Здравствуйте, уважаемые гости блога!
Тема древних людей не дает нам с Ваней покоя! Осталось еще чуть-чуть, но самое самое интересное!
Мы решили сделать модель древнего мира. Моделирование - это один из методов обучения, который используется и в школе, и в детском саду. Например, глобус - модель Земли.
Ваня уже много знает о древнем мире.
-Ваня, а где жили первобытные люди?
-В лесу.
-Да, а еще в пещере. Давай попробуем сделать пещеру?
-Давай!
-А из чего можно сделать?
-Из камней!
-Неси!
Ваня принес камни...и начал сразу делать пещеру, но она разваливается....
-Как думаешь, чем можно камни скрепить?
-Пластилином, клеем...
-Молодец! А помнишь, мы с тобой делали окаменелости? Давай этот же раствор возьмем. Только ты мне будешь помогать. Договорились?
-Договорились!
-Наливай стакан воды.....
Ваня приготовил все составляющие. Мы начали делать раствор...
-Ваня, я мешаю, а ты добавляй воду. Лей тонкой струйкой....
Когда раствор был готов, началась кладка пещеры.
-Ваня, выбирай самые крупные камни, мелкие нам пока не нужны (закрепляем антонимы, как бы между прочим...).
Когда пещера была готова, то я посыпала ее сверху мелким грунтом для аквариума, но зря т.к. грунт осыпается и колет ноги (дома ходим босиком).
Пещера осталась сохнуть и высохла очень быстро! Когда пришел папа, то подумал, что это торт!
Мне показалось, что такая пещера будет хрупкой, и мы пошли с Ваней в магазин за цементом. В продаже есть пакеты по 1 кг - то, что нам надо и стоят они 16 рублей (как и алебастр - кстати, алебастр легко заменяет гипс для изготовления магнитов или фресок (в наборах мало гипса...)).
Когда мы пришли домой, то наш процесс продолжился.
-Ваня, да мы с тобой как настоящие строители! Знаешь, цемент требует постоянного размешивания. Есть даже такие машины - бетономешалки - они едут и у них все время крутится емкость с цементом - чтобы не засох.
Так мы и работали: я делала кладку, а Ваня был бетономешалкой (цемент ему не понравился на ощупь в отличие от алебастра)..
-Вы что фундамент делаете? - спросил удивленный папа...
Но все, что ни делается - все к лучшему. Ваня все время подходил и проверял: схватился или нет, пора строить древний мир или еще нет...
И вот наступил долгожданный момент! Мы пошли на улицу за ветками и другими необходимыми вещами для постройки ...
Сейчас есть вот такое чудо - сирень! Ветка сирени...Даже папа не узнал ее... Отличный поделочный материал и объект для изучения. Можно даже разрезать пополам и посмотреть, что внутри...
-Ваня, а где делали себе жилище древние люди?
-В лесу.
-Что нужно для жизни?
-Друзья!
-А еще?
-Медведи чтобы рядом были, чтобы их есть.
- А что еще нужно человеку для жизни?
-...
-А что с медведем будут делать?
-Жарить.
-А еще что?
-Варить.
-Что нужно, чтобы сварить?
-Кастрюля.
-А еще?
-Вода!
-Конечно, вода! Значит где пещерные люди могли строить жилище, рядом с чем?
-С водой!
-Умница! А вода какая?
-Озеро!
-Точно! А еще рядом с рекой.
Сделали из цветной бумаги реку, деревья, место для огня и мир почти готов, но нужен огонь и мы зажгли свечку, поставив ее в пещеру. Древними людьми стали человечки из лего...
Здесь мы с Ваней рассматривали наши иллюстрации - очень они к месту оказались! Ване они очень очень нравятся...
Вот он наш прекрасный мир!
Сделали шкуру пещерного медведя и Ваня решил закрыть ею вход в пещеру, укрепив вверху пластилином, но от тепла пластилин стал таять и Ваня узнал об одном свойстве пластилина. А еще узнал о том,что когда свеча горит, то воск тает и капает, но сразу застывает..
Уютно как! Внутри пещеры есть ОЧАГ...
Первобытный человек греется у огня, а рядом синее копье...
А вот и еще одни герой пришел...
Вот некоторые детали ...
Но не все так спокойно в древнем мире! Пещерный медведь пошел узнать, что там... Сюжет Ваня сам придумал и разыграл...Я только слушала и радовалась... Важно: быть рядом и внимательно слушать, поддерживать начинание ребенка фантазировать...
Медведь подошел еще ближе...
Совсем рядом...
Итог: медведь подружился с людьми.
Это один вариант событий, но Ваня придумал еще один. Все-таки он в глубине души не знает, что ожидать от медведя и сам ищет разные способы взаимодействия с опасностью. Важно поощрять это, не отговаривать и не говорить: да он добрый, никого не обидит! Бесполезно! Важно, чтобы ребенок проиграл все тревожащие его моменты.
Вот еще один эпизод с медведем. Охота на медведя. Два героя дерутся с медведем и его побеждают! Ваня при этом берет и сминает фигуру медведя (ох, как жалко! такой медведь красивый был) и говорит:
-Вот, что с ним стало! Ничего - и показывает кусок пластилина.
Так Ваня учится бороться со страхом.
Но тень сомнения остается...
-Мама, а если куда мы поедем искать рисунки на скалах - встретим медведя?
-Ваня, они ведь вымерли, их нет.
-А если один остался?
-А ты как хотел бы с ним справиться?
