Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги!
Благодарю всех, кто откликнулся на мозговой штурм в предыдущей статье! Уверена, что на многие вопросы теперь есть ответы - каждый выберет себе свой, подходящий для себя.
Продолжая цикл по вопросам готовности к школе, хочу предложить условия успешности обучения в школе и анонс книги, которая будет интересна, прежде всего, учителям начальной школы, воспитателям, психологам.
Что самое важное для успешности школьного обучения? Много составляющих, но мне ближе вот эти, выделенные Г.А. Цукерман: душевное здоровье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Почему?
1. Душевное здоровье и эмоциональное
благополучие являются необходимым условием успешности любой деятельности, в том
числе и обучения. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать
знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе
он обречен попасть в разряд «трудных» учеников — неуспевающих и (или)
недисциплинированных.
Во
многом душевное здоровье и эмоциональное благополучие могут дать своему ребенку родители.
В
самом начале моей профессиональной деятельности (около 13 лет
назад) была в садике одна замечательная девочка - умница.
Интеллектуальная готовность к школе была
выше среднего, одной из самых
высоких в группе, но....
Одной
из диагностических методик по определению готовности к школе является тест "Моя семья" и
совсем не напрасно! Ведь
успешность обучения в школе определяется
(как было сказано выше) эмоциональным благополучием ребенка, которое
может формироваться в основном
в семье (процентов на 98%).
Вернемся к девочке. Рисуя свою семью, рассказывая о рисунке, девочка сказала:
-А
это я лохудра...- девочка нарисовала
малюсенькую девочку с лохматыми волосами....
-Почему?
-Мама так меня называет. А еще я слабая и
портфель в школе носить не смогу.
А там
знаете сколько учебников! Не
хочу в школу! Там
мне будет тяжело - я слабая.....
Такие вот слова
будущей первоклассницы...
Родителям были даны рекомендации, девочка
не пошла в
школу в тот год (день рождения был
у нее в декабре и время позволяло).
2. Умение учиться входит в базисную
человеческую способность к самоизменению, саморазвитию. Человек, умеющий
учиться, будет способен самостоятельно решить по крайней мере три задачи,
которые ставит перед ним школа , тогда, когда это будет нужно ему лично. В
младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не способен сам выбрать
направление своего развития, мы считаем себя обязанными, делая этот выбор на
свой страх и риск, снабдить его наиболее общими способностями, которые в
возрасте самоопределения откроют ему максимальные возможности. Умение учиться,
доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей
саморазвития.
Как развивать у ребенка умение
учиться?
Думаю, что это
в том числе создание проблемных ситуаций. Как родители могут создать такие? Да очень просто! Начиная с
самых простых бытовых ситуаций. Приведу несколько примеров.
-Сынок,
я не знаю как тебе одеться в
садик (особенно в период
межсезонья - погода каждый день разная). Давай
подумаем. Как думаешь, что может
нам помочь определиться?
Ребенок предлагает свое решение. Возможно стоит просто посмотреть на улицу и увидеть как другие идут, посмотреть на градусник, прочитать погоду в Интернете и т.д. И в соответствие с этим выбрать одежду. Выйдя на улицу, обязательно сравнить свой выбор с реальной
ситуацией и сделать выводы. Все просто,
но и это учит учиться! Сбор
информации, проявление инициативы,
самостоятельности.
Другой пример. В
процессе чтения книг или
занятий у ребенка могут
возникать вопросы. Не
спешите давать ответ! Дайте
ребенку поразмышлять, пусть он
выскажет свои варианты и обоснует их. Пусть они будут не
совсем правильными или же совсем
не правильными! Пусть ребенок
сам предложит источник из которого он хотел бы получить информацию
Например, мой
Ваня. Как-то спросила меня:
Мама, а
что такое клюква? В
садике, возможно. походили или
услышал еще где-то. В нашей семье
клюква не прижилась - вот и не знает.
-Слушай,
а давай найдем где-то информацию об этом! Где будем искать?
-В
интернете, конечно!
-Только ты
сам будешь писать, а то у меня глазки что-то сегодня плохо видят.
Договорились?
-Договорились!
В результате
мы нашли даже
видео о том, как клюкву собирают. Интернет - великое дело!
