Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители!
Рабочие будни педагога-психолога интересны, насыщенны и каждый раз создают такие ситуации, которые рождают новые идеи, техники, новое использование старых программ.
Бусы (благодаря коллеге Виктории Свиридовой из города Краснодара) являются незаменимыми в моей работе.
Покажу пример работы с ребенком 5 лет на развитие зрительно-моторной координации (умение скопировать образец) и мышления.
Я предлагаю образец узора, а ребенок должен его повторить. Согласитесь, что вот так гораздо интереснее чем просто срисовать на бумаге.
Данный вид работы помимо ЗМК развивает и внимание, мелкую моторику. Очень непросто повторить волну из бус. Самостоятельно ребенок не справился (ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями). Просто, интересно и очень полезно! Рекомендую такой прием. Бусы можно заменить шнурочком, веревочкой.
Очень важно научить ребенка самоконтролю - поэтапно проверять самого себя - не торопиться показывать ошибки.
Другое задание с бусами и грунтом. Я выкладываю квадрат и ребенок должен его повторить. И это не очень просто!
Затем по речевой инструкции ребенок выкладывает грунт: в верхнем левом углу положи красный камень....И так до конца - как захочется Вам.
Второй этап работы: сделай все кучки камней одинаковыми (по углам).
Здесь активно работают операции анализа и сравнения! Ребенок начинает с одного угла - выбирает большее количество камней одного цвета и столько же выкладывает в другие углы . Затем работает с центром квадрата. У нас получилось, что в центре больше камней одного цвета, чем в углах. Тут нужно принять решение: как сделать ВСЕ кучки одинаковыми (можно в углах добавить или из центра убавить).
Это классное упражнение!
В подготовительных группах продолжается работа по эмоциональной сфере. Сегодня мы говорили об эмоции "Робость".
На занятиях по программе "Вкус и запах радости" к детям приходят в гости гномы Том и Тим. После рассказа, который настраивает на эмоцию, дети рассказывают как выглядит человек, испытывающий робость, показывают его, делятся своим опытом и способом Мы звоним колокольчиками: робким и уверенным. Даже звучат по-разному уверенность и робость.
Заем дети вспоминают или думают о том, а как в природе проявляется робость. Когда море может быть робким, когда солнышко светит робко, когда дождь робкий, а когда нет. На помощь приходят картинки.
-Где робкое дерево, а где уверенное?
Робкий ветерок и уверенный ветерок.
Затем ребята рисуют робость в жизни или в природе.
Здесь мальчик робеет - не может подойти и попроситься поиграть. Ему на помощь приходит другой ребенок (сам ребенок придумывает способ, который поможет ему стать увереннее). Дорожка - символ дороги, ведущей к уверенному поведению
Здесь дождик был сперва робким, а потом уверенно полил. Солнце было робкое, а потом засияло во всю мощь, даже дерево стало уверенным. И я смогу - такой подтекст.
Девочка была робкая - не могла познакомиться, но потом к ней подошла другая и помогла.
Дети решили сделать общую книгу и назвали ее так:
и с гордостью отнесли в группу.
С другой группой мы проиграли способы преодоления робости в песочнице. С данной группой я сперва работала по программе Кононыхиной, но эта программа мне не понравилась и я постепенно перешла на микс "Вкус и запах радости" и песочницы. Это то, что мне нравится.
Задача детей -выбрать героя, который испытывает робость и построить для него мир.
Я с героем путешествую по песочным странам и спрашиваю о том, отчего робеет герой ребенка и как ему справиться с робостью.
Этот рабочий в первый раз в жизни строил дом и думал, что не справится. Но он сумел построить дом - попросил совета у опытных строителей. В следующий раз он станет уже уверенно строить - так сказал мальчик.
Собака робела и сама не знала что хочет. Дети предлагали ей разные способы, но она отказывалась. Тогда к ней прибежала обезьянка и сказала, что она так стесняется и ей надо помочь познакомиться. Вот тут наша собака и проявила свою уверенность -помогла обезьянке познакомиться и ее робость прошла. Помогая другим, мы становимся сильнее - вот такой вывод понял ребенок.
В стране этого ребенка были волшебные желуди, которые одаривали уверенностью в себе. С радостью дети получили по одному желудю и приложили к себе - напитались уверенностью. Я такого не придумала бы - все дети. Каждое занятие уникальное.
Теперь о себе...
