Деятельность педагога-психолога предполагает использование
различных методов и приемов. Одним из них является арт-терапевтический метод (элементы).
Элементы арт-терапии позволяют решать ряд проблем, служат средством развития эмоционально-личностной сферы, а также являются средством всестороннего развития ребенка. Такие занятия легки, интересны, нет необходимости мотивировать детей, нет ни одного ребенка, который бы отказывался от деятельности. При своей простоте приемы арт-терапии глубоки, экологичны для ребенка.
Итак, техника "Цветик-многоцветик".
Задачи: снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, развитие самооценки, развитие мелкой моторики и т.д.
Для кого подходит: дети от 2 лет и взрослые.
Оборудование: картон, пряжа разной фактуры и цвета, клей ПВА, любые сыпучие материалы по желанию, ножницы.
Ход работы.
-Сегодня мы с тобой будем самыми настоящими Волшебниками. У всех Волшебников есть специальные предметы, которые могут помогать людям. Вспомни о тех волшебных предметах, которые быть может тебе встречались в сказках....
Постепенно подводим ребенка к символу цветика-семицветика.
-А давай мы с тобой сделаем свой цветик-многоцветик. Сколько лепестков будет у твоего цветочка?
Ребенок определяется с выбором. На картоне я или сам ребенок рисует и вырезает цветок.
-Если цветок волшебный, то и раскрасить его нужно чем-то волшебным. Посмотри, что у меня есть....
Я демонстрирую ребенку набор разноцветной пряжи (мулине, шерсть....).
-Выбери цвет лепестков своего цветочка и подготовь "краски" - кусочки пряжи, нарежь ножницами (если трудно, то помогаю).
-А сейчас мы будем наделять цветок волшебной силой. Намажь белым волшебным веществом один лепесток и подумай о том, что бы ты хотел, какое твое желание... Аналогичным образом нужно закрасить все лепестки.
Варианты работы:
- подумать о том, какого цвета радость (выбрать цвета радости) и на каждый лепесток проговаривать то, что радует в жизни и постепенно "закрасить" пряжей все лепестки;
- каждому лепестку присвоить свои умения, качества имеющиеся или желаемые...
Сколько детей, столько и цветов. Кто-то работает мелкими шагами, а кто-то широкими мазками.
Новый год на дворе - поэтому это игрушка на елку....Золотая ленточка нашла место на лепестке....
Кто-то может захотеть и елочку.... Почему нет?....
Добавим снежку.....
Алёна, присвоение лепесткам качеств имеющихся и желаемых - замечательно! Да еще и на ёлочку повесить... А использование ниток, таких красочных, мягеньких само по себе терапевтично. Как же я люблю такие посты! Спасибо тебе большое за открытость, за то что делишься!
ОтветитьУдалитьАня, спасибо! Сколько отдашь. столько и получишь назад. КРоме того , всегда есть материал для семинаров и анализа самообразования - польза блога на лицо.
УдалитьЯ всегда благодарна коллегам, которые находят возможность делиться опытом.
Спасибо!
Алена Валерьевна, всегда с удовольствием читаю про Ваши арт-терапевтические приемы, но сегодня с большим удовольствием еще и поделку себе на новогоднюю елку придумала, использую технику, описанную Вами. Спасибо
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, очень приятно, что идеи полезны.
УдалитьАлена, спасибо за очередной прием. Интересно наблюдать за твоей работой и что-то узнавать новое.
ОтветитьУдалитьВика, это взаимно!
УдалитьКакая хорошая техника, сама очень люблю с пряжей работать! В том году мои малыши с интересом возились с ней, украшая елочку. Спасибо за напоминание, Алена!
ОтветитьУдалитьКакая хорошая техника, сама очень люблю с пряжей работать! В том году мои малыши с интересом возились с ней, украшая елочку. Спасибо за напоминание, Алена!
ОтветитьУдалитьЕлена, пожалуйста! Спасибо за добрые слова!
