четверг, 20 апреля 2017 г.

Графомоторные навыки дошкольников ИЛИ как готовиться к школе с пользой и с радостью (прием развития)





Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!

Как много в настоящее время  уделяется внимания на процесс подготовки к  школе. Нам родителям хочется чтобы ребенок читал, считал, много знал об окружающем  мире, умел писать. Часто бывает,  что будущий первоклассник почти все из перечисленного  умеет, но вот красиво писать почему-то не получается. Возможная причина в том, что у него недостаточно хорошо развиты графомоторные навыки. Что это такое? Как помочь ребенку овладеть ими? Именно об этом пойдет речь сегодня. 


                                                   
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. 

Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. 
Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

 Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как:

  •  хорошее развитие общей и мелкой моторики, 
  • серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений 
  • зрительной памяти.
 Графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкая мускулатура пальцев
-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

  • Зрительный анализ и синтез
-   Упражнения на определение правых и левых частей тела.
-   Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
-   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

  • Рисование
-   Занятия по штриховке по контуру, обводка.
-   Срисовывание геометрических фигур.
-   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
  - дорисовывание незаконченных рисунков;
  - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
  - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
-   Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

  •   Графическая символика
-   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).  
          
  Этапы формирования графомоторных навыков

     Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
~      В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
~    В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
~   В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.

Итак, а теперь самое интересное!
Мое убеждение  в том, что когда мы даем ребенку-дошкольнику только работать в тетрадях (что собственно говоря он будет делать  еще долгие 12 лет школьного обучения), то мы лишаем его возможности познать, что процесс подготовки к школе может быть намного увлекательнее! Оказывается, можно учиться срисовывать узоры, штриховать, копировать образец в увлекательной форме, а самое важное, что можно получить результат своей работы, причем этим результатом можно кого-то удивить. Вот как  сегодня мы удивили многих тем, как один 5 летний парень развивал графомоторные навыки. 

Нам потребуется:
  • квадратный лист с образцами штриховок (можно заменить узорами для  срисовывания, обводилками): я поделила лист на квадратики и дала образец штриховок - узоров
  • цветной картон
  • ножницы
  • клей
  • фломастеры
 Этапы работы: 
1. Ребенок выполняет штриховку (узоры и т.п.)




2. В технике оригами складывает по образцу



3. Вырезает из картона обложку открытки
4. Приклеивает бумагу.
5. Проговаривает что получилось, а над чем еще нужно поработать
6. Радуется сам и радует близких


 Результат: открытка для мамы! Посмотрев видео,   Вы увидите волшебную открытку, а  как ее сложить по ссылке ниже.




Идею открытки я подсмотрела тут


16 комментариев:

  1. Ответы
    1. Открытка - чудо! На видео это видно. Микс: развитие графомоторика и радость от творчества - что может быть лучше?..
      Алена, спасибо!

      Удалить
  2. АЛЕНА, ЗДРАВСТВУЙТЕ! Очень хорошая заметка, коротко и все по существу. И сам освежил знания и родителей и педагогов ознакомить можно, мы часто забываем, что наши воспитатели ведь тоже родители!Прочитала ваш пост про монсиков, уже заказала в Лабиринте, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, добрый день! А монсики и правда хороши! РАда, что материал оказался полезен!

      Удалить
  3. Спасибо, Алена, очень полезный подарок! Я тоже столкнулась с такой проблемой, но теперь знаю, Как исправлять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, фото открытки готовой не сделала, только видео, а жаль. Открытка - просто чудо! Спасибо!

      Удалить
  4. Ответы
    1. Наталья, приятно, что есть возможность обогащать знания друг друга!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Алена! Большое спасибо за полезный и интересный материал!!! Очень понравилась открытка!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуйте! Открытка удивительная в прямом смысле! Мамам так хочется увидеть работу ребенка. а ребенку приятно удивлять. Такая открытка - раскрывашка - позволяет сделать микс пользы и удовольствия и маме, и ребенку.

      Удалить
  6. Класс! Я хочу-хочу! Беру в копилку и постараемся вскоре воплотить)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ТАм еще столько открыток классных! Глаза разбегаются!

      Удалить
  7. Алена, какое простое в подготовке, но какое важное задание!
    Просто находка!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...