Как-то мне захотелось сову и я предложила Ване ее сшить. Он с такой радостью принялся за дело! Только сказал: мне нужно сшить две - для Ули и Юли (это любовь Вани). И ведь сшил! Это первые сшитые игрушки Вани (розовые совы). Я только пришила сердечки и ножки. Синюю сову сшила для Вани я, но как оказалось, что это только начало... Два следующих дня я шила сов для Глеба и для Юли и для Вани т.к. он всех своих дарил....Замечательный опыт. Щедрость - хорошее качество и забота о девочках и умение сделать приятное своими руками. Для этого нужно немного оказать помощь.
Вчера пришла ко мне в кабинет девочка 5 лет и, увидев камни и кристаллы, говорит:
-Камни у вас волшебные!
-И яйцо волшебное? - спрашивает меня.
-....
-Конечно волшебное! - сама и отвечает.
-А Вы - Фея!
-Почему?
-У Вас все волшебное, Вы просто не можете быть не Феей!
Вот так я стала Феей.
Работа с детьми дарит радость каждый день!
А детям дарит радость когда мы собираемся на тренинги вместе: я, родители и дети. В нашем саду такие мероприятия становятся регулярными. Радует, что активность родителей стала высокой. Приходится уже ограничивать количество участников.
31 января состоялся тренинг "Развитие эмоционального интеллекта ребенка". Было 9 семейных пар (даже один папа с дочкой). Мы играли, беседовали, творили. Этот тренинг для меня показался самым удачным.
7 февраля тренинг для групп №3 и №5 - записывайтесь на листе регистрации в раздевалке.
Как интересно и насыщенно проходят занятия! Алена, спасибо за вариант игры с бусами, у нас они есть))
ОтветитьУдалитьСовушки прекрасны! А сколько задач с помощью них решается))
Елена, стараюсь сделать занятия интересными и мне, и детям.
УдалитьБусы такие привлекательные для детей - надо еще прикупить.
Сшилось всего 7 сов и одна из них дома осталась. Процесс шитья так увлекателен.
Спасибо, Елена!
Для малышей игры с бусами просто находка, Алена Валерьевна! Вы - фея, это точно!
ОтветитьУдалитьЯ уверена, что все психологи -Феи. Работа у нас такая сказочная. Вот сегодня был ребенок у меня с особенностями развития так мы с ним играли водой, пеной. На ходу придумывается столько всего для установления контакта, фантазия развивается по необходимости.
УдалитьАлена. ты права, бусы отличная вещь на занятия психолога. Я тоже их активно использую на занятиях. Уже второй раз меня интригует твоя программа вкус и запах радости. Подскажи автора программы. Очень насыщенные и красочные занятия у тебя с детками, которые побуждают детей рассуждать, заглядывать вглубь себя и, как мне кажется, очень диагностичны.
ОтветитьУдалитьАвтор Никифорова. Программа хороша. В ней много материала - можно выбрать или делать по 2 занятия. Всего описано 8 занятий. Оптимально для реализации в условиях 12 групп - цикл из 10 занятий.
УдалитьСпасибо, Юля!
Не работа, а сказка)
ОтветитьУдалитьИнтересные практики. И как мы раньше в детсад ходили без психологов, логопедов и прочих специалистов, которые помогают ребенку раскрыться?
Ирина, Вы правы! Сказка.
УдалитьКонечно, хорошо если в садах есть специалисты. Наблюдается тенденция к сокращению штата.
Рада видеть Вас!
Настоящая в фея в таком красивом и уютном сказочном царстве! Играть с бусами деткам очень нравиться, я это теперь точно знаю
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, Вы уже специалист по работе с детьми раннего возраста!
УдалитьСПасибо за добрые слова!
Фея... услышав такие слова, хочется летать, придумывать, внедрять... Алена, конечно, Вы фея! И не только для детей, но и для нас.
ОтветитьУдалитьМечтаю о грунте, но так и не дойду до магазина вот уже несколько лет.😢
Мне тут на днях мальчик сказал: "Жанну люблю!", тоже было ужасно приятно и душа потеплела...
СОгласна, Жанна, приятно слышать такие слова от детей. От Вас их слышать также приятно!
УдалитьА я крышки собираю. ..
Как Вас не любить?....Сказку детям каждый день дарите.
Здравствуйте, Фея!! Бусы и грунт - это здорово, сегодня дома потрясла свою коробку, собрала в сад, понесу сокровища. Сейчас пойду читать про вашу программу. Спасибо, Алена!!
