вместе, а не вместо ребенка.
2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают
готовые ответы.
Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения,
вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Следующие вопросы мы
используем в нашей семье:
Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?
Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
Можем ли мы усовершенствовать твою идею?
Как ты думаешь, почему этот человек поступил так?
Это было проявлением любви? Может быть, это было безрассудством?
Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей
ситуации в будущем?
Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда
мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.
3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в
развлечение.
Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее
поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая
ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы
предлагаете ребенку разработать морально-этическую стратегию, отделив
конфликтную ситуацию от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.
4. Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках,
несмотря на то, что это неприятно.
Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского
языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая
продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла
бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области
межличностных отношений.
Несколько лет назад у нас с мужем был соблазн забрать ребенка из футбольной
секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки, решив
молиться за этого человека. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество
трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы
ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас
есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.
5. Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказания, которое
естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен
учиться исправлять результаты своих ошибок.
6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.
Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные
решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то
новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это
нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и
недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.
7. Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в
проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность.
Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или
гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых
проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе.
Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в
детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в
этом развитии своему ребенку.
Спасибо огромное, Алена Валерьевна! Так просто, но мудро! По-моему, многие проблемы как раз оттого, что дети (даже взрослые) остаются для родителей маленькими...
ОтветитьУдалитьПожалуйста. Спасибо автору.
УдалитьЧасто бывает, что мы родители ограждаем детей (я имею в виду старших дошкольников и школьников) от общения со взрослыми не очень комфортными для общения. Не всегда это бывает полезным - ведь в жизни надо будет уметь общаться с разными людьми.
Спасибо, очень интересный и нужный пост.некоторые пункты используем сами)))
ОтветитьУдалитьСветлана, рада, что материал оказался интересным.
УдалитьВы,как всегда, делитесь с нами самым интересным и добрым!
ОтветитьУдалитьИрина Львовна, да я как та собака - нюхаю, ищу...приношу..
УдалитьСпасибо!
Интересный материал. В целом, согласна.
ОтветитьУдалитьАлёна, а как Вы считаете, как психолог, в каком возрасте нужно начать отстраняться от участия в проблемах ребёнка?
думаю, что отстраняться в прямом смысле не надо ни в каком - быть рядом.
УдалитьЕсли ребенок маленький - скажем до 3 лет - ну как давать ему решать проблемы - он ведь еще не умеет, но опять же - что за проблема и какой ребенок.
В старшем дошкольном возрасте важно, на мой взгляд, вместе обсуждать: как лучше поступить в той или иной ситуации. Если мы с ребенком будем так себя вести - не устраняться от его проблем совсем, а помогать ему с ними справиться, то в подростковом возрасте он или сам уже научиться справляться или обязательно придет к родителям за советом, просто скажет, что с ним что-то случилось. Ведь часто бывает, что подростки скрывают многое и мы узнаем о проблемах слишком поздно.
Алёна, спасибо.
ОтветитьУдалитьпонравилось. скопировала.
очень надеюсь, что заметит неинтересующийся отец :)))
Анастасия, рада вас видеть! Материал и правда интересен, спасибо!
УдалитьСпасибо за статью - много нужного! Вроде, все и так знаешь, но каждый раз после таких статей я корректирую свое поведение, потому что постоянно сползаю в авторитаризм - меня всегда неудержимо тянет решать все за детей (((
ОтветитьУдалитьТатьяна, вашим-то детям с мамой и папой повезло! Спасибо Вам, рада, что нашли время заглягнуть.
УдалитьАлёна, очень интересно! Действительно, даже если знаешь, как нужно, вспомнить лишний раз не помешает, а уж если не знаешь...Спасибо!
ОтветитьУдалитьЕвгения, да я сама каждый раз что-то новое нахожу! Спасибо!
УдалитьсПАСИБО, КАК РАЗ хотелось бы развивать в детях независимость и ответственность. А тут столько прекрасных советов по существу.
ОтветитьУдалитьЕлена, полностью с Вами согласна! Самостоятельный ребенок - это счастливый ребенок. Рада видеть вас!
УдалитьЗдравствуйте!
ОтветитьУдалитьИнтересная статья! Очень понравился пункт 2, 5 и 6. С детьми надо разговаривать и объяснять многие вещи, но и вопросы надо задавать правильно.
Так же как не спешить всё решить за него, особенно быстрей его ответить на поставленный вопрос.
О наказании - заслужил получи, опять же объяснив от и до. И наказание - это не значит истязать ребёнка...
Право на ошибку. Надо объяснить ребёнку, что такое право есть у каждого. Даже взрослые ошибаются...
Очень важно постоянно поддерживать контакт с ребёнком, а не время от времени. Чтобы отношения были доверительными.
Здравствуйте, Наталья!
УдалитьКак Вы все грамотно по полочкам разложили.
Да, строить отношения с детьми в подростковом возрасте - не так эффективно,чем еще в раннем возрасте...
Рада общению с Вами!