Здравствуйте, читатели моего блога!
Сегодня я хочу затронуть одну очень важную тему: результат учения. Многие родители считают необходимым проводить занятия с детьми, обучать ребенка всему-всему! Очень часто ко мне на консультацию приходят мамы ( папы гораздо реже!) и говорят: "Я занимаюсь, занимаюсь, а результата нет! Говорю, говорю, покупаю новые игры и никакого результата!". А какой результат можно считать результатом? Вот вопрос! Я думаю, что наилучшим ответом будут слова великой Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Вот одна из глав ее книги. Я рекомендую эту книгу ВСЕМ родителям!
Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат - след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны Друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств),
Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!
Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.
Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: «Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Когда-то мы с ним увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них: все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит не смогу, не получится — и чувствую, это оттого, что я его совсем закритиковал».
Правило:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Домашние задания
Задание первое.
Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.
Задание второе.
Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.
Задание третье.
Запомните две-три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.
Всё так, Алёна! Я своим родителям тоже рекомендую развивать детей в изложенном ключе! Меня, например, как маму, всегда очень радует, когда моя дочка полученные знания и навыки применяет по - своему, нестандартно, оперируя полученным и изобретая что - то своё, новое - в такие моменты никогда не вмешиваюсь, а наблюдаю со стороны и искренне РАДУЮСЬ!!!
ОтветитьУдалитьДа, но родителям так трудно не вмешиваться в творческий процесс, а особенно если ребенок рисует, лепит - хочется что-то свое внести в работу ребенка - научить, что яблоко - не бывает синим и т.д. Жаль....
УдалитьДа, в том - то всё и дело, что мало наши родители читали Юлию Борисовну (да и вообще мало родители читают пед.литературу!), и про "четвёртый" результат никто не знает, а это так важно! Сколько учеников мне встречается, у которых отбито всяческое желание учиться - критикой, неумением родителей поддержать, похвалить! А уж про то, как их в школе "поддерживают", я и не говорю...Спасибо, Алёна, это очень важная тема!
ОтветитьУдалитьДА, Наталья! Это очень важно. Спасибо!
Удалить