3. Формирование умения учиться и развитие
интеллекта ребенка являются задачами взаимодополняющими: мы просто не сможем
построить начальное образование, формирующее умение учиться и не развивающее
мышление, память, речь и прочие интеллектуальные функции.
Развитие интеллекта.
Без него никуда, но и к этому
процессу нужно подходить с умом. Если родители не
могут спокойно заниматься с ребенком (выполнять домашние задания,
которые дают на различных
развивайках, или же когда сами работают по
тетрадям и т.д.), то пусть просто
доверят это профессионалам. Подорвать
уверенность ребенка - просто, иногда достаточно несколько неосторожных слов о его способностях. Пусть знает меньше, но
будет иметь эмоциональное здоровье.
4.
Общение и сотрудничество.
Сфера
общения — едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия
детей. Не обучив общению и
сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения
предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность
вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей:
учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это
прежде всего умение включаться и инициировать специфическое учебное
сотрудничество.
Развитие коммуникативных навыков - важное умение для будущего первоклассника. Если у Вашего ребенка они недостаточно развиты - идите к профессионалам - к психологам и они Вам точно помогут!
Итак,
эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества — вот приоритетные ценности, чтобы дети
почувствовали себя готовыми к школьной жизни.
Вышеизложенные выдержки (с
моими комментариями) были взяты
из восхитительной книги Цукерман Г. А.,
Поливанова К. Н.Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. —
2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с
детьми.).
Данная
книга будет полезна и воспитателям и
учителям начальной школы, психологам.
Она была написана 13 лет назад, но она
соответствует ФГОСам на 100%. Положения книги будет не легко реализовать, они
иные, чем представления о школе у
многих педагогов. Хочется
надеяться, что кто-то возьмет из нее крупицы.
Приведу
несколько выдержек.
«Ученик
должен уметь слушать учителя». Это значит:
а)
относить каждое слово учителя к себе лично,
б)
пытаться найти ответ;
в) сдерживать импульсивное желание отвечать
сразу, непосред-
ственно.
Каждый
из этих элементов культурного слушания надо выращивать отдельно, каждый из них
представляет трудности для всех первоклассников и особенно для 6-летних детей
Давайте
распределим детей на маленькие группы (из 4-5 человек) и сделаем наши нормы
общения внутригрупповыми нормами. Пусть дети сначала поупражняются в искусстве
слушания в своей маленькой подгруппе, а уже потом отважатся предстать перед
вами и всем классом.
О
чем это? О том, что говорит ФГОС!
Психологи
всего мира пришли к выводу, что, исключая прямое общение между детьми во время
занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться
мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным,
несамостоятельным, а потому в наибольшей степени зависимым от учителя,
склонным во всем подражать педагогу и не искать собственной точки зрения.
Разделяя детей, мы делаем их более податливыми нашему влиянию (власти), но
менее творческими, самобытными. Соединяя детей, мы даем им почву, на которой
(если регулярно выпалывать сорняки) вырастут спокойное самоуважение ребенка,
чувство собственного достоинства, возможное только среди равно-достойных
(заметим: чувство собственного достоинства, а не превосходства).
А
с чувством собственного достоинства — с этой основой эмоционального
благополучия — у многих детей далеко не все в порядке. Например, в каждом
классе есть дети, которые никогда не поднимают руку, мало улыбаются, панически
реагируют на вызов к доске. И не надо приглашать их к доске поодиночке. Пусть
выберут себе надежных товарищей и выходят вдвоем, втроем. Даже самый боязливый
ребенок в такой компании не заробеет и через некоторое время убедится, что «не
так страшен черт...». Вы задаете вопрос и хотите, чтобы ответить попытались
все. Дети попробуют, если дать им время на переговоры. Скажите им: «Повернитесь
друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Если он согласен и кивает
тебе, возьмитесь за руки и покажите, что вы готовы отвечать ВМЕСТЕ. Если не
согласен, спроси его мнение. Может быть, ты не совсем прав, а он (а) тебе
поможет».
Принимать
ребенка в уникальном своеобразии его качеств — это не значит записывать
(принимать) в школу всех без исключения детей, ставя тайные пометки в списке
будущих первоклассников: «слабый», «нервный», «из неблагополучной семьи».