ОтветитьУдалитьОльга, рада, что материал оказался востребованным!
УдалитьЗдравствуй, Алёна!
ОтветитьУдалитьПриятно осознавать, что даришь детям радость и уверенность.
Твои занятия вдохновляют на новые идеи.
Здравствуй, Вика! Спасибо за добрые сова. Конечно, приятно.... Работа у нас такая - приятности делать детям и взрослым.
УдалитьАлена, все время читаю Ваши советы и в прошлый раз с рыбками тоже экспериментировали. Простите, комментарии не всегда успеваю оставить( Теперь вот понравились работы с робостью и смелостью. Очень здорово получилось, и детям, наверно, не сразу удалось это изобразить. Ведь эмоции или качества характера бывает сложно изобразить. Но чем дети младше, тем они больше делают это непосредственно. Класс!
ОтветитьУдалитьА бусики! Родные бусики, ну кто ж не любит с ними играть! Это же настоящая волшебная нить, воплощающая любые задумки.
Ирина, каждый комментирует по возможности - я к этому отношусь спокойно.
УдалитьДети легко справляются с показом эмоций. Даже скромные и те показывают уже.
Точно, бусы - волшебная нить. Красиво сказано. Спасибо!
Алена, быть для кого-то Феей - это так приятно!
ОтветитьУдалитьИгры с бусами уже утащила в свою копилку))) Конечно, так интереснее, чем в тетради рисовать! Очень понравились карточки с гномами, стала искать программу и вдруг оказалось, что она у меня уже давно в "Лабиринте" отложена)) После твоих рассказов очень хочется поработать по ней. Знаю, что она для дошкольников, но можно же адаптировать.
И совушек никак не могу без внимания оставить! Они прелестны!
Очень приятно, Людмила!
УдалитьБУсы так хорошо вплетаются в занятия. А программа мне нравится.
Мне ближе когда не смешивается и познавательное развитие и эмоциональное.
Если уж развивать мышление, то эмоций много не нужно вставлять в занятие. А вот эмоциональное развитие - это такое самодостаточное направление.
К программе диск прилагается с картинками. Посмотрю можно ли его переслать, а может и текст там есть - не знаю.
Здорово, Алена, у Вас занятия проходят! Совы просто загляденье , выполнены очень аккуратно и не подумаешь, что мальчик и еще дошкольник мастерил! Молодец, уже понимает, что дарить подарки -оочень приятно!
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо! Занятия мы сами простраиваем. Я делаю так, чтобы мне было интересно. Сама удивилась как Ваня сшил. Первую я немного помогала - рядом сидела, а вторую сам. Только глаза наметила.
УдалитьЗашли вчера в Фикс прайс, а там к Св. Валентину уже витрины. Он сразу - это для Ули и Юли подойдет....
Здравствуйте, Алена!
ОтветитьУдалитьОчень понравились игры с бусами, а совушки какие очаровательные! Большое спасибо!
Наталья, теперь сердечки Ваня шить будет. Очень девочек любит, а их две сестренки.
УдалитьСпасибо Вам!
Радостно слышать об активности родителей. По какой-то определенной программе занимаетесь с ними? А Вкус и запах радости я приобрела, правда , в электронном виде. На будущий год запланирую работу.
ОтветитьУдалитьНа почту послала Лебедеву, видела?
Согласна, Алена! Работа в тесном сотрудничестве с семьей дает наилучшие результаты. Лебедеву не видела. Может ты на старую почту отправила. ПОд фото - новая.
УдалитьПрограммы готовой для родителей нет. Выбираю под потребности.
Алёна, с тобой, с Викой, с Юлией и другими психологами я снова погружаюсь с головой в этот действительно сказочный мир... И вот именно при прочтении таких постов немного сожалею, что несколько отошла от психологии в отношении всего ДОУ, а с головой погрузились в свою группу. Но там я уж по полной.:))))
ОтветитьУдалитьВанечка молодец какой! А для мальчишки вообще любо - дорого смотреть! :)
Катя, уверена, что твоим детям очень повезло! Представляю, как ты отдаешься процессу только с одой группой! Очень хочется посмотреть что-то из твоих игр с детьми. Понимаю, что это время.
УдалитьА Ваня меня удивил... Сам захотел, сам сшил. Хочет в школу. Созрел. Правильно сделала я, что не отдала его раньше. 2-3 месяца так много значат.
