«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук
Именно такой подход лежит в основе моей программы "Моя планета" - минимум обучающих слов и максимум действий и размышлений по заданной проблеме.
Но сперва необходимо включиться в работу, проявить себя, заявить о себе. Передавая зажженную свечу, дети проговаривали все самое интересное, что было с ними за прошлую неделю (или за день, ведь неделя- это целая вечность в представлении дошкольников - после сончаса в саду начинается новый день, а что было до него дети не всегда могут вспомнить).
Рассматривание иллюстраций по теме и обсуждение увиденного. Каждый ребенок рассказывает о том, что видит. Уметь увидеть закономерности на картине, рассказать о увиденном - это очень важный навык и современные дети особо в этом нуждаются. Связная речь современных детей нуждается в развитии.
Мы обсудили как были одеты древние люди. Фрагмент обсуждения...
- Ребята, а что носили древние люди? Посмотрите внимательно.
-Они голые ходили! - говорит один парень.
-Да ты что! Они в шортиках! - говорит Полина.
-А из чего их одежда сделана, как думаете?
-Из бумаги!
-Из дерева!
-Нужно взять бумагу, переработать и получится новый материал, - размышляет наш философ Макар.
-Да из шкурок! - восклицает Полина.
Я ничего сама не говорила - подводила к размышлениям самих детей.
-Ребята, а как думаете как древние люди добывали себе шкуры?
-Зверей убивали, козлов! - говорит Ярик.
-Точно, они добывали себе зверя и делали одежду и еще что-то...
-Как думаете, а зачем древнему человеку нужен был огонь?
-Когда света дома нет мы тоже зажигаем огонь -свечки, - размышляет Макар.
-А еще они еду готовили! - говорит Полина.
-Конечно, для тепла, света и приготовления еды, а еще чтобы пугать диких зверей.
-Ребята, а вот посмотрите (показываю картину со сражением с пещерным медведем) - что делают древние люди?
-Сражаются!
-А какими они должны быть тогда?
-Смелыми, дружными, сильными!
Затем мы строим мир древних людей. Проговариваем, что им нужна была вода и жилища строили рядом с водой.
Учимся договариваться о том, где будут растения, пещера....
Мир готов, но нет самих древних людей. Дети делают древних людей из веток, пластилина. Каждый сам выбирает цвет, размер веток для рук и ног. В данном задании я преследовала еще одну цель: обращала внимание на строение тела человека: руки, ноги, шея, голова.... Я в своей практике часто отмечаю трудности детей в ориентации в теле, в строении, что особо видно в рисунках человека.
Вспомнили, что у древних людей была одежда из шкур. Трогаем шкурку, рассказываем о своих ощущениях - очень полезное упражнение (развитие ощущений, речи - словарь признаков).
Каждый ребенок берет столько материала, сколько может освоить. В малых группах хорошо работает индивидуальный подход. Макар, например, был согласен только на человека огромных размеров и я сопровождала его в этом начинании. В больших группах это невозможно.
Когда герои сделаны, то дети размещают их в мире, играют в нем....
Девочка Полины отдыхает...
Мы пробовали сделать огонь - высекали из камней...
Дети сделали еще и орудия древних людей (фото не получилось)...
В конце занятия мы вновь садимся в круг и передаем свечу - точнее зажигаем ее и учимся как древние люди быть единой командой - задуваем ее одновременно (ох как это непросто....)
Вот такая встреча случилась в развивающем центре "Кенгуру". Спасибо детям! Все-таки работа с детьми самая благодатная....
Отлично поиграли и порассуждали!!! Молодцы!!! Браво, Алена!!!
ОтветитьУдалитьНаталья, так интересно слушать рассуждения детей! У них такие версии неожиданные рождаются. Вам спасибо!
УдалитьАлёна, с удовольствием читаю твои сообщения из цикла "Моя планета". Твой подход к работе мне очень интересен. Конструирование человечков, высекание огня из камней - прекрасные находки! Да уж развитая связная речь - не самая сильная сторона современных детей. Так же как и способность играть, самостоятельно придумывать сюжеты, распределять роли. Жутко становится от того, что детей сейчас надо этому учить. Я часто размышляю... Почему так складывается? Возможно в будущем им все эти навыки и не нужны будут? Но тут же одергиваю себя. Если ничего не предпринимать, возможно ли вообще существование здорового общества, личности?
ОтветитьУдалитьСовременные дети много времени проводят за планшетами и другими гаджетами, а там все за нас решено и говорить-то не всегда надо. К счастью, есть и другие дети. Думаю, что начинать надо с себя - научить детей играть задача родителей прежде всего.
УдалитьКогда работала с логопедическими детьми , то приходилось встречать детей, которые вообще играть в игрушки не умели, но были такими асами в гаджетах и родители рады этому. Хорошо, что дети технически продвинутые, но не всегда это оправданно.
Алена, еще одно замечательное занятие я посетила в центре "Кенгуру". Насколько разнообразна деятельность на твоих занятиях, и сколько полезного и нужного получают ребята.
ОтветитьУдалитьПрофессиональная работа, молодчина!
Вика, спасибо! Эти занятия учат и меня. Не все удается так, как было задумано. Хотелось бы побольше игры добавить, но песок детей настолько очаровывает, что они готовы строить миры, заселять их бесконечно.....Конечно, это тоже игра, но другого качества.
УдалитьВсе понравилось, все-все-все! Спасибо, Алена Валерьевна
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрый отзыв, Анна Борисовна! То ли еще будет!
УдалитьАлена Валерьевна, очень интересное занятие, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьАлена, а я ждала это твоё занятие! получила порцию вдохновения - и довольна:) На последней фотографии ты с детьми?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лена! Да, это я. Самое удачное фото. Сама себе нравлюсь - прямо стройняшка....
УдалитьКак интересно! Такой у Макара человек получился - просто восхитительный! Беру занятие на заметку, спасибо!
ОтветитьУдалитьДА, только Макар немного расстроился от того, что человек в пещеру не вошел....
УдалитьСпасибо, Алёна, за позитив! Пластилиновые "человеки" с палочками в шкурах - супер!
ОтветитьУдалитьОЛьга, хочется научить детей делать из простых материалов что-то интересное. У меня даже некоторые дети палочки домой берут.... я сама-то их рву по дороге в центр и некоторые прямо около входа....
Удалить