Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Вот и заканчивается лето, скоро новый учебный год....
Сколько
радости бывает у каждого первоклассника и его родителей, когда он переступает
порог школы. Этот праздник запоминается ребенку
на всю жизнь. Но все меркнет, когда появляются первые проблемы с учебой.
В первую очередь это касается русского языка и чтения. Недовольные учителя
пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают ребенка любимых игр, а
ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие
уроки. Взрослые часто объясняют «двойки» проявлением лени или невнимательности.
Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым трудно дается
предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как определить, к
какой группе отнести неуспевающего ученика?
♦
отсутствие пропусков между словами и предложениями;
♦
несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
♦
зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
♦
повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
♦
замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у» («клУмат»),
«т» – «п» («Пигр»);
♦
ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
♦
пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо
«магазин»);
♦
забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
♦
нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое
колебание почерка (от мелкого – к крупному).
В такой ситуации помочь ребенку может
специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы
нейропсихологии. Родителям, конечно,
нельзя оставаться в стороне, в такой ситуации очень важно:
♦ Знать
все задания по русскому языку и тщательно следить за их исполнением. Проверяя
домашние задания, избегать отрицательных оценок. ♦ Растирать ребенку шейную и
затылочную зоны жестким полотенцем, следить за тем, чтобы ребенок, правильно
питался.
♦
Выделить ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной
территорией.
♦
Играть в «рифмы», сочинять и записывать стихи, завести для них специальную
тетрадь. Обсуждать с ребенком совместные произведения.
♦
Помнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной
умственной деятельности.
♦
Купить ребенку массажные тапочки или стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20
минут в день.
♦
Научиться самим и научить ребенка делать дыхательную гимнастику.
♦
Отдать ребенка в музыкальную школу, ведь игра на инструменте обеспечивает
одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в
отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария
сразу.
♦ И –
читать, читать! Читать ребенку, читать вместе с ребенком, читать всей семьей!
А вот некоторые упражнения из
нашей практики коррекции, которые можно использовать и в домашних условиях.
♦
Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова
пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.
♦
Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет
буквами (например, «здоровый» – «–ый»). Если ребенок делает ошибки в суффиксах
и окончаниях, предложите поиграть: нужно придумать слова на предпоследнюю букву
(вы говорите «слон», ребенок – слово, начинающееся на «о»).
♦
В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Необходимо вырезать с ним алфавит из бархатной
бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с
закрытыми глазами угадывает буквы на ощупь. Можно также писать буквы в воздухе,
на спине.… А, если занятия родителей будут идти параллельно со снижением
требований по технике чтения, то эффект от таких занятий будет значительно выше!
В статье использовался материал, предложенный Ольгой Яровой (детский нейропсихолог )
Доброе утро, Алена Валерьевна! К сожалению, таких учеников сейчас немало, но своевременная помощь очень помогает малышам. Чем раньше будет обращение к специалисту, тем раньше станут проявляться улучшения. Спасибо за поднятую тему!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте! Вы - педагог начальной школы и знаете об этом все. Спасибо за отклик!
УдалитьСамое страшное во всем этом, что большинство родителей не считают это чем-то трагичным и не спешат на помощь своим детям. "Подумаешь, делает ошибки, так и я их делаю!"
ОтветитьУдалитьПоколение, которое росло в 90-е, сейчас ведут своих детей в школы...
Совершенно согласна с Вами, Жанна! Родители иногда недооценивают трудностей письма, а своевременная помощь может помочь.
УдалитьЗдравствуйте, Алёна Валерьевна! Спасибо за сообщение. Вы указали на те моменты, которые видны в начальной школе. И в совместных действиях грамотного педагога и родителей - залог успеха ребёнка. Подчеркну слово "родителей". К сожалению, сегодня всё меньше мам и пап обращают внимание на такие, по их мнению, "мелочи".
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга! Такие "мелочи" действительно необходимо корректировать в тесном сотрудничестве "педагог-специалист -родитель-ребенок" и только тогда будет эффект.
УдалитьЗдравствуйте, Алена Валерьевна! Очень вам благодарна за статью.Актуальная тема!Вы молодец, не только выявляете проблему, но и даете рекомендации.Конечно, заинтересованные в образовании своего ребенка родители,обнаружив проблему, стараются ее сразу устранить, что приносит положительный результат. Но я согласна с тем, что большинство пап и мам, при моем уважении ко всем, без исключения,действительно не считают это каким-то важным моментом в учебе, списывая все на невнимательность школьника. В конечном итоге, страдает ребенок!Недавно столкнулась еще с одним моментом, родители просто боятся обращаться к психологу и психоневрологу
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нина Александровна! Это не моя статья, автор указан ниже - увидела и показалось, что это может быть очень полезным. Так как я тоже у дошкольников вижу некоторые моменты на которые следует обратить внимание родителям перед тем, как отдавать ребенка в школу.
УдалитьКакие полезные советы! Спасибо! У моих детей-школьников таких проблем не было, к счастью. Но тем не менее с интересом прочитала. Возможного врага, т.е. трудности надо знать в лицо))
ОтветитьУдалитьЭто счастье, что нет проблем....Но врага надо знать в лицо - это верно!
УдалитьАлена, спасибо огромное! Очень полезная статья! Хотя нам до школы еще год, но некоторые советы я начну применять уже сейчас. Особенно актуально про пропуски букв - дочка постоянно на письме то одну то другую букву потеряет. Будем писать палочковые диктанты!
ОтветитьУдалитьТатьяна, и Вам спасибо. Удачи Вам!
УдалитьСтатья очень и очень важная. И для родителей и для некоторых педагогов...
ОтветитьУдалитьВозьму многое на заметку! (кое-что уже давно делаем).
Очень важно чтобы эта информация доходила до родителей, неуспевающих по русскому языку деток. У моей племянницы дизартрия (3 класс) - трудно ей по-русскому, конечно...
Спасибо, Лена! Речевые нарушения очень часто приводят к проблемам по русскому - важно своевременно их корректировать и не ждать, что "само пройдет"
Удалить