УдалитьСпасибо, Алена, что делитесь полезными методиками! А для родителей такая техника подходит? Просто мой сын, когда я как-то рассказывала ему про его хорошие качества, спросил меня: "Мама, а если я не буду ... (то, что я перечислила), ты меня любить будешь?"
ОтветитьУдалитьВероника. да для всех подходит!
УдалитьПри таких вопросах можно подумать о том, почему у сына такие вопросы возникают. Может быть стоит чаще говорить о своей любви и особенно в таких ситуациях, когда вроде и повода нет и совсем даже наоборот... Понятие безусловной любви - просто так. Безусловно нас любят дети просто за то, что мы родители (маленькие дети).
Такая техника очень подходит и для работы с малышами. Правда, я заранее нарезаю пряжу и уже на готовый шаблон, дети приклеивают пряжу. Тоже здорово получается.
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо, за то, что подсказываете, подталкиваете, учите!!!
КОнечно, ЖАнна. для малышей и я нарезаю - у меня такие коробочки с сухими красками есть - покажу как-нибудь...
УдалитьВам спасибо! Учу - это громко сказано. Иногда кажется. что вообще ничего не знаю....
Алена, даже детство вспомнила! Мы на уроке труда аппликацию из пряжи делали, только нарезали мелко-мелко. А на работе мне, наверное, другой вариант подойдет: от каких качеств хочешь избавиться и какие приобрести. Вот только детки, воспитанные по типу "кумир семьи" не видят в себе никаких недостатков, они-то хорошие, а все вокруг какие-то не такие, плохие, вредные и т.д. и до родителей не достучаться. Хоть сама садись и колдуй!
ОтветитьУдалитьАлена, может быть в Вашей копилочке есть что-то и для такой категории детей, которым надо не повышать самооценку, а вернуть с небес на землю?
Людмила, вот недавно на программе "Моя планета" мы с детьми (1-4 касс) изучали традиций празднования Нового года в разных странах. В Италии выкидывают в окно все старое и ненужное с надеждой обзавестись новым и полезным. Так вот, школьники писали и рисовали те качества, которые им мешают. Если трудно самим в себе их увидеть, то можно либо помощи друзей попросить либо написать на бумажке и вытягивать - кому что подойдет и вдруг ребенок в себе их увидит - эти качества. Ведь в каждом из нас есть и черное и белое и это нормально. Ну хоть чуть-чуть....
УдалитьТакие вот мои размышления...
Алена, спасибо. Надо будет попробовать и такой вариант. Может, ребенок задумается о том, что не все так хорошо, как ему кажется, и захочет что-то в себе изменить. Очень хочется в это верить и надеяться...
УдалитьАлена, большое спасибо! Мулине, наверное, очень удобно использовать - недорого получить многоцветье). Прикуплю наборчик обязательно. Очень хорошая техника, утащу в свою копилочку.
ОтветитьУдалитьТочно недорого! У меня эти ниточки еще от бабушки остались - спутанные все... Спасибо, Аня!
УдалитьАлена! Очень понравилось!!! Браво!!!
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо!
УдалитьСама идея очень интересная. Если это цветок желаний, то каждый лепесток - желание ребенка (с обратной стороны его можно подписать), если это цветок радости, то каждый лепесток подписываем тем, что вызывает у него радость и т.д. Я правильно поняла?
ОтветитьУдалитьНелли, реализовать идею можно так, как подскажет Вам Ваша фантазия и желание ребенка. Важен сам процесс - вербализация чувств, ощущений, желаний.
УдалитьАлена, какая замечательная техника! Спасибо, что делишься! У меня целых две корзины с нитками лежат! Надо пустить их в ход!
ОтветитьУдалитьНаталия, надо! А то так и пролежат...И место освободится...
УдалитьАлена, спасибо еще раз за методику, сегодня провела с одной девочкой - она была просто в восторге! Делали цветок как средство от грусти, лекарство от неуверенности)))
УдалитьНаталия, и тебе спасибо! ГОтовлюсь к городскому семинару - включу эту технику в опыт.
Удалить