суббота, 26 марта 2016 г.

Скоро в школу! Часть 2. Пост для родителей, учителей, воспитателей


Здравствуйте, уважаемые  родители,   коллеги!

Благодарю всех, кто откликнулся на  мозговой штурм в  предыдущей  статье!  Уверена,  что  на многие  вопросы теперь  есть ответы - каждый  выберет себе  свой, подходящий для  себя.

Продолжая  цикл по  вопросам  готовности к  школе, хочу  предложить условия  успешности обучения  в  школе и  анонс  книги, которая будет  интересна,   прежде  всего,   учителям начальной школы, воспитателям, психологам.  
Что самое  важное для  успешности школьного обучения? Много составляющих, но мне ближе вот эти,   выделенные Г.А. Цукерман:  душевное здоро­вье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Почему? 


1.    Душевное здоровье и эмоциональное благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том чис­ле и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни пол­ноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд «трудных» учеников — неуспевающих и (или) недисциплинированных.

Во многом душевное здоровье и эмоциональное благополучие могут дать своему  ребенку родители.
В самом начале  моей  профессиональной деятельности (около 13 лет назад) была  в  садике одна замечательная девочка - умница. Интеллектуальная готовность к школе была  выше среднего, одной  из самых высоких в группе, но....
Одной из диагностических методик по определению готовности к школе является  тест "Моя  семья" и  совсем не  напрасно! Ведь успешность обучения  в школе  определяется  (как было сказано выше) эмоциональным благополучием ребенка, которое может формироваться  в  основном  в  семье  (процентов на 98%).
Вернемся  к девочке. Рисуя  свою семью, рассказывая  о рисунке, девочка сказала:
-А это я  лохудра...- девочка нарисовала малюсенькую девочку с лохматыми волосами....
-Почему?
-Мама  так меня называет. А еще  я слабая и  портфель в школе носить не  смогу. А  там  знаете  сколько учебников! Не хочу  в школу!  Там  мне будет тяжело - я слабая.....
Такие  вот слова  будущей  первоклассницы... Родителям были даны рекомендации, девочка  не  пошла  в  школу в тот год (день рождения был  у  нее  в декабре и время  позволяло).

2.    Умение учиться входит в базисную человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. Человек, умеющий учиться, будет способен самостоятельно решить по крайней мере три задачи, кото­рые ставит перед ним школа , тогда, когда это будет нужно ему лично. В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не спо­собен сам выбрать направление своего развития, мы считаем себя обязанными, делая этот выбор на свой страх и риск, снабдить его наи­более общими способностями, которые в возрасте самоопределения откроют ему максимальные возможности. Умение учиться, доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей само­развития.

Как  развивать у ребенка  умение  учиться?

Думаю,  что это  в том  числе  создание проблемных ситуаций. Как родители  могут создать такие? Да  очень просто! Начиная  с  самых простых бытовых ситуаций. Приведу несколько примеров.

-Сынок, я  не знаю  как тебе одеться  в  садик (особенно в  период межсезонья - погода каждый день разная). Давай  подумаем. Как думаешь,   что может нам помочь определиться?

Ребенок  предлагает свое  решение. Возможно стоит  просто посмотреть на  улицу и увидеть как другие  идут, посмотреть на градусник,   прочитать погоду в  Интернете и т.д. И в  соответствие с этим  выбрать одежду. Выйдя на улицу,   обязательно сравнить свой выбор с реальной ситуацией и сделать выводы. Все  просто, но  и это учит учиться! Сбор информации,   проявление  инициативы,   самостоятельности.

Другой  пример. В  процессе чтения  книг или занятий  у ребенка  могут  возникать вопросы. Не  спешите  давать ответ!  Дайте  ребенку  поразмышлять, пусть он выскажет  свои  варианты и обоснует их. Пусть они будут  не  совсем  правильными или же  совсем  не правильными! Пусть ребенок  сам  предложит источник  из которого он хотел бы  получить информацию
Например,  мой  Ваня. Как-то спросила  меня: Мама,   а  что такое  клюква?  В  садике, возможно.  походили или услышал еще где-то. В  нашей  семье  клюква  не  прижилась - вот и не знает.
-Слушай, а  давай найдем  где-то информацию об этом! Где будем  искать?
-В интернете, конечно!
-Только  ты  сам  будешь писать, а  то  у  меня глазки что-то сегодня плохо видят. Договорились?
-Договорились!
В  результате  мы  нашли  даже  видео о том,   как клюкву  собирают. Интернет - великое дело!

