вторник, 10 сентября 2013 г.

Мемори. Антонимы: пример игры


Здравствуйте, читатели и гости  блога!
Вот и  начался этот интереснейший марафон - марафон  игр, детских развивающих игр, который  организовала  Наталья  Чистоклетова - человек, о котором  я  могу  говорить долго  и  только восторженные речи. Если  Вы  еще  не  знакомы  с проектом, который  организовала Наталья - зайдите  в  блог и прочитайте (баннер  на  правой  панели  моего блога) . Скажу лишь,  что результатом  этого  проекта  станут 10 журналов с  играми, который  может получить  каждый  участник. Тема  первого номера - мемори - известная  игра  на развитие  памяти.
В  моей  коллекции игр есть некоторые  варианты этой  известной игры, но сегодня  я  расскажу  о новом  варианте  игры  мемори - с антонимами. Знание антонимов является  одной  из составляющих речевого развития, речевого мышления, которое  диагностируется при изучении готовности  к  обучению в школе и  для  меня  на  сегодняшний день  является  актуальной задачей.  Прошлый  опыт показал, что знание антонимов - слабое  место современных детей.  Часто дети  путают  близкие слова, заменяют их на похожие  (например, широкий - маленький (вместо узкого)  и т.д.).
В  качестве  карточек  я  использовала  готовую дидактическую игру " Одинаковое - разное".   
Итак, начнем. Кратко представлю алгоритм  работы. 






1 этап. Знакомство  с игрой.  Знакомство с антонимами  мне  подсказали сами дети. Так часто бывает,  что именно от детей  я  получаю новые  варианты  игр.  Придя  в группу, я  выложила  карточки  на  стол - дети стали  их брать, проговаривая: " я  мороженое люблю", "а  я лошадь"... и т.п. 
Поэтому  я  дала детям такую инструкцию: "Возьмите  со стола  те карточки, которые  нравятся".  
Ребята  разложили  перед  собой карточки. Одному  ребенку  было предложено  дать мне  одну  из карточек.


2 этап. Затем я  спрашивала:  что изображено  на  карточке (закрывала  надписи  т.к. многие  дети умеют читать) и  какой  этот  предмет. Например, гиря: какая  она? Что может быть еще  тяжелым? А наоборот, то это ...Легкое - сразу  догадались дети. Что еще  может быть легким? И т.д. Таким образом мы  подобрали  парные  картинки:  антонимы, проговорив  про каждую пару. В ходе  такого обсуждения  развивается  не только мышление  и речь, но и  чувство сплоченности, вырабатываются  правила  работы  в  команде, коммуникативные навыки.



Есть некоторые слова, которые  дети часто путают:  высокий - низкий  (называют маленький), широкий -узкий (называют маленький или низкий), острый  - тупой (дети  вообще редко называют подходящее слово - говорят не острый).

3  этап. Для  закрепления некоторых антонимов есть  рифмовки с  показом:
 высоко  (руки вверх) - низко (руки вниз); 
далеко (ладонь  к  глазам - смотрим вдаль) - близко (руки перед  грудью) 
 широко (руки в  стороны)  - узко (руки  близко друг к  другу) 
Мы  показывали  руками ...

 В результате  все  пары  были  разобраны, изучены, озвучены....

4 этап.  Мемори.
Выбрали   5- 7 пар картинок, разложили, предварительно смешав, и начали  играть  в  мемори:  один ребенок  открывал  2 картинки, затем следующий две   -если  найдена  пара - в сторонку и  т.д. Классический  вариант игры, но только  не  парные картинки, а  противоположности.

Вывод: такой  алгоритм работы  позволил закрепить знание  о словах с  противоположным значением, развить мышление,  речь, память, коммуникативные навыки. 

  Данная  игра  принимает  участие  в проекте 

21 комментарий:

  1. !!! Алёна, отличный вариант! Вот, что значит сколько людей - столько и идей! Спасибо за участие! Игровой месяц только начался, надеюсь, что вы еще с детьми поиграете и нам покажете))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Наталья! Постараюсь еще что-то опубликовать, мысли есть...

    ОтветитьУдалить
  3. Отличная игра, здорово получилось! Как же мне все это применить с малышатами на подготовке?! Надо сделать набег на магазин игр с карточками:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, к счастью такие игры стоят совсем недорого (думаю около ста рублей). Ваши малышатам - сколько им лет? Этим - 5,6 - 6,6 г. - подготовительная группа. Простые антонимы знают хорошо, но вот такие как: высокий -низкий, тонкий - толстый, острый -тупой, широкий - узкий, глубокий -мелкий и некоторые другие слабо почти все и не только в нашем ДОУ.

      Удалить
  4. Отличная игра! ))) Эх, где бы взять время на то, чтобы все это сделать.... В антонимах мы еще "плаваем"... ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а делать то ничего и не надо - все в магазинах есть. В антонимах многие дети плавают....

      Удалить
  5. Отличная идея! Так можно еще сделать карточки с рифмующимися словами и т.п. Все это очень полезно для развития речи!

    ОтветитьУдалить
  6. И мне очень понравилась ваша разновидность игры. Буду применять. Спасибо за идеи!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, Алена! Очень познавательно - отправляю к себе в закладочки

    ОтветитьУдалить
  8. Эээх, нам бы такого психолога в детский сад, который ходит по группам и играет с детьми в увлекательные, развивающие игры!!! Алена, дети, наверное, Вас обожают и лишь только Вы появляетесь - бегут Вас обнимать с восторженными криками. Угадала? Успехов Вам и в дальнейшем!!! Буду следить за Вашим участием в проекте с интересом, а вдруг и для моих малышей идею подкинете!!!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Жанна, спасибо за такие теплые слова! Действительно, дети радуются когда я прихожу в группу, но я уверена, что рады всем не только мне, а как они любят своих воспитателей! Дети вообще очень отзывчивые и щедрые на проявление чувств.
    Для малышей я придумала игру мемори, но подсмотрела ее у Вас, Жанна!

    ОтветитьУдалить
  10. Шерстнева Татьяна11 сентября 2013 г. в 07:17

    Алена! Отличные игры. Очень люблю вариативность в игре. Дети с интересом играют в подобные игры, у них не угасает интерес. Да и мы находимся в постоянном творческом поиске. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, полностью с Вами согласна. Спасибо! Заходите в гости, скоро еще про одну игру напишу или не про одну...время бы умножить...

      Удалить
  11. Алена Валерьевна, какая вы молодец! побывала в гостях в вашем блоге, все очень познавательно! Интересная идея с антонимами - мемори)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Рада Вас видеть в моем блоге! Спасибо огромное за теплые слова!

      Удалить
  12. Такой алгоритм работы мне очень импонирует. Сначала всё от инициативы детей, а потом уже решение всевозможных задач. Спасибо, Алена. Не перестаю восхищаться Вашими творческими находками. Это не лесть, а слова, идущие от души. Повезло Вашим детишкам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Только вот Ваше имя для меня ТАЙНА....

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...