вторник, 26 января 2016 г.

Элементы арттерапии в работе с дошкольниками. Техника "Ваза"


Творчество - это один из способов сделать свою жизнь чуточку  счастливее, наполнить ее  мгновениями радости и душевного полета. 

Результатом  моего творчества в последнее  время  стало рождение новой  потрясающей (на мой взгляд) техники которую я  назвала  "Ваза".  Бывает так, что  раааз! и пазл сходится. Так  вышло и у  меня. Коллаж, лоскутное одеяло,   просмотр видео коллег, изучение  ассоциативных  метафорических карт и, конечно же,  активная работа  с детьми,   которые порой дарят  нам идеи.  


Итак, техника  "Ваза".
Цель: развитие  уверенности  в  себе, создание  позитивного образа  "Я", поиск  ресурсов. 
Материалы: журналы, клей, карандаши. ножницы.
Возраст: от 5 лет, думаю, что может использоваться  в работе  со взрослыми клиентами, в групповой работе как  с детьми, так  и  в  детско-родительской сессии (тогда цели могут быть разными).
Инструкция: 
1) Выбери лист бумаги (важен выбор формата) и нарисуй вазу - ту,  которую хочется.
Ребенок рисует вазу.
2) Наполни СВОЮ вазу теми цветами, которые хочется - найди нужные  цвета с журналах.
Ребенок  ищет СВОИ   цвета   для СВОЕЙ  вазы, используя журналы, буклеты. Можно использовать цветную бумагу, но она не дает  такой богатой цветовой  палитры.   



3) Если хочешь, то поставь в  вазу цветы или как-то иначе используй возможности вазы....


4) Если хочешь, то оформи СВОЮ вазу в рамочку.

5) Работа с результатом  творчества:
- посмотри на  свою работу с разных сторон: подними вверх, опусти вниз и т. д  - полюбуйся  ею....
-скажи,   а  что общего между тобою и этой  вазой?
Как  правило, дети начинают перечислять,  что у них есть розовая  футболка  и в  вазе  есть розовый  цвет и т. д. 
-Возможно, ваза  такая же  как  ты - красивая?
-Возможно, ваза такая же как  ты яркая  и ею можно долго любоваться и  хочется  изучить ее? Ведь ты тоже  такая разная,  в тебе  столько интересного: ты  умеешь красиво рисовать, интересно разговаривать с тобою и т. д. 
-А может такое  быть, что эта  ваза  такая же  как  ты  уникальная? Ведь каждый  человек уникален! Как думаешь.  в  чем  твоя  уникальность?

Вопросы  могут варьироваться в зависимости от проблемы,  над которой работает психолог. 

Это ваза  мальчика - "Кувшин с  ручками" . 




Данная техника хороша для  работы  и с  гиперактивными детьми, с детьми, имеющими трудности в  границах, в  волевой  сфере.

Ребенок (или  взрослый) рисует вазу (или  любой другой  предмет по желанию ребенка) и заполняет  пространство цветом - вырезками из журналов.  
Такая  монотонная работа  успокаивает, нормализует эмоциональный  фон, развивает чувство границы, внимание, мелкую моторику.





Не  так-то просто заполнить такой объем! Но это возможно! 


Дополнительное  задание "проведи линии - поставь цветочек в вазу". 









Дополнительное задание: найди кусочек бумаги, похожей  по форме на этот треугольник (развитие  внимание, восприятие  формы).


Это работа  девчушки  3 лет - все  сама! Я только  цветы  вырезала.



Вот еще одна работа -красиво....

Ваза как лоскутное  одеяло.... Хочется  рассматривать и рассматривать.... 

Самое  важное в работе - это беседа,   вопросы, активное слушание, умение слушать ребенка и слышать его. Результат важен, но только  после  всего этого. 

26 комментариев:

  1. Алена, как здорово! Красота! Очень понравился такой вариант работы. Знаешь, когда прочитала в ленте название, представила коллаж, как у Кати Беловой (мы такой делали с ребятами). Но начала читать и поняла, что такая "Ваза" мне очень и очень симпатична, я даже знаю, с кем попробую такой вариант работы. Очень нужны сейчас одной хорошей девочке положительные эмоции и силы, чтобы жить дальше. Спасибо тебе огромное за такую потрясающую технику!
    Ален, а у меня еще для такого случая заготовлены разные варианты ваз и ребенок может выбрать ту, которая ему больше всего нравится. Использую, если кто-то из детей категорически отказывается рисовать ("Не умею" или "У меня некрасиво получается").

