суббота, 16 марта 2013 г.

Гиперсоциальное воспитание

Одним из типов неправильного воспитания  является  гиперсоциальное воспитание. Причина его — в неверной ориентации родителей. Это слишком  «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Они не прислушиваются к своим детям. «Надо» возведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован: он не имеет права подвести своих родителей. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. На ребенке лежит большая ответственность — проявлять социально одобряемое поведение, быть гордостью родителей и ни в коем случае не подводить взрослых. «Как тебе не стыдно»; «Ты меня позоришь»; «Воспитанные дети так себя не ведут» — наиболее часто звучащие фразы со стороны родителей. Ребенок должен быть лучшим, чтобы заслужить одобрение родителей. Приведу пример из книги А. Вороновой "Для детей  и их родителей": "Одна из моих клиенток, сама уже мама двух пятилетних близнецов, вспоминая свое детство, рассказывала, что ее отец постоянно произносил в ее адрес такую фразу: «Ты еще ничего не сделала для того, чтобы я тебя уважал». На тот момент, в свои десять лет, она училась на отлично, занималась лыжным спортом, была послушным, воспитанным ребенком. Сточки зрения папы, именно такое отношение к дочери заставляло ее добиваться успеха. Однако он не учитывал, что главным мотиватором для нее был страх не оправдать его ожидания. Страх и чувство вины перед родителями — не самые лучшие способы достижения успеха".
       Для иллюстрации вредного воздействия такого типа воспитания рассмотрим следующий случай. Представьте себе: четырех-пятилетние дети играют во дворе. Мамы сидят в сторонке на скамейке и говорят о чем-то своем. Игры детей им не интересны. Вдруг одна из мамаш видит, что ее сын стоит в песочнице на коленях, а другие ребята заводят его руки за спину. Ужасная картина! С криком: « Ты никогда не должен стоять на коленях!» — подбегает она к своему ребенку. Мальчик встает, опустив голову, другие мальчики удивленно смотрят на женщину. «Мы просто играли в войну, и его мы взяли в член. Это же понарошку», — в свое оправдание произносят дети. Мать берет своего, сына за руку и, ведя его домой, говорит: «Почему ты позволил взять себя в плен, придумали дурацкую игру, зачем ты играл в это? — Не дожидаясь ответа от сына, продолжала: — Хорошие мальчики играют в другие игры, не пачкают свои штаны, не позволяют унижать себя». В этой родительской тираде было столько гнева, раздражения. Для нее важнее было то, что подумают о ее сыне другие мамы, чем то, что в этот момент чувствует ее ребенок, как он переживает это унижение.
Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. С годами он перестает понимать, чего же на самом деле хочет именно он, каковы его истинные потребности, желания, цели. На очень простой вопрос, чего он хочет, он обычно отвечает: «Не знаю». Такое отношение к себе, к своим собственным потребностям может приводить к безразличию и апатии. Иногда это проявляется в форме аутоагрессии, то есть ребенок, подавляя свой гнев, раздражение, обиду, вынужден направить ее на себя. Получается, что он сам себя наказывает за то, в чем, по сути, не виноват. Он не виноват, что, получил на конкурсе лишь второе место, а не первое, как вы наделялись. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок был первым, станьте для него примером в этом. Поддерживайте его устремления, даже в случае неудачи подбадривайте и выражайте надежду, что у него получится в следующий раз. Ведь, как известно, не бывает неудач, есть только опыт.
Какие правила необходимо учитывать, чтобы избежать негативных последствий гиперсоциального воспитания?
•    Не стоит стыдить ребенка в присутствии окружающих за несоответствие вашим представлениям о правильном поведении. Замечания ребенку следует делать, только разобравшись в ситуации. Критические высказывания в отношении ребенка должны быть только конструктивными: вы критикуете отдельные поступки, а не личность в целом.
•   Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть соразмеримы с его возможностями.
•    Ребенок не обязан быть предметом гордости родителей и средством самоутверждения взрослых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...