Здравствуйте, гости и читатели моего блога!
Сегодня будет статья не моя, а та, которую я подсмотрела на одном из сайтов, но она такая замечательная, что я не могу не поделиться ей.
— Купи!… Купи!… Купи!…
- Я тебе уже сказала: «Нет!».
- А-а-а-а-а!
- Пойдем из магазина!
- Хочу игрушку! А-а-а-а…
- Хватит! Ничего не получишь!… Идем!
- Нет!… Купи!… А-а..
Мама с перекошенным лицом тащит орущего ребенка по ступенькам вниз, подальше от
игрушек и продавцов с молчаливыми осуждающими лицами. Конфликт продолжится
дома.- Я тебе уже сказала: «Нет!».
- А-а-а-а-а!
- Пойдем из магазина!
- Хочу игрушку! А-а-а-а…
- Хватит! Ничего не получишь!… Идем!
- Нет!… Купи!… А-а..
Малыш попытается отыграться на
чем-нибудь: не захочет есть свою любимую кашу или начнет хныкать без повода.
Знакомо. «Ты же умные книжки читаешь, — говорит мне муж, — Вот и придумай
что-нибудь». И я придумала, как можно отказать ребенку в его просьбе, не обижая
его и не травмируя психику. Вот несколько советов, которые, возможно,
пригодятся мамам и папам:
Слово «нет» я никогда не использую в
разговоре с ребенком. «Нет» ввергает малыша в транс. «Нет» значит «никогда».
Никогда не держать ему в руках этой игрушки, не играть с ней. Возможно, что в
сознании ребенка отложится мысль: «В жизни есть вещи, которых я не достоин».
Говорю с малышом максимально
неопределенно: возможно, вероятно, постараемся, при условии, что…
Сопереживаю малышу, будь то радость
или печаль. Ребенок должен чувствовать: мама всегда поймет, мама всегда
поддержит.
Говорю на уровне ребенка. С трехлетним карапузом мы будем говорить на одном
языке, с десятилетним, естественно, на другом, больше уповая на сознание и
логику.
Наглядность. Малыш не воспринимает отвлеченные, абстрактные
понятия: дорого-дешево, поздно-рано. Для него это пустой звук.
Иллюзия выбора. Малыш просит купить машинку. «Машинок у тебя
много, а вот таких наклеек у тебя еще не было. Тебе какая больше нравится: с
желтым верблюдом или с розовым слоном?». Внимание переключено. Малыш выходит из
магазина довольный: ему купили что-то новенькое. Вместе мы обсуждаем вопрос,
куда мы ее наклеим: на шкаф или на коробку с игрушками. За этими размышлениями
малыш полностью забывает, что он хотел.
Стараюсь переключить внимание
на то, что уже есть. «Да, у тебя
нет куклы с золотыми волосами, зато есть куклы с длинными волосами, куклы
умеющие говорить, есть кукла, которая сама умеет сосать бутылочку, есть куклы
резиновые, куклы тряпичные и т.д. Вон сколько кукол мы насчитали!».
Итак, мы отматываем ленту времени
назад и снова входам в Детский мир, в отдел игрушек. Меня, взрослого человека,
это обилие игрушек вводит в ступор. Яркие сочные краски заставляют зажмуриться.
А формы! Большие коробки с конструкторами и железной дорогой, маленькие
коробочки с кубиками и роботами, машинки всех цветов
и назначений, куклы в светящихся платьях, мягкие игрушки, умеющие говорить, а каких зверей только нет? Крокодилы, медведи, собаки чуть не в натуральную величину. Все это можно потрогать, взять в руки и даже немножко поиграть. А сколько кнопочек! Если начать вот на эту, интересно, что игрушка будет делать? Нас окружает сказочный мир, мир, где царствует ребенок, где все сделано под малыша… «Возьми меня, потрогай… купи!» — говорит каждая игрушка.
и назначений, куклы в светящихся платьях, мягкие игрушки, умеющие говорить, а каких зверей только нет? Крокодилы, медведи, собаки чуть не в натуральную величину. Все это можно потрогать, взять в руки и даже немножко поиграть. А сколько кнопочек! Если начать вот на эту, интересно, что игрушка будет делать? Нас окружает сказочный мир, мир, где царствует ребенок, где все сделано под малыша… «Возьми меня, потрогай… купи!» — говорит каждая игрушка.