Принимать ребенка— это значит относиться с безусловным (не зависящим от
условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям.
Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо
убежденный, что «все девчонки — ябеды» или что слово папа надо писать с заглавной
буквы, — все эти дети нуждаются прежде всего в принятии, понимании их особых
чувств, особой точки зрения. Не встретив понимания, они будут либо упрямо
отстаивать свою позицию, либо откажутся ее иметь (событие, родственное
духовному самоубийству).
«Не
плачь, дорогой, посмотри — сколько вокруг детей и никто не плачет...» — если
учительница встретит испуганного первоклашку такой ласковой, доброжелательной
речью, то первое, что она сообщит ему, — это неприятие его чувств и
предпочтение других детей. «Я плачу, а ей это не нравится. Ей нравлюсь не я, а
другие дети», — вот что может услышать ребенок в словах самого искреннего,
благожелательного, но не принявшего детских слез учителя.
«Тебе
немного страшно, что мама сейчас оставит тебя одного среди незнакомых ребят.
Но она побудет здесь, пока ты ее сам не отпустишь» — такая речь учителя имеет
для ребенка совсем другой смысл: «Меня здесь, пожалуй, понимают. И не осуждают.
Может быть, все это не так страшно?»
С
точки зрения традиционной педагогики, выступающей под лозунгом «Ученик (НЕ)
ДОЛЖЕН...», подобное поведение учителя — потакание детской слабости. С точки
зрения гуманистической педагогики, уважающей детскую индивидуальность, а не
только школьные правила, такое поведение учителя естественно, человечно.
В
данной книге есть 10 конспектов уроков.
Авторы рекомендуют проводить их во второй
половине года в подготовительной группе или же
в начале школьной жизни.
В
книге представлены игры-энергетики.
Жизненная
энергия людей подвержена колебаниям. Колебаниям подвержена и жизненная энергия
всего класса. Спады энергии, сопровождаемые скукой, раздражением, потерей
внимания и интереса, возникают естественно и нередко — по нескольку раз в
день. Мы не можем предусмотреть, когда это случится в вашем классе, да и вы
сами заранее этого предвидеть не в состоянии. Поэтому игры, поднимающие общий
тонус класса, не могут быть включены в план занятий. Однако в арсенале каждого
учителя ежедневно должен быть десяток новых «энергетиков».
Авторы
выбрали именно эти игры, потому что, кроме обычного игрового эффекта (прилив
энергии, восстановление внимания, создание хорошего настроения), который они
дают, игры направлены на тренировку навыков кооперации..
Итак,
введение в школьную жизнь - процесс
интересный, трудный и во многом определяющий всю последующую школьную жизнь.
Книгу
можно скачать в сети. Если у
кого-то не получится -
пишите на почту - вышлю. Книга написана простым языком.
Цукерман
Г. А., Поливанова К. Н.Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к
школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая
работа с детьми.)
Как бы я хотела попасть к тебе на прием со своим ребенком!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо тебе огромное за этот пост и за предыдущий тоже. Я не рискнула встрять со своими (возможно уже профессионально деформированными))) мыслями, главная из которых - в школу опоздать невозможно, а вот прийти не вовремя и хапнуть проблем выше крыши - это легко. Это я наблюдаю каждый день - как нормативные дети выпадают из процесса в силу как раз того, что не были учтены все перечисленные параметры, обозначенные в данном посте!!!
Спасибо тебе, Алена, огромное еще и еще раз!!!
Можно я у себя повешу на боковой панели ссылку на твой этот пост? С подписью АРХИВАЖНО!!!
Юля, а ты знаешь я ведь твою цитату: В школу опоздать невозможно, можно прийти рано и получить много проблем" - я часто использую на консультациях. Спасибо тебе за нее! Я двумя руками за!
УдалитьСпасибо тебе, Юля, за добрые слова! Конечно, размещай!
Алена Валерьевна, спасибо. С удовольствием прочитала публикацию, с Вашего позволения отправлю ссылку на эту АРХИВАЖНУЮ (верно подметила коллега) статью на страничке для родителей нашего школьного сайта
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, рада, что материал оказался полезным. Книга - вещь! Была на курсах по ФГОСам - там рекомендовали.