3.  Формирование умения учиться и развитие интеллекта ребенка являются задачами взаимодополняющими: мы просто не сможем по­строить начальное образование, формирующее умение учиться и не развивающее мышление, память, речь и прочие интеллектуальные функции.

Развитие  интеллекта.   Без него никуда, но и к этому  процессу нужно подходить с умом. Если родители  не  могут  спокойно заниматься  с ребенком (выполнять домашние  задания,   которые дают  на различных развивайках, или же когда  сами  работают по  тетрадям и т.д.), то  пусть просто доверят это профессионалам.   Подорвать уверенность ребенка - просто, иногда достаточно несколько  неосторожных слов  о его способностях. Пусть знает меньше, но будет иметь  эмоциональное здоровье.

4. Общение и сотрудничество.
Сфера общения — едва ли не главный источ­ник эмоционального неблагополучия детей.  Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает спо­собность компенсировать собственную неумелость, некомпетент­ность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и ини­циировать специфическое учебное сотрудничество.

Развитие  коммуникативных навыков - важное умение для  будущего первоклассника. Если  у  Вашего ребенка они недостаточно развиты - идите  к  профессионалам - к  психологам и они Вам  точно помогут! 

Итак, эмоциональное благополучие, уме­ние учиться, навыки сотрудничества — вот  приоритетные цен­ности, чтобы дети почувствовали себя готовыми к школьной жизни.

Вышеизложенные  выдержки (с  моими комментариями) были  взяты из восхитительной  книги Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.).
Данная книга будет полезна и воспитателям  и учителям начальной  школы, психологам. Она была  написана 13 лет назад, но  она  соответствует ФГОСам  на  100%. Положения  книги будет не легко реализовать, они иные,   чем  представления о школе  у  многих педагогов. Хочется  надеяться, что кто-то возьмет из нее крупицы.
Приведу несколько выдержек.

«Ученик должен уметь слушать учителя». Это значит:
а) относить каждое слово учителя к себе лично,
б) пытаться найти ответ;
в)  сдерживать импульсивное желание отвечать сразу, непосред­-
ственно.
Каждый из этих элементов культурного слушания надо выращивать отдельно, каждый из них представляет трудности для всех первокласс­ников и особенно для 6-летних детей

Давайте распределим детей на маленькие группы (из 4-5 че­ловек) и сделаем наши нормы общения внутригрупповыми нормами. Пусть дети сначала поупражняются в искусстве слушания в своей ма­ленькой подгруппе, а уже потом отважатся предстать перед вами и всем классом.
О чем это? О том,  что говорит ФГОС!


Психологи всего мира пришли к выводу, что, исключая прямое об­щение между детьми во время занятий (запрещая им переговари­ваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, не­самостоятельным, а потому в наибольшей степени зависимым от учи­теля, склонным во всем подражать педагогу и не искать собственной точки зрения. Разделяя детей, мы делаем их более податливыми на­шему влиянию (власти), но менее творческими, самобытными. Со­единяя детей, мы даем им почву, на которой (если регулярно выпалывать сорняки) вырастут спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно-достойных (заметим: чувство собственного достоинства, а не превос­ходства).
А с чувством собственного достоинства — с этой основой эмоци­онального благополучия — у многих детей далеко не все в порядке. Например, в каждом классе есть дети, которые никогда не поднимают руку, мало улыбаются, панически реагируют на вызов к доске. И не надо приглашать их к доске поодиночке. Пусть выберут себе надежных то­варищей и выходят вдвоем, втроем. Даже самый боязливый ребенок в такой компании не заробеет и через некоторое время убедится, что «не так страшен черт...». Вы задаете вопрос и хотите, чтобы ответить попытались все. Дети попробуют, если дать им время на переговоры. Скажите им: «Повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Если он согласен и кивает тебе, возьмитесь за руки и покажи­те, что вы готовы отвечать ВМЕСТЕ. Если не согласен, спроси его мне­ние. Может быть, ты не совсем прав, а он (а) тебе поможет».