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, да, конечно, вазу Кати я помню - классная штука! В моей технике иной смысл, но метафора "ваза" как некий образ "Я" мне очень близок. КОгда-то я обучалась на тренера - ведение тренинговых групп, так там нам предлагали такой вариант: представить кого-то из участников в виде редкой вещи, я представил одну участницу в виде редкой дорогой вазы и так этот образ во мне и сидит. Ваза - это я....Спасибо за наводку на раскраски!

      Удалить
  2. Отличная техника для Формирования позитивной жизненной позиции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, сегодня еще с группой детей ее апробировала - здорово работает!

      Удалить
  3. Очень нежные работы у деток, главное - самостоятельные, в каждой своя индивидуальность

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, а еще здорово развивается произвольность - вроде творим, а как это работает!

      Удалить
  4. Алёна, и у меня ваза с личностью ассоциируется! Хорошая техника! Все больше и больше вариативности использования журнальных страниц:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, я смотрю Викторию НАзаревич и про тебя у нее услышала - так приятно стало.... Встретила технику "Горшки" и она меня натолкнула на что-то, а потом мальчик в группе захотел маме азу сделать - тут-то у меня все и срослось...

      Удалить
  5. Не случайно такие ассоциации возникают у многих: вазы и личности. Во времена своей учёбы по предмету "Психология личности" с нами проводили очень интересное упражнение, когда надо с закрытыми глазами под слова тренера представлять образы. Так, в лесу мы должны были представить на поляне возвышение, пень, пьедестал..., на котором стоит чаша - ваза, заглянуть туда. Потом нам объяснили значение этого образа. Оказалось, что именно этот образ отражает наше "Я". Важно было отметить, какая ваза: красивая или нет, старая или новая, чем наполнена. Особенным акцентом был обозначен тот момент, смогли ли мы увидеть в чаше своё отражение, конечно, при условии, что она наполнена жидкостью - связь со своим "Я"... Помню, анализ доставил всем большое удовольствие в познании себя и наших актуальных проблем. Например, у одной из моих сокурсниц чаша была старая и с трещинами... и на деле, при работе с тренером в группе, выяснилось, что поводы к возникновению именно этого образа были очень существенными. Так что техника работы именно с вазой очень удачна в своей концепции. :)) Алён, ты пишешь, что пришла к этому, скажем так, интуитивно, что только отражает, как глубоко ты ищешь в области психологии личности ребёнка. :) И, как отметила Вика (полностью согласна с её ёмкой характеристикой): "отличная техника для формирования позитивной жизненной позицией". Ты молодец. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! Коллективное бессознательное работает.
      Очень рада читать твои комментарии! Спасибо тебе!

      Удалить
  6. Ну вот, даже 3-хлетнему ребенку оказалось под силу творческое задание.
    Алена, очень позитивная техника, я тоже подпиталась.... пошла творить! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, работа с цветом творит чудеса. Маленькие дети не все умеют вырезать - помогаю нарезать кусочки и все .

      Удалить
  7. Алена, спасибо за актуализацию данной техники. Столь всего после института уже по забывалось, а видишь в блогах только начало поста и память твоя, как будто озаряется и выдает тебе образы, что ты уже это делал, но давно.... Спасибо еще раз.
    Сейчас продумываю для своих педагогов арт-тренинг, что бы они набрались сил и эмоций для дальнейшей работы, и хотелось бы провести с ними, что-нибудь интересное. Данную технику попробую обязательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада освежить в памяти. ДУмала, что я такая умная....Оказывается, что-то подобное есть, но в другой форме...

      Удалить
  8. Спасибо, Алена, за интересную технику!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Алёна, это просто потрясающая техника! Мне очень созвучно! Действительно, возможностей использования множества. Спасибо, спасибо, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо за такие слова... Технику апробировала на 20 детях 6-7 лет- действует классно! Такие вазы получаются -все разные! И такие размышления. Удивило и порадовало то, как мой сын справился - придумал вазу с руками и ногами и живую, которая всех любит.

      Журнальные листы - вообще кладезь.

      Удалить
  10. Алена, прекрасная техника! Я тут подвисла на коллажах и обязательно воспользуюсь идеей с вазой. Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  11. Так вот, что это за техника! "Ваза"... Очень глубинная, здорово. Умение вести беседу в данном случае, конечно, самое главное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Случилась даже консультация с родителями по результатам техники - настолько глубинная...АЛена, спасибо!

      Удалить
  12. Алёна, спасибо! Ваза с цветами такого плана будет актуально в предверие 8 марта. Можно даже с малышом открыток наделать, и арт-терапией заняться одновременно. И журналы становятся, наконец, полезными))))

    ОтветитьУдалить
  13. Алена, спасибо! Обязательно возьму твою технику на вооружение) Ваза действительно символический образ внутреннего Я человека. А арт-терапия всегда любима)))

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...