УдалитьАлёна, спасибо тебе за статью! Информация в простой, доступной форме. Очень важно для родителей, да и для педагогов! Как же я солидарна с фразой "Пусть знает меньше, но будет иметь эмоциональное здоровье"!!! Современный родитель со всех сторон слышит совершенно другое: "Как? Вам 5 лет, а вы не читаете? И английский пора изучать! и т.д." Я не против, но эти знания и навыки не приоритетны в дошкольном возрасте и зачастую не интересны детям (многим). Когда провожу консультации с родителями на тему готовности к школе, то часто вижу удивление в их глазах. Сложившиеся стереотипы довольно трудно изменить. Пусть эту статью прочтут как можно больше людей!!!
ОтветитьУдалитьАнна, я в своей практике только один раз поняла, что иностранный язык нужно учить с пеленок. Девочка ко мне ходит на "Мою планету" - папа итальянец, так моя Моника в 4 года знает оба языка и папе переводит с русского на итальянский. Зачем просто так учить до школы - мне не понятно. Смысл в чем? Конечно, языковая способность в этом возрасте есть, но если язык не вводить в повседневную практику, то зачем? Лучше погулять лишний час.
УдалитьА я удивляюсь родителям своих 2-3-летних воспитанников, которые с восхищением мне рассказывают, что они учат буквы... пытаюсь их убедить в том, что это совершенно не нужно...
ОтветитьУдалитьАлена, отличная статья, очень важная для родителей.
Благодарим за участие в Детской галерее.
Жанна, чтение с пеленок....Веяние времени....
УдалитьМозг человека устроен так, что в раннем возрасте идет развитие совсем другого. Если где-то прибыло, то где- убыло...Оно того стоит?...
Спасибо, Жанна!
Как же хорошо, что остались еще такие воспитатели, которые не усаживают малышей "писать буквы"... Всему свое время - это главное забывают родители, пытаясь всему заранее, до школы, научить ребенка...
УдалитьА раннее чтение особенно неосмысленное, ведь малыш не понимает прочитанных слов. Лучше с ним просто разговаривать, открывая мир вокруг него))
Когда-то я была мамой для которой развитие ребенка заключалось в обучении чтению, счету, письму и занятиях творчеством (громко сказано, потому что там не было творчества, а был шаблон). А еще иностранный, но, к счастью, я сама иностранным не владею в нужной для обучения степени, что спасло мою дочку))). Конечно, я сейчас немного утрирую, были у нас и просто общение, и развитие логического мышления, и знакомство с окружающим миром.... Но... Вот сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, насколько ограничено я мыслила))).
ОтветитьУдалитьАлена, статья просто великолепная! Большое спасибо!
Аня, спасибо тебе!
УдалитьАлена, такая статья великолепная и актуальная. Захотелось разместить ссылку на своем блоге. Думаю, что Вы не против? Спасибо.
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо! Конечно не против.
УдалитьДа, книга действительно кладезь истин. И пост получился очень глубокомысленным, заставляющим задуматься. Из теории, точнее из её переосмысления рождается практика педагога, достойная восхищения, и появляются активные, жизнерадостные, ищущие ученики. Есть учителя, педагоги, которые интуитивно всегда так действовали. И будут те, кто даже с новыми стандартами будут придерживаться устаревшего подхода, основанного на стереотипах. Я тоже каждый раз сталкиваюсь с тем, что родители больше ценят технические навыки, забывая о главном, что на кону стоит эмоциональное благополучие их ребёнка. Я сама сторонник активного развития ребёнка, хотя мне очень близок подход естественного родительства - это каждый раз поиск и нахождение компромиссов. Но какого бы ты подхода не придерживался, есть ли в вашей семейной жизни многочисленные гаджеты, всё равно на первом месте стоит душа и здоровье ребёнка. И это не только и не столько техническое, а глубокое, сложное понимание того, что очень многое в психическом развитии ребёнка взаимосвязано. "Поломка", пробел в одном, ведёт к искажению действия всего механизма. Я вот до сих пор не написала обещанный комментарий к прошлому посту, а из - за болезни, которая охватила чуть ли не всю семью, никак не удаётся именно собрать воедино все мысли. У Марии Костюченко в недавнем прошлом было несколько очень развёрнутых дискуссий по этой теме. Так, при семейном обучении всплывают одни аспекты, при посещении школы - другие, но все сошлись на мнении, что надо прислушиваться к индивидуальным потребностям каждого конкретного ребёнка. И ты права, что ряд очень важных моментов будет всегда либо сложно, либо невозможно реализовать в школе. Это сродни процессу адаптации в детском саду: все психологи твердят в один голос, что первые дни надо, чтобы мама была рядом, а персонал этого не допускает, чтобы не было лишней мороки. А ведь Жанна (очень актуально) отметила, что адаптация к детскому саду имеет прямое влияние на адаптационные возможности ребёнка в школе... Очень многое не учитывается. И порой жаль, что приходится только размышлять. Одним родителям с этим не справиться (если только это не семейное обучение), надо чтобы и педагоги перестраивались.
