Здравствуйте, читатели и гости блога!
Вот и начался этот интереснейший марафон - марафон игр, детских развивающих игр, который организовала Наталья Чистоклетова - человек, о котором я могу говорить долго и только восторженные речи. Если Вы еще не знакомы с проектом, который организовала Наталья - зайдите в блог и прочитайте (баннер на правой панели моего блога) . Скажу лишь, что результатом этого проекта станут 10 журналов с играми, который может получить каждый участник. Тема первого номера - мемори - известная игра на развитие памяти.
В моей коллекции игр есть некоторые варианты этой известной игры, но сегодня я расскажу о новом варианте игры мемори - с антонимами. Знание антонимов является одной из составляющих речевого развития, речевого мышления, которое диагностируется при изучении готовности к обучению в школе и для меня на сегодняшний день является актуальной задачей. Прошлый опыт показал, что знание антонимов - слабое место современных детей. Часто дети путают близкие слова, заменяют их на похожие (например, широкий - маленький (вместо узкого) и т.д.).
В качестве карточек я использовала готовую дидактическую игру " Одинаковое - разное".
Итак, начнем. Кратко представлю алгоритм работы.
1 этап. Знакомство с игрой. Знакомство с антонимами мне подсказали сами дети. Так часто бывает, что именно от детей я получаю новые варианты игр. Придя в группу, я выложила карточки на стол - дети стали их брать, проговаривая: " я мороженое люблю", "а я лошадь"... и т.п.
Поэтому я дала детям такую инструкцию: "Возьмите со стола те карточки, которые нравятся".
Ребята разложили перед собой карточки. Одному ребенку было предложено дать мне одну из карточек.
2 этап. Затем я спрашивала: что изображено на карточке (закрывала надписи т.к. многие дети умеют читать) и какой этот предмет. Например, гиря: какая она? Что может быть еще тяжелым? А наоборот, то это ...Легкое - сразу догадались дети. Что еще может быть легким? И т.д. Таким образом мы подобрали парные картинки: антонимы, проговорив про каждую пару. В ходе такого обсуждения развивается не только мышление и речь, но и чувство сплоченности, вырабатываются правила работы в команде, коммуникативные навыки.
Есть некоторые слова, которые дети часто путают: высокий - низкий (называют маленький), широкий -узкий (называют маленький или низкий), острый - тупой (дети вообще редко называют подходящее слово - говорят не острый).
3 этап. Для закрепления некоторых антонимов есть рифмовки с показом:
высоко (руки вверх) - низко (руки вниз);
далеко (ладонь к глазам - смотрим вдаль) - близко (руки перед грудью)
широко (руки в стороны) - узко (руки близко друг к другу)
Мы показывали руками ...
В результате все пары были разобраны, изучены, озвучены....
4 этап. Мемори.
Выбрали 5- 7 пар картинок, разложили, предварительно смешав, и начали играть в мемори: один ребенок открывал 2 картинки, затем следующий две -если найдена пара - в сторонку и т.д. Классический вариант игры, но только не парные картинки, а противоположности.
Вывод: такой алгоритм работы позволил закрепить знание о словах с противоположным значением, развить мышление, речь, память, коммуникативные навыки.
Данная игра принимает участие в проекте
!!! Алёна, отличный вариант! Вот, что значит сколько людей - столько и идей! Спасибо за участие! Игровой месяц только начался, надеюсь, что вы еще с детьми поиграете и нам покажете))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья! Постараюсь еще что-то опубликовать, мысли есть...
ОтветитьУдалитьОтличная игра, здорово получилось! Как же мне все это применить с малышатами на подготовке?! Надо сделать набег на магазин игр с карточками:))
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, к счастью такие игры стоят совсем недорого (думаю около ста рублей). Ваши малышатам - сколько им лет? Этим - 5,6 - 6,6 г. - подготовительная группа. Простые антонимы знают хорошо, но вот такие как: высокий -низкий, тонкий - толстый, острый -тупой, широкий - узкий, глубокий -мелкий и некоторые другие слабо почти все и не только в нашем ДОУ.
УдалитьОтличная игра! ))) Эх, где бы взять время на то, чтобы все это сделать.... В антонимах мы еще "плаваем"... ((
ОтветитьУдалитьЛена, а делать то ничего и не надо - все в магазинах есть. В антонимах многие дети плавают....
УдалитьОтличная идея! Так можно еще сделать карточки с рифмующимися словами и т.п. Все это очень полезно для развития речи!
ОтветитьУдалитьТочно, точно! Спасибо за идею!
УдалитьИ мне очень понравилась ваша разновидность игры. Буду применять. Спасибо за идеи!
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо!
УдалитьСпасибо, Алена! Очень познавательно - отправляю к себе в закладочки
ОтветитьУдалитьСветлана, рада, что игра пригодится.
УдалитьЭээх, нам бы такого психолога в детский сад, который ходит по группам и играет с детьми в увлекательные, развивающие игры!!! Алена, дети, наверное, Вас обожают и лишь только Вы появляетесь - бегут Вас обнимать с восторженными криками. Угадала? Успехов Вам и в дальнейшем!!! Буду следить за Вашим участием в проекте с интересом, а вдруг и для моих малышей идею подкинете!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Жанна, спасибо за такие теплые слова! Действительно, дети радуются когда я прихожу в группу, но я уверена, что рады всем не только мне, а как они любят своих воспитателей! Дети вообще очень отзывчивые и щедрые на проявление чувств.
ОтветитьУдалитьДля малышей я придумала игру мемори, но подсмотрела ее у Вас, Жанна!
Классно вы придумали!
ОтветитьУдалитьАлена! Отличные игры. Очень люблю вариативность в игре. Дети с интересом играют в подобные игры, у них не угасает интерес. Да и мы находимся в постоянном творческом поиске. Спасибо.
ОтветитьУдалитьТатьяна, полностью с Вами согласна. Спасибо! Заходите в гости, скоро еще про одну игру напишу или не про одну...время бы умножить...
УдалитьАлена Валерьевна, какая вы молодец! побывала в гостях в вашем блоге, все очень познавательно! Интересная идея с антонимами - мемори)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна! Рада Вас видеть в моем блоге! Спасибо огромное за теплые слова!
УдалитьТакой алгоритм работы мне очень импонирует. Сначала всё от инициативы детей, а потом уже решение всевозможных задач. Спасибо, Алена. Не перестаю восхищаться Вашими творческими находками. Это не лесть, а слова, идущие от души. Повезло Вашим детишкам.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Только вот Ваше имя для меня ТАЙНА....
Удалить