1. Пуговичный массаж
Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:
· опустите руки в коробку;
· поводите ладонями по поверхности пуговиц;
· захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
· погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
· перетирайте пуговицы между ладонями;
· пересыпайте их из ладошки в ладошку;
· сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;
· берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
· те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
А теперь переместите коробку на пол:
· погрузите в коробку голые ступни;
· производите круговые движения;
· поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
· перебирайте пальцами ног пуговицы;
· перетирайте пуговицы между ступнями;
· захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.
Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом происходит сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.
2. Рыбалка
Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в «пуговичное море» и вылови «рыбку».
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя «рыбка»?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Комментарий. Игра способствует развитию сенсомоторной и познавательной сфер. Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».
3. Аквариум
Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже «живут» три «рыбки» (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших «рыбок» в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..» Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.
4. Пуговичное ожерелье
Выложите пуговицы на стол. Скажите ребенку: «Давай сделаем в подарок нашей бабушке белое (или другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше...»
И так далее, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.
Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, формы, величины и знание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему.
Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цветом, формой, величиной и пространственным расположением.
5. Пуговичное лото
Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать цвет пуговицы в своей картине. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.
Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его в своей картине. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее в нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета картины пуговицами».
Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. Также в игре может быть победитель и проигравший. Таким образом, мы формируем у ребенка адекватцое отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».
Отличный материал! Я о чем и говорю, как интересно и полезно общаться с коллегами. Самому ведь невозможно объять необъятное, а от Вас я узнаю о замечательной книге "Игры в сказкотерапии". Спасибо! Если Вы не против, я воспользуюсь данным материалом у себя в блоге, конечно, со ссылкой!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за внимание к материалу. Да, мне действительно нравится искать такие формы и методы работы с детьми, которые вызывают интерес детей и немало важно не требуют материальных затрат. Интересную литературу можно найти на сайте "педагогическая библиотека"http://www.pedlib.ru/ (в том числе и книги замечательной Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.).
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию, Алена, с Вами интересно общаться!
ОтветитьУдалитьОчень полезные игры!Спасибо за идеи!
ОтветитьУдалитьНаталья, пожалуйста! Книги этого автора вообще клад.
Удалить