Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Изучение эмоциональной сферы ребенка (тревожности, как одного из ее составляющих) является, на мой взгляд, одним из самых важных направлений работы детского психолога. Не зря исследование тревожности входит в комплекс диагностики готовности к обучению в школе. Ведь бывает так, что ребенок многое знает и умеет, но показать свои умения и знания не может - мешает высокая тревожность. Вдруг не правильно что-то сделаю, вдруг ошибусь, получу двойку и т.д. Тревожность нужна человеку чтобы сохранить свою жизнь, но высокая тревожность мешает жить, быть успешным в учебе и на работе, мешает получать удовольствие от жизни.
В комплекс диагностики тревожности ребенка входит одна методика, суть которой заключается в выборе лица: грустного или веселого (художник забыл нарисовать - выбери лицо). Методика очень информативна, позволяет выявить сферы тревожности. На консультациях я рассказываю родителям о том, как отвечает ребенок и мы определяем как быть.
Приведу один фрагмент методики (есть два варианта - для мальчиков и для девочек).
Предлагаю ребенку одну из картинок (фото выше).
-Как думаешь, какое лицо у девочки?
-Грустное.
-Почему она грустит?
И тут слышу самые разные ответы. Самые распространенные:
- Ее не берут играть.
- Мальчики (именно так часто дети воспринимают группу детей) ушли, а ее не взяли.
-Девочку не взяли, а она хотела с ними поиграть.
- Оставили одну.
-Выгнали из игры.
Были и единичные ответы:
- Девочка веселая, потому что она с собакой гуляет.
- Девочка веселая - она судья: мальчики бегают, а она судит.
Когда ребенок выбирает грустное лицо я всегда спрашиваю:
- Долго будет грустить?
- Что будет делать? Грустить будет или найдет что-то для себя, чем займется?
Ведь в жизни такое бывает, что не всегда меня возьмут в игру, у кого-то свои планы. Очень важно научиться быть хозяином своего настроения, научиться уметь заинтересовать себя, научиться так жить, чтобы было интересно с самим собой (хоть иногда). Возможно, тогда жизнь покажется прекрасней, мы научимся не обижаться на других, научимся уважать выбор других и не зависеть от выбора другого.
И это лишь одна картинка из методики....
Привет, Алена. Вот никогда не додумывалась спросить у детей о причинах, проводя эту методику! Спасибо за идею!
ОтветитьУдалитьАлена, здравствуй! Я тоже недавно стала уточнять. Получается и коррекция и диагностика. Мне вообще интересно - что видят дети на рисунках. Иногда такие ответы - и не подумаешь, что такое можно увидеть. Ответы - помощники в консультациях с родителями.
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить