пятница, 25 апреля 2014 г.

"Школа волшебников". Стыд.


Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!

Продолжаются  уроки в  нашей "Школе волшебников". Тема  сегодняшнего урока  - "Стыд". 

Тема  оказалась достаточно сложной  для понимания  детей, но все  по порядку...

   Каждая наша встреча  начинается с  ритуала - передачи волшебного предмета  по кругу  и проговаривания  чего-то доброго соседу.  Сегодня  этим  волшебным предметом был  Инопланетянин,  присланный  мне  из Самары  Юлией Тихоновой. Дети попросили  меня рассказать откуда  появился этот герой - пришлось рассказать...


 Чаще всего дети говорят: "ты самый красивый и сильный  мальчик!" (представляете как приятно и  полезно это услышать каждому ребенку!), а  еще  дети желают: счастья, здоровья, слушаться  родителей. Я  часто  ловлю себя  на  мысли, что наши  уроки ценны бы  были  только вот этими минутами - минутами, когда дети дарят эмоциональные поглаживания, учатся  говорить что-то приятное  близким. Ведь нам так  часто не хватает таких вот  добрых слов, подаренных просто так...  

Максим  был впервые  в  нашей  школе, но и ему  достались добрые  теплые  слова, подаренные Искандером...

Глеб - мастер в высказывании добрых слов - может говорить очень  долго...  
 Ярослав не  может сдержать эмоций - очень приятно услышать ТАКИЕ   приятные слова....
Ярослав дарит добрые слова Маше...

...а  Маша - Ане...


Каждый раз мы  слушаем  сказку про гномов Тома  и Тима,  которые испытывают определенную эмоцию, а  потом  показываем  как  выглядит та  или иная  эмоция. 

Глеб - замечательный актер!  Дети вообще очень любят показывать эмоции - становятся  настоящими актерами, раскрепощаются  даже  самые  стеснительные, а  мы  дарим  аплодисменты каждому!  

  Дети вспоминали ситуации, в  которых они испытывали чувство стыда. Оказалось,  что дети  путают эмоции:  стыда  и грусти (обиды). 5-летним детям  пока   трудно  дифференцировать  близкие  эмоциональные состояния.  На занятии мы  попытались развести эти понятия... 

Каждое занятие  включает рисование - рисование эмоции... 




 А  вот и стыд...У каждого своя  ситуация, в  которой  ребенок  испытал стыд. Дети испытывают стыд:
 - когда  не  слушаются  родителей;
-ломают игрушки;
-просят купить что-то, а  родители  не хотят.

 Некоторые дети смогли  вспомнить несколько ситуаций, а  некоторые дети сказали, что вообще  никогда  не  стыдятся...Одной  девочке  было стыдно, что ее  брат  не играет с  ней (ему  19 лет).
 
 Глеб, например,  сам  сказал, что его стыд синего цвета. Меня  это очень порадовало, ведь это свидетельствует о том, что дети начинают прислушиваться  к  себе, к своим чувствам  и  могут  даже  описать их: какого они цвета, вкуса.... 

 Вот этот стыд красный....

Другие  уроки можно посмотреть на  этой  странице



14 комментариев:

  1. А Марсианин и вправду пригодился...
    Стыд... в каком возрасте дети начинают осознавать это чувство? Ведь порой и взрослому бывает оно не знакомо... Возможно, если бы в их жизни встретился такой педагог, как Вы, Алёна... Уверена, что из Ваших воспитанников вырастут достойные граждане нашего общества! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна, за теплые слова!
      Некоторые дети осознают и дифференцируют стыд от других эмоций, но многие путают. Сложная эмоция, надо еще работать...

      Удалить
  2. Алена, зачитываюсь вашими постами! Эмоции вообще очень странная вещь (для меня) Стараюсь разбираться в эмоциях детей с ЗПР. Как часто мы развиваем интеллект, моторику ,забываем про самое главное, эмоии.
    Алена, как важно вовремя встретить в жизни человека или нужную информацию. Как здорово, что у ваших детей и воспитанников есть такой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, прямо засмущали меня...
      Развитие эмоциональной сферы - это одно из направлений работы педагога-психолога в ДОУ, многие так работают - я не исключение.

      Что касается эмоциональной сферы детей с ЗПР - это очень трудная тема. Я работаю с такими детьми, но не в садике - в садике все дети в норме. Дети с ЗПР - особенные дети. лично для меня эта категория сложнее. чем с нарушением интеллекта. Все разные, очень непросто бывает найти методики работы - ведь каждый ребенок - особенный....Удачи вам!

      Удалить
    2. Алена, ура, наконец то , вы понимаете, сколько лет работаю, а вот доказать окружающим ("начальству" которые детей только в книжках видят), что ЗПР это один из самых сложных направлений работы, нет возможности. Они умиляются на деток с нарушением инделлекта, на опорников, а вот когда наших встречают, то морщат носик. У ЗПР ведь на лбу все их проблемы не написаны, а их огромное море.
      Алена, огромное спасибо, наши психологи, которых я встречаю, так не работают и в проблемы чаще не вникают (занимаются голой диагностикой, что очень печально, а иногда и диагностику не могут провести из-за особенностей детей).
      Алена и вам всех благ !

      Удалить
    3. Наталья, удачи вам и понимания в вашем непростом деле!

      Удалить
  3. Горыныч шикарный! )) Занятие интересное! Повезло ребятишкам с Аленой! )) У нас в саду нет психолога, а воспитателям не до психологии...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух ты, и правда -наш Марсианин и на Горыныча похож! Спасибо, Лена!
      Неизвестно, что будет с психологами в садиках - может скоро сократят...всех...

      Удалить
  4. Куда мы катимся, куда наши политики ведут наше образование, в какую пропасть?!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Давно по блогам не ходила - и с таким удовольствием заглянула к вам! Ваши занятия с детками очень интересны, всегда сразу по их мотивам задаю вопросы своим. В это раз спросила Катю, чего ей бывает стыдно? Она ответила: "Мне стыдно, когда у меня что-то не получается". Попыталась поговорить с ней о том, что этого не надо стыдится, не знаю, убедила ли...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, иногда дети стыдятся таких вещей, о которых бы и не подумаешь...Рада, что материалы оказываются полезными.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Алёна! Когда - то я проводила подобные занятия с воспитанниками детского дома.Правда, работала я там в другом качестве - вела занятия изостудии (вакансия психолога была занята), но фактически я была психологом, точнее, психотерапевтом. Сейчас я работаю только индивидуально, но вот почитала про ваше занятие - сердечко сжалось, вспомнилось, как была тогда счастлива, когда видела, что детки учатся теплу и доброте...Жаль, что сотрудникам детского дома это было не дано...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! ОЧень приятно и радостно увидеть и тем более прочитать комментарий коллеги! РАбота в детском доме - это ни с чем несравнимый труд...Даже не знаю, смогла бы я там работать...

      Спасибо Вам! Я работаю и индивидуально, и в группе. Легче - в группе, намного. Группа обладает ресурсом, который легче раскрыть (для меня). Вот эта программа по которой я работала лучше для группы, индивидуально как-то у меня ее не очень получается реализовать, меньше эффекта, но возможно, это только у меня так.

      Спасибо Вам еще раз! Буду рада видеть вас в гостях!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...