ОтветитьУдалитьИ ещё добавлю, что шаги в этом направлении делаются, порой очень заметные. Например и наконец, должное место в образовательном процессе стала занимать проектная деятельность. Пугались - "ругались" на технологию ТРИЗ, а всё же пришли к пониманию, как много она даёт. И это хорошо, что все эти технологии развивающего обучения, когда ребёнку даются не готовые ответы, а возможности нахождения ответов, разработанные, кстати, уже десятилетия назад, получили второе дыхание. Возможно, наконец, пришло понимание, что с возрастанием объёмов информации ценнее не энциклопедические знания, у знания того, где можно добыть их, и умение ими оперировать, отталкиваясь от шаблонов. Так поддерживается интерес, так развивается воображение - движущая сила принятия решений, так получается почву развитие послепроизвольное внимание, а с ним и эмоциональные составляющие, необходимые для того, чтобы достичь состояния успешности, уверенности.
УдалитьКатя, спасибо тебе за твои размышления! ТРИЗ - это классный подход - он близок моим представлениям об образовании. Выздоравливайте!
УдалитьВ моей семье большая утрата времени на блог остается пока мало. Не могу сразу отвечать.
Алёна, очень сочувствую! Не переживай по поводу комментирования - есть в жизни вещи, которые могут и подождать...
УдалитьМилая и уважаемая Алена!
ОтветитьУдалитьСегодня познакомилась с Вашим блогом, и..., еле "оторвала себя за уши" :-)))
Замечательный, оптимистичный, очень насыщенный и очень полезный добрый блог!!
Вести блог - это время, по себе знаю!! И, поэтому, огромное спасибо, что делитесь!!! Я сейчас в теме детских развивалок своими руками. Так вот и попала к Вам :-)))
Чувствую, что на долго! :-))
Благоджарю еще раз!
Я на днях сделала сенсорные карточки в стиле скрапбукинга... И сейчас провожу "полевые испытания" :-)))) как ими можно играть и что от них можно получить...-)))))И, изучаю опыт коллег.. У Вас мнооого полезного.
Я, пока, профильного блога не имею. Только личный творческий..
(Работаю психологом-логопедом в Волгоградчской обл.)
Удач Вам во всех Ваших начинаниях!!!
Алена! А в каком городе Вы живете? :-)))(не нашла)
ОтветитьУдалитьДели, рада знакомству! Логопсихолог - это так здорово! Очень интересно посмотреть на сенсорные карточки!
УдалитьВсегда приятно, что труд, затраченный на блог, востребован. Я живу в Челябинске - на Урале.
Спасибо за добрые слова в мой адрес! Это так важно!
Я тоже рада знакомству! :-)) У нас много общего(личностно) :-))
ОтветитьУдалитьЯ тоже без природы жить не могу. Сплавляемся по рекам, с мужем, каждый год. Урал - красивенный регион! Я там была. И на лыжах(в молодости) и на сплаве(Печора-Илыч, Южный Урал)
В Челябинске я, впервые в жизни, видела ледовые скульптуры(в 80х)
Карточки обязательно покажу. Пока не совсем выстроилось их применение, чтобы не только пощупать-посмотреть-описать...Обдумываю обратную сторону карточки. Покажу, когда все соображу :-))))
А за блог Ваш еще раз СПАСИБО!
У меня скоро будет летний интернет-перерыв.До октября, видимо. Так что, если что надо - напишите в комменте в моем блоге.Туда буду поглядывать периодически.
С симпатией, Дели