Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Одним из показателей готовности к обучению в школе является развитие связной речи, а чтобы проверить насколько ребенок имеет хорошо развитую связную речь можно предложить задание по составлению рассказа по сюжетным картинкам.
Часто бывает, что на первый взгляд, ребенок много говорит, словарь большой, ребенок - "настоящий болтунишка", но вот когда приходится высказаться на заданную тему, то возникают трудности. Проблема - речевое мышление...
Вот пример моей работы по данному направлению (с учетом того, что я не логопед).
Я предлагаю детям три серии картинок (12 карточек) - все вместе и ребенок должен отобрать картинки согласно какой-то одной сюжетной линии (увидеть сюжет). В песочнице предварительно строит домик для каждой серии (выкладывание камней в заданной последовательности).
А потом рассказывает историю.. И поверьте, многие дети 5-6 лет имеют определенные трудности в связности высказывания. Предложения строятся простые, порой состоящие из 2-3 слов.
Очень важно задавать детям вопросы по картинкам для того, чтобы развивать мышление, умение анализировать картинку (а потом этот опыт переносится и на все окружающее ребенка). Например, вот эта птичка..
-Как ты думаешь, эта птичка зимует с нами или улетает в теплые края?
Как правило, дети (и в 7 лет) затрудняются ответить. На вопрос: почему птицы улетают от нас зимовать в теплые края следует ответ - т.к. у нас холодно. Но ведь одной из главных причин является отсутствие питания (не все насекомоядные птицы могут найти себе корм).
Мне очень нравится вот эта серия "Дом".
Трудности: не все дети знают слова "чертеж", "фундамент".
Еще одна интересна серия - простая на первый взгляд, но заставляющая детей размышлять.
Мои вопросы:
-Как думаешь, зачем поставили палочку?
- Как долго это дерево росло? Этот вопрос остался пока открытым...Дети с трудом представляют то, что для того, чтобы дерево выросло ему нужен не один год.
Для развития у детей умения составлять связный рассказ по серии картинок логопеды предлагают следующий алгоритм работы:
1.Ребёнку нужно выложить картинки в логической последовательности (картинки разрезаны).
2. Составить по цепочке картинок связный рассказ.
Дети, которые не справляются с подобными заданиями, как правило, испытывают трудности в обучении.
Как подготовить ребёнка к выполнению такого вида заданий?
Детям в возрасте 5-6 лет целесообразно предлагать серию картинок из 6-8 кадров.
Последовательность обучения.
1.Сначала надо научить ребёнка анализировать ситуации из реальной жизни. Когда ребёнок умывается, попросите его рассказать последовательность совершаемых действий.
- Что мы делаем сейчас?
- Что делали до этого?
- Что будешь делать, как намылишь руки?
- Зачем мы всё это делали? (Чтобы руки были чистые перед едой).
Подобным образом можно анализировать причинно-следственные связи в сказках (Ш.Перро.Красная Шапочка.)
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
1. Учим раскладывать картинки в одну линию слева направо.
2. Учим находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
3.Учим определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи на основе анализа местоположения героев и объектов.
4.Учим определять время событий на каждой картинке (время года, время суток).
5.Учим выделять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключение о цели их действий ( зачем делает?)
6. Учим устанавливать последовательность действий (что за чем?)
7.Учим составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок
по схеме:
а) однажды...
в)в таком-то месте...
в)такой-то объект...
г)делал то-то для того то...
д)потом этот же объект делал (переходим ко 2 картинке)....
е)и далее по каждой картинке рассказываем об объекте, его действиях и целях действий.
ё) в результате получилось то-то, поэтому можем сказать , что данный герой такой-то
ж)придумаем название получившемуся рассказу.
Наборы сюжетных картинок с описание работы можно посмотреть здесь.
Алена, спасибо! Какое красивое сочетание сюжетные картинки и песок! А где Вы брали такие сожетные картинки (те, которые по ссылке у меня уже есть)?
ОтветитьУдалитьЕлена, эти сюжетные картинки из печатной игры "Скоро в школу", предназначенной для педагогов и психологов. Сейчас она на работе, но завтра могу взять и отсканировать для Вас картинки. Вы мне почту свою напишите. или на мою письмо отправьте. (под фотографией вверху блога справа).
УдалитьСпасибо! Такая нужная статья! Нам как раз это надо, может и рано, но хуже не будет. И карточки подходящие есть=))) Надо точно попробовать. Мы правда пробовали описывать 1 картинку, есть над чем работать. Сочинения в будущем легче писать будет.
ОтветитьУдалитьВиктория, Вам может стоит более простой вариант взять - без "изюминок" как мой, например, про режимный момент. Мой опыт показывает, что совсем не умеют рассказывать по картинкам. Говорят простыми предложениями, иногда однословными.
УдалитьСпасибо!