Глаза у моего малыша сначала
расширяются. Его зрение не может уловить все это красочное изобилие, но глаза
долго не могут оставаться широко открытыми и медленно начинают фокусироваться
на какой-нибудь игрушке. Возможно, эта игрушка чисто случайно попала в поле
зрения или малыш осознанно выбрал ее среди сотен других -неважно. Он стоит и
смотрит. Я тоже стою и смотрю. Молчу. Для себя я все игрушки разделила на пять
категорий:
Дорогие игрушки.
Подарочные.
Нефункциональные.
Игрушки, которые уже есть.
Недорогие развивающие игры.
Подарочные.
Нефункциональные.
Игрушки, которые уже есть.
Недорогие развивающие игры.
В зависимости от того, в какую
категорию попадает игрушка, я и веду диалог. После трехминутного молчания, на
выдохе, с мольбой произносится фраза: «Мама, а ты мне купишь эту игрушку?».
«Тебе тоже нравится эта игрушка?» — спрашиваю я. «Да!» — восклицает мое чудо
ненаглядное. «Да, красивая игрушка», — снова подтверждаю я.
1. Предположим, ребенок выбрал очень
дорогую игрушку.
- Посмотри, эта игрушка может делать
то-то и то-то. Внутри нее очень сложный механизм. Вот почему эта игрушка стоит
так дорого. Чтобы купить ее, наш папа должен работать 10 дней, а мы не должны
кушать и пить, а копить деньги на эту игрушку. Как ты думаешь, эта игрушка
стоит того, чтобы ради нее не есть, не пить в течение 10 дней?
Другой вариант.
- Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки вместе взятые. Мы можем собрать все твои игрушки, починить и обменять на одну, вот эту. И у тебя вместо игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?
Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки. Ремонтировать игрушки вместе с малышом — дело хорошее, но наверняка какие-то детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, что вы разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.
Другой вариант.
- Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки вместе взятые. Мы можем собрать все твои игрушки, починить и обменять на одну, вот эту. И у тебя вместо игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?
Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки. Ремонтировать игрушки вместе с малышом — дело хорошее, но наверняка какие-то детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, что вы разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.
2. Ребенок выбрал достаточно дорогую
игрушку, но как подарок на Новый год или день рождения она вполне приемлема.
- Давай напишем письмо Деду Морозу. Возможно, он и подарит эту чудесную игрушку тебе на Новый год.
Или:
- Давай договоримся: эту игрушку мы подарим тебе на День рождения.
- А почему не сейчас?
- Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее покупку. Я думаю, что к твоему дню рождения мы соберем нужную сумму.
- Давай напишем письмо Деду Морозу. Возможно, он и подарит эту чудесную игрушку тебе на Новый год.
Или:
- Давай договоримся: эту игрушку мы подарим тебе на День рождения.
- А почему не сейчас?
- Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее покупку. Я думаю, что к твоему дню рождения мы соберем нужную сумму.
3. Нефункциональные игрушки; игрушки,
в которые ребенок поиграет один-два раза, а потом забудет.
- Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие и даже морковка в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий пушистый, а в лапках — мячик. Он, бедненький, просидел всю зиму на шкафу, и никто о ним не вспомнил. Наверное, он по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика, мы сами ему сделаем. Как ты думаешь, из чего можно морковку сделать? Внимание переключено.
- Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие и даже морковка в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий пушистый, а в лапках — мячик. Он, бедненький, просидел всю зиму на шкафу, и никто о ним не вспомнил. Наверное, он по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика, мы сами ему сделаем. Как ты думаешь, из чего можно морковку сделать? Внимание переключено.
4. Игрушки, которые уже есть.
Например, ребенок просит сто первую машинку.
- Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя у тебя есть? Большом синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?
- Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя у тебя есть? Большом синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?
5. Развивающие игры: лото, шашки,
кубики, конструкторы, всевозможные головоломки, игры Никитина и т.д. Если малыш
просит и позволяют средства, я с удовольствием куплю игрушку и мы вместе
поиграем.
Уметь отказывать и при этом не
обижать другого — дело тонкое и я этому учусь. Если с малышом я могу
сдержаться, то со взрослыми мне труднее. Согласитесь, так легко сказать «нет»
вместо того, чтобы долго выстраивать фразу, которая не обидит вашего
собеседника и поможет сохранить отношения.
