Продолжая разговор об итогах изучения готовности детей к обучению в школе, хочу уделить внимание еще одной из САМЫХ проблемных зон - развитию зрительно-моторной координации. Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации выявляется у очень многих детей почти во всех детских садах. Как в нашем детском саду я работаю по данной проблеме можно посмотреть здесь. Нам, взрослым, очень трудно понять: почему ребенок видит одно, а при срисовывании у него получается что-то только отдаленно напоминающее образец. Итак, по-порядку....
Развитие зрительно-моторной координации можно определить, если предложить ребенку срисовать с образца какой – либо узор (набор линий, геометрических фигур, точек и т. д.). Если при срисовывании ребенок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий и фигур, то зрительно-моторная координация у ребенка развита недостаточно хорошо. Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое... Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребенок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Мы знаем, что лепка, рисование и др. виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук. Но просто развитая моторика, без координации со зрением молоэффектина. Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.
Алёна, очень важный момент в подготовке к школе вы затронули. Эту информацию обязательно нужно доносить до родителей.
ОтветитьУдалитьСогласна, Наталья. Хороший уровень развития ЗМК отмечен только у нескольких детей, а начальная школа - это каллиграфия и если ребенок списывает, срисовывает с доски неточно, то и оценки будут снижаться, а это может привести к возникновению страха перед проверкой знаний, неуверенности и т.д. и т.п. как снежный ком....
ОтветитьУдалитьМолодец, Алена Валерьевна! Я в восторге! Очень важный момент, развитие зрительно-моторной координации, вы затронули.Благодарна вам и за проблемы, которые вы указываете. Согласна, они проявляются и очень заметны, лишь в процессе обучения, в первом классе. С чем я и столкнулась... Завтра у моего класса итоговое родительское собрание. Буду обязательно затрагивать этот момент, с вашего позволения, сделаю ссылку на вашу статью. Уважаемы родители, прислушивайтесь к советам профессионалов своевременно!
ОтветитьУдалитьНина Александровна, я благодарна Вам за такой отзыв на мою статью (в большинстве своем это и не моя статья, а Л.А. Ясюковой).
УдалитьРодители часто говорят: мой ребенок ТАК рисует, ну о чем Вы говорите, какая там плохо развитая ЗМК, но ведь рисовать и срисовывать - это две разные вещи, но не все родители это понимают.
Спасибо, Алена. Очень интересная информация, узнала для себя много нового!
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо, Елена, за внимание к моим статьям.
УдалитьАлёна! Прекрасно, что Вы создали свой блог и разместили столько ценной, полезной информации!Вы просто молодчина! Я буду пользоваться Вашими наработками! СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьИрина, рада, что коллега педагог-психолог оставляет свои комментарии! Я, конечно, рада всем комментариям, но так хочется видеть среди них коллег психологов, которые "в одной шкуре со мной", но их так мало....
ОтветитьУдалить