Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Продолжаются уроки в нашей "Школе волшебников". Тема сегодняшнего урока - "Стыд".
Тема оказалась достаточно сложной для понимания детей, но все по порядку...
Каждая наша встреча начинается с ритуала - передачи волшебного предмета по кругу и проговаривания чего-то доброго соседу. Сегодня этим волшебным предметом был Инопланетянин, присланный мне из Самары Юлией Тихоновой. Дети попросили меня рассказать откуда появился этот герой - пришлось рассказать...
Чаще всего дети говорят: "ты самый красивый и сильный мальчик!" (представляете как приятно и полезно это услышать каждому ребенку!), а еще дети желают: счастья, здоровья, слушаться родителей. Я часто ловлю себя на мысли, что наши уроки ценны бы были только вот этими минутами - минутами, когда дети дарят эмоциональные поглаживания, учатся говорить что-то приятное близким. Ведь нам так часто не хватает таких вот добрых слов, подаренных просто так...
Максим был впервые в нашей школе, но и ему достались добрые теплые слова, подаренные Искандером...
Глеб - мастер в высказывании добрых слов - может говорить очень долго...
Ярослав не может сдержать эмоций - очень приятно услышать ТАКИЕ приятные слова....
Ярослав дарит добрые слова Маше...
...а Маша - Ане...
Каждый раз мы слушаем сказку про гномов Тома и Тима, которые испытывают определенную эмоцию, а потом показываем как выглядит та или иная эмоция.
Глеб - замечательный актер! Дети вообще очень любят показывать эмоции - становятся настоящими актерами, раскрепощаются даже самые стеснительные, а мы дарим аплодисменты каждому!
Дети вспоминали ситуации, в которых они испытывали чувство стыда. Оказалось, что дети путают эмоции: стыда и грусти (обиды). 5-летним детям пока трудно дифференцировать близкие эмоциональные состояния. На занятии мы попытались развести эти понятия...
Каждое занятие включает рисование - рисование эмоции...
А вот и стыд...У каждого своя ситуация, в которой ребенок испытал стыд. Дети испытывают стыд:
- когда не слушаются родителей;
-ломают игрушки;
-просят купить что-то, а родители не хотят.
Некоторые дети смогли вспомнить несколько ситуаций, а некоторые дети сказали, что вообще никогда не стыдятся...Одной девочке было стыдно, что ее брат не играет с ней (ему 19 лет).
Глеб, например, сам сказал, что его стыд синего цвета. Меня это очень порадовало, ведь это свидетельствует о том, что дети начинают прислушиваться к себе, к своим чувствам и могут даже описать их: какого они цвета, вкуса....
Вот этот стыд красный....
Другие уроки можно посмотреть на этой странице
А Марсианин и вправду пригодился...
ОтветитьУдалитьСтыд... в каком возрасте дети начинают осознавать это чувство? Ведь порой и взрослому бывает оно не знакомо... Возможно, если бы в их жизни встретился такой педагог, как Вы, Алёна... Уверена, что из Ваших воспитанников вырастут достойные граждане нашего общества! Спасибо!
Спасибо, Жанна, за теплые слова!
УдалитьНекоторые дети осознают и дифференцируют стыд от других эмоций, но многие путают. Сложная эмоция, надо еще работать...
Алена, зачитываюсь вашими постами! Эмоции вообще очень странная вещь (для меня) Стараюсь разбираться в эмоциях детей с ЗПР. Как часто мы развиваем интеллект, моторику ,забываем про самое главное, эмоии.
ОтветитьУдалитьАлена, как важно вовремя встретить в жизни человека или нужную информацию. Как здорово, что у ваших детей и воспитанников есть такой!
Наталья, прямо засмущали меня...
УдалитьРазвитие эмоциональной сферы - это одно из направлений работы педагога-психолога в ДОУ, многие так работают - я не исключение.
Что касается эмоциональной сферы детей с ЗПР - это очень трудная тема. Я работаю с такими детьми, но не в садике - в садике все дети в норме. Дети с ЗПР - особенные дети. лично для меня эта категория сложнее. чем с нарушением интеллекта. Все разные, очень непросто бывает найти методики работы - ведь каждый ребенок - особенный....Удачи вам!
Алена, ура, наконец то , вы понимаете, сколько лет работаю, а вот доказать окружающим ("начальству" которые детей только в книжках видят), что ЗПР это один из самых сложных направлений работы, нет возможности. Они умиляются на деток с нарушением инделлекта, на опорников, а вот когда наших встречают, то морщат носик. У ЗПР ведь на лбу все их проблемы не написаны, а их огромное море.
УдалитьАлена, огромное спасибо, наши психологи, которых я встречаю, так не работают и в проблемы чаще не вникают (занимаются голой диагностикой, что очень печально, а иногда и диагностику не могут провести из-за особенностей детей).
Алена и вам всех благ !
Наталья, удачи вам и понимания в вашем непростом деле!
УдалитьГорыныч шикарный! )) Занятие интересное! Повезло ребятишкам с Аленой! )) У нас в саду нет психолога, а воспитателям не до психологии...
ОтветитьУдалитьУх ты, и правда -наш Марсианин и на Горыныча похож! Спасибо, Лена!
УдалитьНеизвестно, что будет с психологами в садиках - может скоро сократят...всех...
Куда мы катимся, куда наши политики ведут наше образование, в какую пропасть?!!!
ОтветитьУдалитьне знаю...
УдалитьДавно по блогам не ходила - и с таким удовольствием заглянула к вам! Ваши занятия с детками очень интересны, всегда сразу по их мотивам задаю вопросы своим. В это раз спросила Катю, чего ей бывает стыдно? Она ответила: "Мне стыдно, когда у меня что-то не получается". Попыталась поговорить с ней о том, что этого не надо стыдится, не знаю, убедила ли...
ОтветитьУдалитьТатьяна, иногда дети стыдятся таких вещей, о которых бы и не подумаешь...Рада, что материалы оказываются полезными.
УдалитьЗдравствуйте, Алёна! Когда - то я проводила подобные занятия с воспитанниками детского дома.Правда, работала я там в другом качестве - вела занятия изостудии (вакансия психолога была занята), но фактически я была психологом, точнее, психотерапевтом. Сейчас я работаю только индивидуально, но вот почитала про ваше занятие - сердечко сжалось, вспомнилось, как была тогда счастлива, когда видела, что детки учатся теплу и доброте...Жаль, что сотрудникам детского дома это было не дано...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья! ОЧень приятно и радостно увидеть и тем более прочитать комментарий коллеги! РАбота в детском доме - это ни с чем несравнимый труд...Даже не знаю, смогла бы я там работать...
УдалитьСпасибо Вам! Я работаю и индивидуально, и в группе. Легче - в группе, намного. Группа обладает ресурсом, который легче раскрыть (для меня). Вот эта программа по которой я работала лучше для группы, индивидуально как-то у меня ее не очень получается реализовать, меньше эффекта, но возможно, это только у меня так.
Спасибо Вам еще раз! Буду рада видеть вас в гостях!