Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Тема недели "Космос" шагает по дошкольным образовательным организациям на этой неделе. Тема удивительно интересная, очень глубокая, ведь космос - понятие глубинное, сколько в нем символизма...
В двух старших группах в нашей ДОО мною проводятся занятия по развитию коммуникативных навыков. Именно старший дошкольный возраст является наиболее важным для формирования коммуникативной сферы. В то же время ФГОС ДО отмечает:
Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования
определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника.
Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие
качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший
дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
У ребенка сформированы
основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
|
|
Любознательный,
активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
|
Интересуется новым,
неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к
взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе.
|
Эмоционально
отзывчивый
|
Дошкольник откликается
на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй,
рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы.
|
Овладевший средствами
общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
|
Ребенок адекватно
использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической
речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве).
|
Способный управлять
своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели
|
Ребенок на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые
нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое
плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и
др.)
|
Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
|
Ребенок может
применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в
зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач
(проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в
рисунке, постройке, рассказе и др.
|
Имеющий первичные
представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
|
Ребенок имеет
представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других
людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об
обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о
мире.
|
Овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности
|
Обладающий умениями
работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
|
Овладевший
необходимыми умениями и навыками
|
У ребенка сформированы
умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности.
|
Детям было предложено создать целую Вселенную, состоящую и множества неизведанных планет. Каждый ребенок творил свою планету.
Вырезав из картона планету, дети наполняли ее жизнью - пластилином сделали основу....
...и при помощи разнообразного вспомогательного материала украсили планету. наполнили ее своей неповторимостью, вдохнули жизнь!
Размер и форма планет у всех разная.... У кого-то это очень маленький кружок, а у кого-то огромный круг....
Очень важно отмечать уникальность планеты уникальность каждого ребенка (это все проговаривается в процессе работы).
На огромной куске обоев (для покраски) дети создавали Вселенную - раскрашивали мелками участок и размещали свою планету на общую площадь. Место есть каждому! И каждый может позаботиться о себе - создать участок Вселенной своими руками (раскрасить).
Важен процесс творчества и коммуникации, но и результат впечатлил.
А вот и планеты поближе. Сидя в кругу (именно круг объединяет нас в начале и в конце встреч), дети представляли свою планету: рассказывали о ней, а все остальные учились слушать.
У кого-то получился комплекс небесных тел....
Есть дети, которым пока трудно быть со всеми, но этим детям очень важно оказать внимание, дать возможность почувствовать себя успешными. Это индивидуальная вселенная. Планета и звезда.
Арттерапия - великолепный метод, работающий в комплексе с другими направлениями, органично вплетающийся в любое занятие. Работа по коммуникации продолжается.....
Алена, здравствуй! Мы эту неделю тоже с ребятами творили на космические темы. Им очень понравились все встречи. Чуть позже отчитаюсь о наших творениях) Идея с пластилином отличная. Мне эта мысль в голову не пришла, хотя думала сделать в этой технике диски-планеты. А вот так как ты не додумалась). Спасибо, что делишься.
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо! Мне подумалось дать детям картон и чтобы они сами вырезали планету. Так сразу видно кто как готов освоить мир, как оценивает себя. У кого-то планет большие, а у кого-то размером с пятачок.
УдалитьКлассная идея! Надо попробовать сделать со своим сыном :)
ОтветитьУдалитьГульфия, я со своим уже попробовала! ДОма можно найти даже больше материала для творчества.
УдалитьЗдорово! Надо ввести эту тему в план на будущее!
ОтветитьУдалитьНаталья, я тоже об этом подумала. Космос - он бескрайний....СПасибо!
УдалитьКосмическая тема очень увлекательна - столько неизведанного, удивительного, большой простор для фантазии! Очень понравились ваши планеты - просто и эффективно.
ОтветитьУдалитьАрина, я вообще исхожу из того, что дети многое могут сами - важно дать им возможность раскрыться и принять продукт творчества.
УдалитьО, нам тоже подойдёт такое занятие! Сделаем в следующем году:)
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо! Я продолжу в этом - психологи не всегда привязаны к теме. Пустыню оживляем весь год, так почему же космос не начать осваивать?...
УдалитьСпасибо, Алёна! Космическая тема - абсолютный хит у детей. Интересно, а бывает черный песок, чтобы не красился, натуральный? Тогда можно было бы сделать песочную космическую игру.
ОтветитьУдалитьОЛьга, у меня есть черный грунт для аквариума - достаточно мелкий. Подумаю...
УдалитьТочно получится космос! Буду ждать воплощения!
УдалитьАлёна, ну что тут сказать? Это просто космос, как выражается молодежь :)))
ОтветитьУдалитьАлена, космос... точно! Спасибо!
УдалитьАлёна, масштаб занятия покорил!!! Прекрасная техника, чудеснейший процесс и результаты изумительные! Беру на вооружение в работу с детьми и семьями! Действительно супер! Спасибо.
ОтветитьУдалитьАлёна, если Вы не против, то в своём блоге добавлю на страничку "Психологические техники и упражнения" активную ссылку на этот пост.
ОтветитьУдалитьМарина, не против. Спасибо за общение! Приятно меняться с коллегами своими находками, опытом и видеть обратную связь - это обогащает меня.
УдалитьКакие удивительные планеты! Спасибо, Алена! Нужно с мальчиками сотворить чудеса какие-нибудь)
ОтветитьУдалитьАня, да вы столько чудес творите, что глаза разбегаются!
Удалить