Вот золотые слова сказала девочка - фея Алёна, у которой все волшебное!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пост. Так просто и так замечательно. И гномы хорошо направляют и вписываются, и выводы далеко идущие дети делают. Мирок для робкого человека - замечательный с рецептом преодоления робости.
И совы чудо как хороши. Сделаны с любовью и щедростью.
Алена, подписана на ваши обновления и всегда удивлена вашим творчеством.После просмотра ваших событий хочется творить и развиваться, спасибо огромное)))) Хотела уточнить, ваши тренинги с родителями как то запланированы в виде программы или они в течение работы возникают на разные темы: одно занятие -одна тема и родители у кого появиться желание быть участником?
ОтветитьУдалитьИ можно пожалуйста, поподробнее о программе Лебедевой, если я правильно понимаю?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, НАташа! Про Лебедеву ничего не могу сказать - я не знаю, что мне выслали - не пришла мне эта почта.
УдалитьВ нашем детском саду я только ввожу тренинговую форму работы с родителями - пробую приемы работы. Пока довольна. В саду 12 групп - 5 возрастов. Для каждого возраста своя тема интересна. Что было проведено:
1. Сказочное путешествие в страну Понимания. Тренинг с использованием телесно-ориентированных технологий. Телесность в общении детей и родителей очень важна. Я в сказочной форме предлагала игровые упражнения, способствующие в том числе и лучшему пониманию детей родителями. Эта встреча была среди средних, старших и подготовительных групп. В конце встречи = арттехника "Картина из природных материалов".
2. Техника "ВОлшебные краски". На этой встрече дети и родители создавали волшебные краски и вторили ими.
3. Развитие эмоционального интеллекта. СТарший возраст. Играли в игру "Эмоции" - вытаскивали карточки и обсуждали что это и когда бывает и как справляться. Проработали эмоцию гнева. СОздали коллаж "Источники радости нашей семьи". И конечно же, много беседовали о том, что рождалось на встрече.
В группах вешаю объявление и родители записываются.
Всегда радостно за коллег, у которых есть желание творить и простор для творчества!:)
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо!
УдалитьАлена, у тебя всегда так интересно! А бусы это действительно - целый кладезь идей! Кстати, выложенный узор можно и на бумаге повторить) И каждый педагог придумывает что-то свое) А думаю каждый педагог для детей немного волшебник)
ОтветитьУдалитьНаталия, рада видеть тебя! У тебя не менее интересней!
УдалитьПро бумагу - спасибо!
Мне очень хочется верить. что каждый педагог - волшебник! Взрослый для ребенка вообще носитель новых знаний, а значит имеет отношение к волшебству. Важно так дать знания, чтобы не отпугнуть желания их получать.
Алена, большое спасибо Вам за интереснейший пост! С какого возраста ребенка можно начинать такие упражнения и игры? Нам полтора годика, ещё мелкие, но с машинками, кубиками, куклами не любит играть. Не знаю, чем занять энерджайзера))
ОтветитьУдалитьНадежда, в этом возрасте предметная деятельность - изучение свойств предметов.
УдалитьИгры с водой - это вообще фаворит. Помнится мои дети обожали изучать кухонные шкафы - играли с кастрюлями, крышками - открывали - закрывали- складывали - сыпали... Тесто - еще один крутой материал для этого возраста.
Важно быть попутчиком ребенка на этапе освоения мира.
Если кратко, то так.
Да-да_да, шкафы, кастрюли, это мы любим!!! И воду любим! А вот тесто не пробовала, обязательно попробую! Спасибо за ответ!
УдалитьПожалуйста! воду можно наливать в две емкости - теплая и прохладная и одновременно опускать руки и отмечать ощущения с эмоциями.
Удалитьпирамидки, матрешки, цветные кубики, вкладыши.....молоточки, шумящие бутылочки. ароматные баночки из-под шампуней, духов, поверхности с разной текстурой - все для развития сенсорных анализаторов.
Спасибо, всё так, как Вы написали.У нас еще к папиным инструментам большой интерес))))
ОтветитьУдалитьАлена, конечно, ты Фея! А как же иначе? Столько чудес в твоем кабинете творится, самых настоящих! Спасибо за идеи с робостью, беру на заметку.
ОтветитьУдалитьНа самом деле, Аня, волшебники и феи - это дети. Они могут так вдохновлять! Когда видишь их благодарные глаза, то хочется их удивлять.
Удалить