Одним из направлений деятельности педагога-психолога в ДОО является сопровождение детей в период адаптации. Кто-то из детей адаптируется легко - пару дней и нет слез, аппетит хороший, сон спокойный, играет с детьми, а кто-то испытывает трудности.... Вот с этими детками и работает психолог. Я использую разные методы, одним из которых является метод арт-терапии (элементы).
Я приглашаю ребенка в гости для того, чтобы сделать маме подарок. В последние дни это были рисунки и коллажи.
Важно предоставить ребенку лист побольше (я использовала картон формата А3). Осваивая пространство листа, ребенок присваивает этот опыт и переносит его на освоение пространства (ведь адаптация - сложный процесс, включающий и освоение пространства группы).
Интересно наблюдать за сменой эмоций, которое хорошо видно...
Сперва был черный цвет... Девочка грустила и подсознательно выбирает цвет грусти....
А вот уже и синий появился, а в глазах улыбка....
А вот уже и зеленый, и синий, и красный! И смех!
На листе расцветают необыкновенные цветы, а в глазах ребенка радость....
А вот и море. Вода на листе - это ресурс...
Море, желтый песок.... Девочка сама все рассказывает - это здорово! Рядом с морем дерево, которое превращается в цветы...
-Бабочку хочу!
Отличный символ!
Бабочку мы наклеили (обои были с бабочками).
В прошлый раз с другими детьми мы делали коллаж и фон для него. Был важен сам процесс творчества. Наблюдать то, как дети 3 лет ходят вокруг стола и пишут фон - сплошное удовольствие! В моем кабинете всегда есть качественные журналы для коллажей - вот мы с девочками и выбрали картинки и приклеили....Я только вырезала....
Работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста в МБДОУ ДС № 151 продолжается. Есть несколько деток, которые требуют моего внимания.
Алена, мне понравилась идея с соединением рисунка и коллажа! Спасибо, друг, за тему адаптации!
ОтветитьУдалитьЛена, моя идея сперва была дополнить фон сухими листьями, но когда на первой встрече дети начали рисовать, то я поняла, что листья тут не к месту и я предложила журналы. Процесс просматривания ярких иллюстраций помогает нормализовать эмоциональный фон, а когда еще детей спрашивают о том, какие картинки им нужны, то ребенок вообще расцветает и с радостью размещает картинки на своем холсте.
УдалитьДа, интересная комбинация рисунок и коллаж! Спасибо, Алена! И как наглядно меняется настроение с используемыми красками))))
ОтветитьУдалитьОльга, смысл этого поста для меня был в том, что очень важно детям, испытывающим проблемы в адаптации предлагать задания, которые помогали бы им выразить свои эмоции (часто дети не умеют говорить). Результат не так важен - важен сам процесс творчества и результат здесь - стабилизация эмоционального фона.
УдалитьЗдравствуйте! Это мама Саши Кожухова из "Теремка". Я очень тронута :) Вашей работой с моим сыном. Спасибо огромное! Все "в одного" пыталась адаптацию его облегчить, а тут Вы - за несколько встреч. Так здорово забирать ребенка из садика и видеть, что он не прилип, заплаканный к дверному стеклу, а играет с детьми. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Как неожиданно! Спасибо Вам! 39 садик - новый для меня и я только начинаю там адаптационную работу с детками. В группе мы играем в несколько игр утром и во вторник после сончаса. И некоторых деток приглашаю " к себе в гости". Сегодня Саша бы с Игорьком. Этот пост о другом садике -151, но в вашем работа будет аналогичной - проверенной на практике.
УдалитьСпасибо Вам еще раз!
Алена, как чудесно! Действительно картинка расцвела. А черное? Что это в итоге получилось по объяснениям автора? Очень любопытно). Как хорошо, когда дети справляются со своей печалью, это настолько радостно, что одним маленьким грустным человечком в мире стало меньше!
ОтветитьУдалитьАня, мне так грустно самой кода я вижу трудности в адаптации....Сама мама и представляю как трудно малышам без мамы. Все черное в цветы превратилось, но я никогда не спрашиваю что это было - если захочет, то сам расскажет. Я могу лишь восхититься глубиной цвета, широтой мазка....
УдалитьАлёна, спасибо, что делишься опытом. Я вот почему-то очень редко беру деток с ясельной группы к себе "в гости". Обычно работаю в спальной группы. Понимаю, что необходима смена обстановки, но так кардинально менять не решалась. Надо бы попробовать. Спасибо!
ОтветитьУдалитьАнна, да я сама редко так делаю. Всегда смотрю и интуичу - можно или нет. Если беру двоих, то одного уже из тех, кто был - и точно знает, что, в гостях его ждет что-то суперинтересное. И этот ребенок берет за ручку плаксика и ведет его. Но все очень индивидуально!
Удалить