Как много в настоящее
время уделяется внимания на процесс
подготовки к школе. Нам родителям
хочется чтобы ребенок читал, считал, много знал об окружающем мире, умел писать. Часто бывает, что будущий первоклассник почти все из
перечисленного умеет, но вот красиво
писать почему-то не получается. Возможная причина в том, что у него
недостаточно хорошо развиты графомоторные навыки. Что это такое? Как помочь
ребенку овладеть ими? Именно об этом пойдет речь сегодня.
Графомоторный навык -
это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие
изображать письменные звуки и их соединения.
Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.
Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как:
Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.
Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как:
- хорошее развитие общей и мелкой моторики,
- серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений
- зрительной памяти.
Графомоторные навыки являются конечным
эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут
оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в
целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько
загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Графомоторные навыки
включают в себя:
- Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и
быстроты их движений.
- Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых
частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по
отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных
направлений.
- Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с
натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими
деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании
собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их
сочетаний по памяти.
- Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а
также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Этапы формирования графомоторных
навыков
Возрастные особенности развития
тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
~ В возрасте 1-2 лет ребенок
держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы
книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
~ В возрасте 2-3 лет малыш
открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной
открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем,
копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок
рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует
ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
~ Становление двигательных функций
продолжается до 5-6 летнего возраста.
Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного
восприятия;
- произвольной
графической активности;
- зрительно-моторной
координации.Итак, а теперь самое интересное!
Мое убеждение в том, что когда мы даем ребенку-дошкольнику только работать в тетрадях (что собственно говоря он будет делать еще долгие 12 лет школьного обучения), то мы лишаем его возможности познать, что процесс подготовки к школе может быть намного увлекательнее! Оказывается, можно учиться срисовывать узоры, штриховать, копировать образец в увлекательной форме, а самое важное, что можно получить результат своей работы, причем этим результатом можно кого-то удивить. Вот как сегодня мы удивили многих тем, как один 5 летний парень развивал графомоторные навыки.
Нам потребуется:
- квадратный лист с образцами штриховок (можно заменить узорами для срисовывания, обводилками): я поделила лист на квадратики и дала образец штриховок - узоров
- цветной картон
- ножницы
- клей
- фломастеры
Этапы работы:
3. Вырезает из картона обложку открытки
4. Приклеивает бумагу.
5. Проговаривает что получилось, а над чем еще нужно поработать
6. Радуется сам и радует близких
Результат: открытка для мамы! Посмотрев видео, Вы увидите волшебную открытку, а как ее сложить по ссылке ниже.
Идею открытки я подсмотрела тут
Ух ты, неожиданно! :)
ОтветитьУдалитьОткрытка - чудо! На видео это видно. Микс: развитие графомоторика и радость от творчества - что может быть лучше?..
УдалитьАлена, спасибо!
АЛЕНА, ЗДРАВСТВУЙТЕ! Очень хорошая заметка, коротко и все по существу. И сам освежил знания и родителей и педагогов ознакомить можно, мы часто забываем, что наши воспитатели ведь тоже родители!Прочитала ваш пост про монсиков, уже заказала в Лабиринте, спасибо!
ОтветитьУдалитьОльга, добрый день! А монсики и правда хороши! РАда, что материал оказался полезен!
УдалитьСпасибо, Алена, очень полезный подарок! Я тоже столкнулась с такой проблемой, но теперь знаю, Как исправлять.
ОтветитьУдалитьЛена, фото открытки готовой не сделала, только видео, а жаль. Открытка - просто чудо! Спасибо!
УдалитьСпасибо.Очень интересно и доступно!
ОтветитьУдалитьНаталья, приятно, что есть возможность обогащать знания друг друга!
УдалитьЗдравствуйте, Алена! Большое спасибо за полезный и интересный материал!!! Очень понравилась открытка!!!
ОтветитьУдалитьНаталья, здравствуйте! Открытка удивительная в прямом смысле! Мамам так хочется увидеть работу ребенка. а ребенку приятно удивлять. Такая открытка - раскрывашка - позволяет сделать микс пользы и удовольствия и маме, и ребенку.
Удалитьбудем пробовать!)))
ОтветитьУдалитьОксана, Вам понравится!
УдалитьКласс! Я хочу-хочу! Беру в копилку и постараемся вскоре воплотить)))))
ОтветитьУдалитьТАм еще столько открыток классных! Глаза разбегаются!
УдалитьАлена, какое простое в подготовке, но какое важное задание!
ОтветитьУдалитьПросто находка!
Спасибо!
Спасибо за интересный материал!
ОтветитьУдалить