Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Сегодня речь пойдет о такой важной составляющей
готовности к школе как понятийное мышление. Что же такое "понятийное
мышление" и как его развивать.
Вот что говорит Л.А. Ясюкова кандидат
психологических наук, доцент,
специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции
причин школьной неуспеваемости, автор технологии психологического сопровождения
учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс (выпускается компанией
«Иматон»), отмеченной дипломом лауреата конкурса «Инновационные психологические
технологии в новом столетии» на IV съезде Российского психологического
общества. Автор книг «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в
обучении», «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии
школьников», «Социальный интеллект детей и подростков».
Понятийное мышление можно определить через три важных
момента. Первый — умение
выделять суть явления, объекта. Второй —
умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий —
умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают
реальную ситуацию и делают правильные выводы.
Понятийным можно назвать такое мышление, при котором
систематизация информации осуществляется с использованием объекта
категориальных обобщений, а не функциональных, ситуативных эмоциональных,
образных и других субъективных классификаций. Категоризация — это частный вид
классификации, требующий выделения основных, внутренних, сущностных
характеристик предмета или явления для отнесения его к определенному виду в
рамках определенного рода, в отличие от любого объединения объектов по
каким-либо произвольно выбранным, общим для них признакам. При понятийном
мышлении осмысление информации происходит посредством включения новых
представлений в объективные классификационные группы, основаниями которых
являются внутренние, сущностные, константные характеристики предметов и
явлений, а не любые внешние, изменчивые свойства. Связывание между собой
явлений, событий, отдельных объектов, предметов или их групп происходит
посредством установления генетических, родо-видовых, объективных
причинно-следственных закономерностей, а не произвольных, субъективных
ассоциаций. Понятийное мышление, таким образом, является субъективной формой
отражения объективно существующих законо (источник).
Например: яблоко - это фрукт. Яблоко может быть круглым,
продолговатым, желтым, красным, кислым, но это фрукт. Фрукт - основной
сущностный признак яблока. Если мы спросим ребенка: что лишнее в ряду
слов: воробей, птица, утка, соловей, фламинго, то можно услышать - лишнее
"утка" (так отвечает 90 % детей) и это неверный ответ.
Например, можно у ребенка спросить, какие слова лучше всего
подойдут к словам «кастрюля, тарелка»? Если он добавит «чашку», «ложку»,
«сковородку» и пр., потому что все это — посуда, то им используется
категориальное обобщение. Но если он добавляет слова «суп» «каша», то
используется функциональная классификация, при которой объединяется все, что
имеет отношение к еде. Нередко дети добавляют «плиту», «кухонный стол», т. е.
используют ситуативную классификацию, объединяя все, что находится на кухне.
Бывало, что дети добавляли «лампочку» или «аквариум», объясняя, что все это
стеклянное, все бьется, т. е. использовали внешний, а не сущностный признак.
В целом видим, что понятийное мышление - важная и
достаточно трудная в освоении составляющая готовности к школе. Как
же можно развить понятийное мышление?
Существует много способов. Прежде всего, необходимо
развивать произвольное владение ребенка речью - это совсем не значит, что много
говорящий ребенок обладает произвольным владением речью. Речь должна иметь
осмысленность и закономерность, точность высказывания. Бывает так, что дети
казалось бы отлично владеют речью, но если мы их спросим: В комнате погас
свет, потому что.... завершить предложение дети не всегда могут. Часто
можно услышать: потому что темно и др.
Очень полезным будет развивать у ребенка общий кругозор,
играть в игру "Я знаю пять названий одежды (мебели, овощей, птиц и т. д.),
играть в игру "Назови одним словом", "Четвертый
лишний" (как на слух, так и по картинкам).
Для того чтобы детям было интересно готовиться к школе и
развивать понятийное мышление я разработала игру домино "Аналогии".