Принимать ребенка в уникальном своеобразии его качеств — это не значит записывать (принимать) в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке будущих первоклассников: «слабый», «нервный», «из неблагополучной семьи». Принимать ребенка— это значит относиться с безусловным (не зависящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям. Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо убежденный, что «все девчонки — ябеды» или что слово папа надо писать с заглавной буквы, — все эти дети нуждаются прежде всего в принятии, понимании их особых чувств, особой точки зрения. Не встретив понимания, они будут либо упрямо отстаивать свою позицию, либо откажутся ее иметь (событие, родственное духовному самоубийству).
«Не плачь, дорогой, посмотри — сколько вокруг детей и никто не плачет...» — если учительница встретит испуганного первоклашку та­кой ласковой, доброжелательной речью, то первое, что она сообщит ему, — это неприятие его чувств и предпочтение других детей. «Я пла­чу, а ей это не нравится. Ей нравлюсь не я, а другие дети», — вот что может услышать ребенок в словах самого искреннего, благожелатель­ного, но не принявшего детских слез учителя.
«Тебе немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одного сре­ди незнакомых ребят. Но она побудет здесь, пока ты ее сам не отпустишь» — такая речь учителя имеет для ребенка совсем другой смысл: «Меня здесь, пожалуй, понимают. И не осуждают. Может быть, все это не так страшно?»
С точки зрения традиционной педагогики, выступающей под ло­зунгом «Ученик (НЕ) ДОЛЖЕН...», подобное поведение учителя — потакание детской слабости. С точки зрения гуманистической педа­гогики, уважающей детскую индивидуальность, а не только школьные правила, такое поведение учителя естественно, человечно.

В данной  книге есть 10 конспектов уроков. Авторы рекомендуют проводить их во второй  половине  года в подготовительной  группе или же  в начале  школьной жизни.
В книге представлены игры-энергетики.
Жизненная энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия всего класса. Спады энергии, сопро­вождаемые скукой, раздражением, потерей внимания и интереса, воз­никают естественно и нередко — по нескольку раз в день. Мы не можем предусмотреть, когда это случится в вашем классе, да и вы сами зара­нее этого предвидеть не в состоянии. Поэтому игры, поднимающие общий тонус класса, не могут быть включены в план занятий. Однако в арсенале каждого учителя ежедневно должен быть десяток новых «энергетиков».
Авторы выбрали именно эти игры, потому что, кроме обычного игрового эффекта (прилив энергии, вос­становление внимания, создание хорошего настроения), который они дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации..


Итак, введение  в школьную жизнь - процесс интересный, трудный  и во многом  определяющий всю последующую школьную жизнь.
Книгу можно скачать в  сети. Если  у  кого-то не  получится - пишите  на  почту - вышлю. Книга написана простым языком.

Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)



21 комментарий:

  1. Как бы я хотела попасть к тебе на прием со своим ребенком!!!
    Спасибо тебе огромное за этот пост и за предыдущий тоже. Я не рискнула встрять со своими (возможно уже профессионально деформированными))) мыслями, главная из которых - в школу опоздать невозможно, а вот прийти не вовремя и хапнуть проблем выше крыши - это легко. Это я наблюдаю каждый день - как нормативные дети выпадают из процесса в силу как раз того, что не были учтены все перечисленные параметры, обозначенные в данном посте!!!
    Спасибо тебе, Алена, огромное еще и еще раз!!!
    Можно я у себя повешу на боковой панели ссылку на твой этот пост? С подписью АРХИВАЖНО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, а ты знаешь я ведь твою цитату: В школу опоздать невозможно, можно прийти рано и получить много проблем" - я часто использую на консультациях. Спасибо тебе за нее! Я двумя руками за!

      Спасибо тебе, Юля, за добрые слова! Конечно, размещай!

      Удалить
  2. Алена Валерьевна, спасибо. С удовольствием прочитала публикацию, с Вашего позволения отправлю ссылку на эту АРХИВАЖНУЮ (верно подметила коллега) статью на страничке для родителей нашего школьного сайта

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, рада, что материал оказался полезным. Книга - вещь! Была на курсах по ФГОСам - там рекомендовали.

