Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Память - это один из познавательных процессов, достаточный уровень развития которой необходим для успешного обучения в школе. Существует несколько видов памяти, сегодня пойдет речь только о двух: зрительной и слуховой.
Итак, зачем ребенку хорошо развитая память? Представьте: идет урок, учитель что-то пишет или чертит - рисует на доске, а потом предлагает детям переписать, перерисовать себе в тетрадь. Хорошо, если ребенок имеет хорошо развитую зрительную память - посмотрел - запомнил - перерисовал - переписал, а если нет? Придется много раз смотреть, запоминать и т.д. Уйдет много времени, но урок ограничен. А если у ребенка еще и внимание недостаточно развито, то трудность усвоения материала возрастает.
Другой пример:
учитель говорит словесную инструкцию, а ребенок, не имеющий достаточно развитой слуховой памяти, может что-то пропустить, не запомнить. Учителя бывают разные и много раз повторять кто-то не станет.
Вот такие "мелочи", наслаиваясь, возможно будут снижать учебную мотивацию, уровень усвоения учебного материала, способствовать снижению самооценки ребенка и возникновению тревожности и т.д.
Поэтому так важно развивать память ребенка еще в дошкольном возрасте.
Как?
Ученые отмечают, что память тесно связана со всеми познавательными процессами (мышлением, речью и т.д.).Поэтому так важно, развивая память, уделять развитию мышления и речи особенное значение.
Считается, что одним из способов развития памяти является заучивание стихов. Это хороший способ, но если у ребенка плохо развиты мыслительные операции, то такой прием не будет иметь успеха. Или память будет просто механической, а такой материал усваивается ненадолго. Согласитесь, что то, что мы понимаем - запоминается легче и прочнее. Поэтому, если Вы учите стихи, то объясняйте ребенку их содержание, а еще лучше делайте зарисовки - опорные картинки.
Учить стихи и развивать память - это совсем не одно и то же. Начинать надо с развития МЫШЛЕНИЯ.
В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Приведу несколько игр и упражнений для развития зрительной памяти.
1) Предложите ребенку предметные картинки (лучше брать черно-белые - их можно найти в Интернете по поиску по ключевым словам "упражнения для развития памяти дошкольника"). Можно взять 12 -16 штук или меньше - все зависит от уровня развития ребенка. Прежде чем предлагать запомнить (что часто можно увидеть в развивающих тетрадях) - попросите ребенка описать каждую картинку (параллельно идет развитие речи): какой этот предмет (например, яблоко: вкусное, сладкое,твердое и т.д.). Вы поразитесь, что путем описания предмета ребенок сможет запомнить в 2-3 раза больше картинок, чем просто так.
2) В данном посте в самом его начале есть фото, которое я выбрала неслучайно. Задавая такие вопросы, ребенок не только развивает память (причем долговременную), но развивает внимание и учится быть наблюдательным, что очень важно.
3) Вам
предварительно нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный
ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с несколькими отсутствующими
деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он
все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен
назвать, что именно изменилось.
4) тренировка слуховой памяти и
способностей к ассоциациям
Взрослый
говорит, что будет называть различные слова. Ребенок должен мысленно
представлять их и описывать словами внешний вид, свойства или действия с этими
предметами. Например, мыло – душистое, скользкое, может щипать
глазки, когда купаемся.
5) тренировка ассоциативного
мышления
Нужно
задать ребенку слово, а ребенок должен постараться перечислить все
слова-ассоциации, которые сможет придумать, представляя себе это понятие.
Например, взрослый говорит «грузовик». Малыш смело может назвать такие
ассоциации: водитель, песок,
колесо. Взрослому нужно помогать ребенку сказать побольше таких слов.
6) на ассоциации и тренировку
логичного мышления
Взрослый
называет понятия парами (или показывает заготовленные карточки со словами).
Причем естественных, логичных связей между предметами нет. Примерные пары слов:
стол-кошка, цветок-стакан, компот-ковер, велосипед-балкон, футболка-дождь. И
ставит ребенку такую задачу: «Представь мысленно эти два предмета. Подумай,
есть ли что-нибудь, что может их связывать? Используй свое воображение и говори
все, что приходит на ум». В случае с последней парой слов «футболка-дождь»
можно представить такую картину: на прогулке детей застал дождь, их футболки и
шорты промокли, и мама дома дала им сухую одежду, чтобы переодеться. Для
выполнения этого упражнения можно дать ребенку карандаши и альбом, чтобы все это нарисовать.
Какой интересный пост! Буду стремиться развивать мышление у сына,ведь если не понимаешь,запомнить очень трудно.
ОтветитьУдалитьДа, мышление - это очень важно. Удачи Вам!
УдалитьМы с младшим сыном учили большой стишок. Вообще он не очень любит учить,, он их пересказывает. А тут и стих большой и мама стала наседать ( скоро в школу). А тут по ходу стихотворения нарисовали с ним небольшие картинки. 3 раза прочитали, потом сам мне рассказал. Через неделю достаю листик . а он по картинкам почти все верно сразу вспомнил.
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост. Тренироваться нужно конечно. И младшим школьникам это будет полезно. Я заметила, что они очень любят игру меммори. Еще наконец-то распечатала себе картинки Наташи ( блог Игра на Ура) с буквами. я подумала, что можно будет такие подобные сделать ( на каникулах будет время)
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за обратную связь. Блог Натальи - невероятный - я много в нем черпаю для себя и для работы. Рада, что материал понравился. Стихи и картинки к ним - это здорово, а Вы еще раз это подтвердили.
УдалитьМожно я поделюсь?=) Как мы играем на улице, когда идем куда-нибудь. Я: высокий, Маша: (придумывает предмет, который высокий) дом. Я: зеленый, Маша: крокодил. Очень интересно, порой даже удивляешься, это ж надо такой предмет назвать, я бы назвала попроще. А еще вот так играем. Я: перед нами МА... Маша: машина (магазин, мама, Маша, главное, чтобы это действительно было перед нами и начиналось с МА). Иногда тоже неожиданные ответы получаются.
ОтветитьУдалитьА вот со стихами у нас не особо. По-моему ей неинтересно их повторять, а вот песни гораздо быстрее запоминает, так что поем=)
Здравствуйте! Вот как все-таки здорово, что есть блог! Сколько идей можно собрать в кучку! Спасибо Вам и с Новым годом!
Удалить