-У папы ведь топор есть и нож?
-Конечно, ты же видел.
-Твой папа сильный, как думаешь?
-Очень!
-Вот видишь!
Потом началась свободная игра. Ваня принес корабль из конструктора и играл как хотел. Причем, кода я как-то присутствую в игре, то игра более долгий период продолжается.
Думаю, что наши пещеры послужат еще не раз, а в памяти ребенка еще одна бусинка найдет свое место в ожерелье воспоминаний...
Другие тематические дни:
Алёна, как же понравилось читать про ваши с Ваней игры! Мне это тоже очень близко: люблю наблюдать за детской игрой. И я тоже считаю, что часто не стоит "останавливать" те сюжетные линии, которые нам, взрослым, кажутся неправильными или тревожащими - лучше сосредоточиться на более внимательном наблюдении. :) А ещё получилась отличная пещера - как же я люблю этот приём: создание целых МИРОВ по теме!!! У вас это получается превосходно!
ОтветитьУдалитьКатя, а как мне понравилось! Вот до сих пор стоит на нашем рабочем стоике этот мир. Причем Ваня несколько раз проигрывал: день - ночь - просил зажечь и гасил свечу - так интересно! Он такого никогда раньше не делал.
УдалитьА миры люблю создавать - это да, видимо, от песочной терапии идет. Песочная терапия с построением миров - это ведь песня...можно очень много там решать и детям и взрослым, а как она меня в консультировании выручает... Сама все знаешь я так уж к слову...
Спасибо тебе!
Алена, у меня нет слов, чтобы описать как мне понравилась Ваша с Ваней игра-моделирование! и на сколько мыслей и идей меня это натолкнуло!
ОтветитьУдалитьЛена, а мне так интересно увидеть реализацию Ваших мыслей. Я тоже столько всего у Вас вижу - прямо хочется хочется все уже реализовать.
ОтветитьУдалитьКак здорово, что Вы стали блог вести!
Вот это здорово!!!! Пещера меня покорила!!!!
ОтветитьУдалитьПрямо как настоящая!!!! Супер!!!!
А с из цемента прочнее получилась?
или алебастр сойдет?
не разобьется? Так захотелось построить такую пещеру.
Я ранше думала из застывающего пластилина сделать, но думала вдруг получится хрупкое,
а у цемента цена более привлекательная, чем у пластилина и результат круче.
Виктория, спасибо за эмоциональный отклик
УдалитьПещера крепче из цемента, но сохнет дольше. Алебастр как гипс из наборов для творчества - он не такой крепкий как цемент. Я не пробовала ломать пещеру, но думаю, что все-таки цемент прочнее. А Вы попробуйте из разных материалов.Алебастр сохнет очень быстро и потенциал его больше - можно столько всего сделать .
Пещеры наши и правда классные - сама любуюсь....
Спасибо за ответ!!! надо срочно попробовать!!! Пойдем снова за камнями!!!
УдалитьУдачи!
УдалитьИ даже "шкуру" медведя приспособили... Вот вы выдумщики!
ОтветитьУдалитьМолодцы! Ваня теперь, наверное, только с этим и играет...
Жанна, он на экскурсию гостей дома водит - рассказывает все...
УдалитьКакой потрясающий проект у Вас получился! Дух захватывает- столько фантазии! Спасибо за великолепную реализацию такой непростой для понимания дошкольников темы! Мы с Егором обязательно продолжим тему окаменелостей и истории древних людей, начало уже положено!
ОтветитьУдалитьСветлана Стасисовна, спасибо! Действительно получилось интересно и доступно -я ориентировалась на интерес сына - пещерный медведь главный герой и все около него вертелось. Конечно, все очень в общих словах, без периодов жизни, но то, что пока доступно и понятно.
УдалитьВ воскресенье -понедельник нас ждет самое увлекательное - сплав по реке Уфа в поисках наскальных рисунков. Вот будет удача если мы их найдем...
Алена Валерьевна! Ваш край поистине богат природными красотами. Интересно было узнать, что Челябинская область имеет другое название – «Край тысячи озёр». Ваш рассказ и фоторепортаж об озерах удивителен, а горы и Ваше восхождение - восхищение!!! Увлеченные путешественники, желаем удачи в поиске наскальных рисунков!
ОтветитьУдалитьО, да наш край - прекрасен! Спасибо Вам огромное! У меня такой опыт будет впервые - мы сплавляемся втроем плюс собака на байдарке и удача нам очень нужна...Погода вот только совсем не летняя ожидается...
УдалитьЧудо какое, ваш первобытный мир! Пещеры просто супер! У нас такие мелкие камушки на речке, как песок, а у вас горы так горы! Погода наверное по всей России не летняя, а так хочется чтоб пожарче было. В этом году еще ни разу в Волге не искупалась :(
ОтветитьУдалитьВам удачи в путешествии и теплой погоды!
Наталья, спасибо! А горы можно и из другого материала сделать -Вы такая умница все придумаете!
УдалитьАлена Валерьевна, в очередной раз - Вам респект! Просто здорово, познавательно, поучительно, зрелищно, доступно. Родители, бабушки и дедушки, педагоги и воспитатели - вот где опыт проектной деятельности, вот где ФГОСы!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо Вам! Мнение директора школы дорогого стоит...прямо засмущали...
УдалитьМне самой это все очень близко и нравится, я живу этим... Моя работа - отражение моего внутреннего мира и просто радуюсь когда это делаю...