      Удалить
  3. Алёна, спасибо тебе за статью! Информация в простой, доступной форме. Очень важно для родителей, да и для педагогов! Как же я солидарна с фразой "Пусть знает меньше, но будет иметь эмоциональное здоровье"!!! Современный родитель со всех сторон слышит совершенно другое: "Как? Вам 5 лет, а вы не читаете? И английский пора изучать! и т.д." Я не против, но эти знания и навыки не приоритетны в дошкольном возрасте и зачастую не интересны детям (многим). Когда провожу консультации с родителями на тему готовности к школе, то часто вижу удивление в их глазах. Сложившиеся стереотипы довольно трудно изменить. Пусть эту статью прочтут как можно больше людей!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, я в своей практике только один раз поняла, что иностранный язык нужно учить с пеленок. Девочка ко мне ходит на "Мою планету" - папа итальянец, так моя Моника в 4 года знает оба языка и папе переводит с русского на итальянский. Зачем просто так учить до школы - мне не понятно. Смысл в чем? Конечно, языковая способность в этом возрасте есть, но если язык не вводить в повседневную практику, то зачем? Лучше погулять лишний час.

      Удалить
  4. А я удивляюсь родителям своих 2-3-летних воспитанников, которые с восхищением мне рассказывают, что они учат буквы... пытаюсь их убедить в том, что это совершенно не нужно...
    Алена, отличная статья, очень важная для родителей.
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, чтение с пеленок....Веяние времени....
      Мозг человека устроен так, что в раннем возрасте идет развитие совсем другого. Если где-то прибыло, то где- убыло...Оно того стоит?...

      Спасибо, Жанна!

      Удалить
    2. Как же хорошо, что остались еще такие воспитатели, которые не усаживают малышей "писать буквы"... Всему свое время - это главное забывают родители, пытаясь всему заранее, до школы, научить ребенка...
      А раннее чтение особенно неосмысленное, ведь малыш не понимает прочитанных слов. Лучше с ним просто разговаривать, открывая мир вокруг него))

      Удалить
  5. Когда-то я была мамой для которой развитие ребенка заключалось в обучении чтению, счету, письму и занятиях творчеством (громко сказано, потому что там не было творчества, а был шаблон). А еще иностранный, но, к счастью, я сама иностранным не владею в нужной для обучения степени, что спасло мою дочку))). Конечно, я сейчас немного утрирую, были у нас и просто общение, и развитие логического мышления, и знакомство с окружающим миром.... Но... Вот сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, насколько ограничено я мыслила))).
    Алена, статья просто великолепная! Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Алена, такая статья великолепная и актуальная. Захотелось разместить ссылку на своем блоге. Думаю, что Вы не против? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, книга действительно кладезь истин. И пост получился очень глубокомысленным, заставляющим задуматься. Из теории, точнее из её переосмысления рождается практика педагога, достойная восхищения, и появляются активные, жизнерадостные, ищущие ученики. Есть учителя, педагоги, которые интуитивно всегда так действовали. И будут те, кто даже с новыми стандартами будут придерживаться устаревшего подхода, основанного на стереотипах. Я тоже каждый раз сталкиваюсь с тем, что родители больше ценят технические навыки, забывая о главном, что на кону стоит эмоциональное благополучие их ребёнка. Я сама сторонник активного развития ребёнка, хотя мне очень близок подход естественного родительства - это каждый раз поиск и нахождение компромиссов. Но какого бы ты подхода не придерживался, есть ли в вашей семейной жизни многочисленные гаджеты, всё равно на первом месте стоит душа и здоровье ребёнка. И это не только и не столько техническое, а глубокое, сложное понимание того, что очень многое в психическом развитии ребёнка взаимосвязано. "Поломка", пробел в одном, ведёт к искажению действия всего механизма. Я вот до сих пор не написала обещанный комментарий к прошлому посту, а из - за болезни, которая охватила чуть ли не всю семью, никак не удаётся именно собрать воедино все мысли. У Марии Костюченко в недавнем прошлом было несколько очень развёрнутых дискуссий по этой теме. Так, при семейном обучении всплывают одни аспекты, при посещении школы - другие, но все сошлись на мнении, что надо прислушиваться к индивидуальным потребностям каждого конкретного ребёнка. И ты права, что ряд очень важных моментов будет всегда либо сложно, либо невозможно реализовать в школе. Это сродни процессу адаптации в детском саду: все психологи твердят в один голос, что первые дни надо, чтобы мама была рядом, а персонал этого не допускает, чтобы не было лишней мороки. А ведь Жанна (очень актуально) отметила, что адаптация к детскому саду имеет прямое влияние на адаптационные возможности ребёнка в школе... Очень многое не учитывается. И порой жаль, что приходится только размышлять. Одним родителям с этим не справиться (если только это не семейное обучение), надо чтобы и педагоги перестраивались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И ещё добавлю, что шаги в этом направлении делаются, порой очень заметные. Например и наконец, должное место в образовательном процессе стала занимать проектная деятельность. Пугались - "ругались" на технологию ТРИЗ, а всё же пришли к пониманию, как много она даёт. И это хорошо, что все эти технологии развивающего обучения, когда ребёнку даются не готовые ответы, а возможности нахождения ответов, разработанные, кстати, уже десятилетия назад, получили второе дыхание. Возможно, наконец, пришло понимание, что с возрастанием объёмов информации ценнее не энциклопедические знания, у знания того, где можно добыть их, и умение ими оперировать, отталкиваясь от шаблонов. Так поддерживается интерес, так развивается воображение - движущая сила принятия решений, так получается почву развитие послепроизвольное внимание, а с ним и эмоциональные составляющие, необходимые для того, чтобы достичь состояния успешности, уверенности.