Правила простые - каждому ребенку выдается несколько карточек игры и по
очереди дети подбирают карточку согласно картинке: мебель - мебель, птица
-птица, овощ - овощ, насекомое - насекомое и т. д.
Если дети испытывают трудности в
обобщении понятий, то можно сперва поиграть в игру: найди все
картинки с мебелью, овощами и т. д. Назови еще названия мебели, фруктов и т.
д.
Я использовала восковые мелки, но ламинатор расплавил его и остались некрасивые разводы. Можно использовать фломастер. Черно-белый вариант картинок - не случайность. В диагностике готовности ребенка к школе используются именно черно-белые картинки (по методике Л. Ясюковой).
Это мои карточки-домино. Если они Вам интересны, то можете распечатать и поиграть. Можно придумать и другие варианты - с обобщением понятий которых возникают трудности именно у Ваших детей.
Еще один вариант занятия.
После завершения игры можно собрать все карточки и спросить: "а какие картинки фруктов были, (мебели, овощей и т.д). Таким образом мы можем развить и память ребенка.
Алена, спасибо, за чудесную разработку. Дети любят играть в домино, а если дома и всей семьей -сразу несколько задач решается.
ОтветитьУдалитьЕлена, пожалуйста!
УдалитьАлена, доброго времени суток! Спасибо тебе большое за материал и за щедрость с которой ты им делишься.
ОтветитьУдалитьЮля, здравствуй! Пожалуйста!
УдалитьСпасибо ща материал, есть малыши в семьях моих родных, где он будет очень полезен
ОтветитьУдалитьБуду рада, если материал окажется востребованным.
УдалитьАлена, как хорошо, что ты обратила внимание на развитие понятийного мышления. Когда диагностирую детей, направляемых школой на ПМПК, очень часто сталкиваюсь с обобщением по несущественным признакам. А начинаю спрашивать, почему исключил то или иное понятие, объяснения порой бывают самые невероятные. Иногда и словарный запас подводит, и кругозора не хватает. Как можно правильно выполнить задание, если ребенок не понимает о чем идет речь? Как он выполнит задание по русскому языку: "раздели слова на группы", если не знает, где животные, где цветы, а где овощи, например? Вот и приходится на занятиях ликвидировать пробелы в знаниях, а твоя игра будет нам помогать. В "Домино" мы еще не играли) Спасибо.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, в нашем городе чаще всего диагностируют готовность к школе по методике Ясюковой и в этой методике понятийному мышлению уделяется первостепенная роль. СПасибо!
УдалитьАлёна, спасибо огромное, что делишься! Прекрасная игра - простая, но очень полезная. Пошла сохранять и распечатывать.
ОтветитьУдалитьАлена, конечно простая, но в этом ее суть. На первоначальном этапе закрепления обобщающих понятий - самое оно. Еще я очень люблю "прятки"https://reshetova.blogspot.com/2015/02/blog-post_3.html
УдалитьТолько на этой неделе с пятыми классами разбирали, что такое аналогия. Оказалось, дети не владеют этим термином в полной мере))) Поэтому, ой как важно, формировать понятийное мышление. Спасибо.
ОтветитьУдалитьС большим интересом прочитала пост! Вы вдохновили меня на создание подобной игры только в области русского языка. Спасибо!К сожалению, в моем окружении нет семей с маленькими детками, но коллегам порекомендую.
ОтветитьУдалитьПривет, Алена. Конструктор нашла вчера в материалах на компе, спасибо за отклик. Но с удовольствием пробежалась по твоему блогу и поняла, что закрома там невероятные! сокровища да и только! Еще столько всего вдохновляющего. Лото сделала, кстати. Заламинировала. Осталось разрезать :)
ОтветитьУдалитьПривет, Алена! Спасибо! Лото - одна из самых полезных игр у меня. Рада, что придумала и сделала. Играя, дети столько усваивают.
УдалитьОчень интересно!Молодцы!
ОтветитьУдалить