Я считаю, что сами картинки не очень удачные. Уж не знаю о чём думал художник или педагог, когда рисовали эти картинки для дошкольников. Нам взрослым, кажется, что всё просто, но дети опираются на свой небольшой жизненный опыт, а в этом опыте чаще всего нет нет знаний о том как построить настоящий дом или знаний по биологии, например, как вырастить дерево. Я считаю, что картинки нужно подбирать таким образом, чтобы они были хорошо понятны детям и интересны. Ну, что интересного в этапах постройки дачного домика? Это же не школа будущих архитекторов. Хотя, конечно, можно поспорить с этим, что все знания нужны и нет ненужных знаний.
ОтветитьУдалитьСветлана, я очень благодарна Вам за такой откровенный комментарий. Мне так не хватает именно таких! Ведь каждый из нас имеет свою точку зрения, свое видение какие материалы предлагать детям.
УдалитьОбъясню свой выбор именно этих картинок.
1. При выборе я опираюсь на результаты диагностики готовности к школе. В наш диагностический комплекс одно из заданий требует сформированности у детей представлений о доме (части дома). Другое задание требует знаний (не просто знаний, а умения очень быстро "словить" значение слова) о птицах. И задание про птицу и последующие мои вопросы позволяют закрепить у детей представления о перелетных птицах, о том что заставляет их улетать.
2. Дом - это важный символ в психологии. Даже есть диагностика "Дом. Дерево. Человек". Когда дети говорят, что фундамент - это песочница (все так отвечают), то я начинаю рассказывать о том, что как важен надежный крепкий фундамент для дома, провожу аналогию с корнями дерева (рисунок дерева - это "Я" человека). И дом, и дерево имеют надежную опору - фундамент, корни...Предлагаю детям представит себя могучим сильным деревом, имеющим сильные корни и т.д.
3. Считаю, что такие вот нетрадиционные задания по серии картинок позволяют не только развивать связную речь, но развивать речевое мышление, кругозор. Тривиальные наборы по режимным моментам и т.п. мне не интересны, кажутся скучными, не несущими в себе новых знаний, не требующих от детей, которые через 6 месяцев уже школьники, умения проникать в суть нарисованного. А вот такие вот как "Дом", "Дерево", "Птичка" позволяют развивать кругозор, умение видеть детали, последовательность, закономерность, причинно-следственные связи на более высоком уровне ...
Светлана, еще раз спасибо Вам! Почти каждый Ваш комментарий заставляет меня размышлять...
А почему вдруг детям не интересно из чего и как строят дом? У меня сыну очень интересно, у нас есть книжка "Город добрых дел" там все подробно расписано и про стройку, в том числе. И потом, как же у детей нет опыта в строительстве? А постройки из конструкторов. А как же выращивание луковицы на окне? Это считайте тоже дерево. Алена, подскажите, а что за карточки с режимными моментами?
УдалитьЕкатерина, здравствуйте!
УдалитьРежимный момент: я имею в виду на картинках нарисовано: мальчик встал - умылся-оделся- сделал зарядку - идет в школу и т.п.
Спасибо Вам!
Алёна, спасибо за то, что делитесь с нами знанием и опытом:) Хороших, Вам, выходных !
ОтветитьУдалитьМария, пожалуйста! И Вам удачных выходных!
УдалитьСпасибо за статью. Интересный подход. Вы таким образом песочную терапию и развитие речи совмещаете?
ОтветитьУдалитьТатьяна, пожалуйста!
УдалитьНУ песочной терапией я бы не назвала. Песок - это среда, помогающая повысить интерес к занятиям. Я же работаю по этому направлению не со всеми детьми, а только с теми, кто требует повышенного внимания. очень часто бывает, что это тревожные дети, а песок помогает детям снизить тревожность. Спасибо Вам за теплые слова!
Здравствуйте, Алена Валерьевна! Спасибо огромное за интересный материал. Мои малыши тоже с трудом выполняют подобные задания: теперь воспользуюсь Вашими находками-иллюстрациями (спасибо за ссылку)! В начальной школе работу над изложением начинаю именно с рассказа по сюжетным картинкам:))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Вам спасибо за теплые слова! Да, современные дети - дети планшетов и компьютеров, которые не требуют активной речи...
УдалитьЗдравствуйте,
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию. Для нас она полезна.
И главное, что карточки подобраны интересные.
Здравствуйте, Ксения! Рада, что информация оказалась полезной и интересной! Приятно, что зашли в блог!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алена Валерьевна! мои дошкольники тоже плохо составляют рассказы, схемы алгоритмы, сюжетные картинки,очень помогают. Спасибо за ссылку )
ОтветитьУдалитьТатьяна, здравствуйте! Вам спасибо! Вспоминаю себя в первом классе - так для многих было сложно пересказать текст, а сейчас дети по-моему испытывают еще большие трудности.
Удалить