      Удалить
    2. Катя, спасибо тебе за твои размышления! ТРИЗ - это классный подход - он близок моим представлениям об образовании. Выздоравливайте!
      В моей семье большая утрата времени на блог остается пока мало. Не могу сразу отвечать.

      Удалить
    3. Алёна, очень сочувствую! Не переживай по поводу комментирования - есть в жизни вещи, которые могут и подождать...

      Удалить
  8. Милая и уважаемая Алена!
    Сегодня познакомилась с Вашим блогом, и..., еле "оторвала себя за уши" :-)))

    Замечательный, оптимистичный, очень насыщенный и очень полезный добрый блог!!

    Вести блог - это время, по себе знаю!! И, поэтому, огромное спасибо, что делитесь!!! Я сейчас в теме детских развивалок своими руками. Так вот и попала к Вам :-)))
    Чувствую, что на долго! :-))

    Благоджарю еще раз!

    Я на днях сделала сенсорные карточки в стиле скрапбукинга... И сейчас провожу "полевые испытания" :-)))) как ими можно играть и что от них можно получить...-)))))И, изучаю опыт коллег.. У Вас мнооого полезного.

    Я, пока, профильного блога не имею. Только личный творческий..

    (Работаю психологом-логопедом в Волгоградчской обл.)

    Удач Вам во всех Ваших начинаниях!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Алена! А в каком городе Вы живете? :-)))(не нашла)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дели, рада знакомству! Логопсихолог - это так здорово! Очень интересно посмотреть на сенсорные карточки!
      Всегда приятно, что труд, затраченный на блог, востребован. Я живу в Челябинске - на Урале.
      Спасибо за добрые слова в мой адрес! Это так важно!

      Удалить
  10. Я тоже рада знакомству! :-)) У нас много общего(личностно) :-))
    Я тоже без природы жить не могу. Сплавляемся по рекам, с мужем, каждый год. Урал - красивенный регион! Я там была. И на лыжах(в молодости) и на сплаве(Печора-Илыч, Южный Урал)
    В Челябинске я, впервые в жизни, видела ледовые скульптуры(в 80х)

    Карточки обязательно покажу. Пока не совсем выстроилось их применение, чтобы не только пощупать-посмотреть-описать...Обдумываю обратную сторону карточки. Покажу, когда все соображу :-))))

    А за блог Ваш еще раз СПАСИБО!

    У меня скоро будет летний интернет-перерыв.До октября, видимо. Так что, если что надо - напишите в комменте в моем блоге.Туда буду поглядывать периодически.
    С симпатией, Дели

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...