Всестороннее
представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без
тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного
познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются
первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время
которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета
познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На
протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное
значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение
ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится
основной в рисовании.
Тактильное
восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как
температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в
выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с
навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных
действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на
тактильно-двигательную чувствительность.
Таким
образом, можно сказать, что с детьми дошкольного возраста должна
проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия. Ряд ученых выделяют такое понятие как "тактильный интеллект" - интеллект на кончиках наших пальцев. Интеллект как комплекс, как домик, где есть и крыша, и стены, и окна-двери, и, главное, фундамент. Фундамент – тактильный интеллект, тактильное мышление. Познание мира через ощущение и умение их анализировать. Именно на этом строится всё остальное мышление: на личном физическом, контактном опыте.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию тактильного интеллекта, используя разные формы и методы работы. Одним из приемов является игра "Чудесный мешочек". Это широко известная игра в которую очень любят играть все дети! В моей практике нет ни одного ребенка (даже самого непоседливого) который бы не заинтересовался этой игрой и минут 15 мог сидеть и увлеченно искать в этом "чудесном мешочке" то, что Я ему предложу.
Итак, мы играем так!
Оборудование: мешочек в котором находятся по два одинаковых предмета (я использую деревянные игрушки: две матрешки, два огурчика, две елочки, две репки и т.д.).
Ход игры. Ребенку предлагается вытащить из мешочка один предмет (любой).
Затем я предлагаю изучить его: потрогать, покрутить в руках. Спрашиваю, что особенного есть в этом предмете: какой он (гладкий или шершавый, большой или маленький, твердый или мягкий, есть ли у него уголочки, выступы и т.д.).
Затем ребенку предлагается вытащить такой же из мешочка.
Да, игра очень интересная и увлекательная! А сколько радости на детских личиках!
ОтветитьУдалитьСогласна, Елена! В эту игру у меня в очередь выстраиваются все: от 3 до 7 лет! Удивительная игра!!! Мы часто в нее играем.
ОтветитьУдалитьМы тоже с детьми играем в "Чудесный мешочек". Правила использую разные: найди такой же предмет, определи на ощупь. Чаще игру использую при знакомстве с геометрическими фигурами и деталями деревянного конструктора (куб, кирпичик, треугольная призма, брусок, цилиндр и др.) Детям играть нравится.
ОтветитьУдалитьДа, Светлана, Вы правы это очень известная и любимая игра. Мне хотелось, чтобы родители увидели наглядно как можно поиграть с детьми, какие инструкции давать для большего развивающего эффекта. Спасибо за отзыв, демонстрирующий эффективность и многоплановость использования данной игры в работе с детьми!
ОтветитьУдалить