дааа, полезные советы, и очень правильный прием с переключением внимания, кстати этот прием работает в любых ситуациях, когда ребенок начинает капризничать. Я в своей практике активно использую "переключение внимания", причем не перестаю удивляться, когда вижу желаемый результат)))
ОтветитьУдалитьДа, прием хороший, а особенно для маленьких детей (скажем до 3 лет). Однако, есть границы его применения. Так, например, когда ребенок испугался, то отвлекать внимание не совсем то, что надо, но об этом в следующих постах про страхи..
УдалитьПрочитала на одном дыхании. Спасибо! Обязательно воспользуюсь Вашими советами. Мне особенно близко насчет нефункциональных игрушек. Бывает, сама, как ребенок, влюблюсь в игрушку, куплю, а через день-два она становится неинтересна детям. И в случае с игрушками, очень здорово, когда есть друзья с детками. Тогда можно просто на несколько дней отправить погостить набор животных, или лото к мальчику (девочке), а у себя "принять в гости" паровозик или лошадку. Ребенок наиграется, и отпадет необходимость в покупке этой игрушки.
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо, но это не мои рекомендации - ссылка на автора указана внизу статьи.
УдалитьСтатья действительно интересная - вот и решила ее размести в блоге...
Особенно помогает мне прием переключение внимания - в период адаптации детей, да и в повседневной жизни, с малышами без этого никуда...
ОтветитьУдалитьНадо будет распечать статью для родительского уголка!
Спасибо, Алена, за грамотный материал.
Жанна, этот материал мне тоже понравился - спасибо тому автору, кто его напсал!
УдалитьЗамечательная статья, очень понравилась!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья!
УдалитьСтатья хорошая, есть дельные советы. Но тут надо по ребенку смотреть... Малышу, мне кажется, бесполезно объяснять, сколько дней на эту игрушку будут работать мама и папа. У нас сейчас прием отвлечения - поездки. То есть: "хорошо, мы все покупаем, но на море больше не едем, так как все деньги тратим на игрушки". Главное, чтобы не началась песня: "ну, давай вот эту последнюю и все".
ОтветитьУдалитьКстати, а отвлечение в нашем варианте почему-то не срабатывало...Особенно с года до трех... Если увидел - все, конец света. Приходилось магазины и киоски газетные (там тоже машинки продают) за три километра стороной обходить. Сейчас - в 6 лет, уже можно сказать, стало легко - а самый действенный и безотказный прием - давай купим на день рождения или новый год )))
Лена, конечно, индивидуальный подход - самый верный путь. Моему Ивану 3,8 когда приходим в магазин и он хочет игрушку, то я говорю так: выбирай или эту или эту, куплю только одну - не согласен не получишь ни одной. Сначала были слезы, но это закон и тут не поспоришь. Если ребенок маленький, то лучше избегать провокационных ситуаций.
УдалитьПереключение внимания для детей до 3 лет (примерно - все дети разные) срабатывает т.к. внимание еще очень неустойчивое в силу физиологических особенностей. Например, птичка летит - смотри и ребенок заинтересуется. Конечно, родителям нужно проявить все творческие способности.
Сын привыкнув что мама часто говорит "нет", одно время сам просил:купишь на ДР?. А дочка лет в 7-8 сказала: Я 10 раз попрошу и ты всё равно сделаешь как мне надо, лишь бы я от тебя отстала)
ОтветитьУдалитьНепростое это искусство - воспитание детей. Кто же в доме хозяин: ребенок 7-8 лет и взрослый человек....
УдалитьАлёна, спасибо за анализ и советы. воспользуюсь при случае.
ОтветитьУдалитьу нас, признаюсь, было немного не так.
зная, что с мамы взятки гладки, дочь раскручивала папу по полной, когда он приезжал из командировок. у меня никогда даже не просила! знала, что есть запасной вариант. а он почему-то считает покупки всякого барахла проявлением любви и заботы.
со всеми тремя я использовала прием переключения внимания.
главное- не заиграться, потому что это очень входит в привычку, и с подросшими детьми многие приемы не работают.
Настя, это точно с подросшими детьми нужно искать другие пути, а строить фундамент этих путей в дошкольном возрасте однозначно.
Удалить