Этот пост я думаю предназначен больше для молодых педагогов-психологов, но буду рада если мои находки кому-то пригодятся. В последнее время на мою личную почту стали приходить письма от моих коллег, которые только начинают свой профессиональный путь. Вспоминаю мои первые шаги около 12 лет назад... Когда я пришла в мой "рабочий кабинет" в детский сад ( сейчас я работаю в другом), то была удивлена - мне казалось, что время в нем остановилось в далекие 80-е годы. Игрушки, обои, даже цветная бумага были, мягко сказать, уже далеко не новые..... Тогда меня спасали ... опилки! Да да! Мой папа снабжал меня опилками и мы с детьми творили....
Думаю, что во многих садах и сегодня дела обстоят похоже... Такое положение может отбить желание работать вообще. Мне хочется поделиться тем, что мне помогает всегда и это ничего не стоит (или совсем мало). Это - вкладыши из коробок от конфет. Они могут быть блестящими, золотыми, коричневыми, белыми. С этими волшебными коробочкам можно столько всего сделать! Я уже как-то делилась своими идеями.
Но ведь просто так не дашь эти коробочки - нужно их ввести в игру, наделить волшебной силой. Как? Очень просто!
Расскажу о нескольких вариантах использования с разных занятий. Возраст детей 3-6 лет.
Это занятие общеразвивающее. Цель: развитие эмоциональной сферы.
Дети заходят в мой кабинет и садятся за столик на котором картонное поле (оно у меня уже видавшее виды , но оно сегодня мне заменяет песочницу....) на котором изображено...
А вот что изображено говорит ребенок САМ! И от того, что он увидит строится вся последующая работа. Подобное панно можно сшить, можно нарисовать.
Кто-то видит просто цветочки, травку.... Тогда я спрашиваю:
-Как думаешь, где может быть эта травка?
-Здесь!
Некорректный мой вопрос. Каков вопрос - таков ответ...
-Как думаешь, травка где еще может расти: может в лесу на полянке или в парке, или... где?
В данном случае мы решили, что это волшебный лес.
Ребенок посадил еще цветов, расставил домики....
Настал черед расселить жителей. Каждому выбрал домик.
В этом доме поселилась целая семья.
А в этом доме Фея, которая, как сказал ребенок, может исполнять желания.
Одна девочка поселилась в каменный дом.
Для развития речи и речевого мышления я (в зависимости от цели занятия) я спрашиваю ребенка:
-А какой это домик? Опиши его.
Такой вот каменный домик для аквариумов хорош тем, что это целый пейзаж: есть и травка (где растет? - перед домом, за домом, справа-слева...)... Сколько этажей, тяжелый или легкий, твердый или мягкий, из чего сделан? Можно придумать много вопросов и изучить этот чудо-домик.
А поскольку в сказке ребенка есть место Фее, исполняющей желания, то я предложила ребенку сделать волшебный напиток, который есть у Феи. И тут на помощь пришли эти вкладыши от шоколадных конфет.
В каждое окошко мальчик наливает кувшинчиком воду... Отмечу, что этот процесс любят все!
Фото получилось не очень четкое, но видно, что ребенок проверяет в каждом ли окошечке - домике есть вода. Этот прием я давно использую. Работая в "Логопедическом центре Р-Р-Р", мною была написана статья о работе с неговорящими детьми и этот прием немного описан. Статью можно прочитать здесь.
Затем ребенок наделяет волшебством напиток - закрашивает гуашью. Мне нравится именно гуашь т.к. ее цвет более насыщенный, чем акварель...
У каждого героя есть свое желание.
Сперва ребенок делает напиток радости - выбирает цвет радости....На этот раз синий...\
Затем по очереди окрашивает в цвета смелости, силы и веселья...
Белый - это для веселья...
А потом каждый герой пробует волшебный напиток и получает радость, силу, смелость, веселье - кому что надо...
Всегда спрашиваю: а что тебя делает радостным, сильным, веселым и т.д. Принцип "моста".
Вторая встреча. Цель занятия: помочь ребенку адаптироваться к садику (3 года). Бывает так, что ребенок вроде уже и привык, и не плачет, но пока мало играет с детьми. Грустно ведь от этого... Для этого я использую работу в минигруппах по 2 человека. Выбираю одного ребенка уже адаптированного, активного, а второго, нуждающегося в моей помощи.
Перед детьми вновь полянка. На этот раз дети увидели дорожки. И поэтому я пошла от них. Предложила каждому проложить дорожку определенным цветом при помощи цветного грунта (как видно, грунт и коробочки - это именно те волшебные инструменты). В данном случае и моторика развивается, и снимается напряжение - монотонная работа в данном случае успокаивает - все понятно - чего волноваться...
Затем как в первом варианте дети располагают фигурки, строят свои минимиры и это уже интересно! Затем играют в этом пространстве вдвоем - я вообще никак не вмешиваюсь.
А потом вновь на сцену выходят коробочки! В этом случае мы готовим коктейль для угощения! Клубничный, шоколадный - да любой!
Каждый ребенок окрашивает воду как захочет! Любой цвет красив! А какая цветотерапия получается! Фантастически приятное занятие. Правда - правда! Сама пробовала!
Очень часто я предлагаю детям спрятать камушки в водичке. Как они это любят! Здесь можно решать разные задачи: подобрать цвет так, чтобы камень видно не было и т.д.
Цвета меняются прямо на глазах! Это занятие пример того, как важен ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ!
Очень часто на нашем столе самая настоящая арттерапевтическая мастерская .... Кто-то из детей любит всегда чистую воду и я предлагаю вытирать кисточку о тряпочку (говорю, что так делают все настоящие художники)... Ведь не будешь бегать воду менять....
А вот третья встреча... Цель - просто поднять настроение. Загрустил что-то мальчик... В этом варианте ребенок наливает воду в домики и пробует цвета - сам - так как захочет и наблюдает за результатом смешивания. А посмотреть есть на что! Посмотрите, как красиво!
Крапинки словно кувшинки на пруду....
А этот ярко-желтый развод как красив!
А это как наша Земля из космоса....
Таким образом, психолог, используя самые простые материалы, может сделать свою профессиональную деятельность вполне успешной и проносящей пользу детям и радость самому психологу.
Спасибо, Алена, за то, что показали такие замечательные игры. Мы со старшим так играли, только использовали форму для льда. Игры с водой и красками все дети обожают. Отличная идея использовать коробочки от конфет в работе психолога - надо взять на вооружение.
ОтветитьУдалитьАнтонина, пожалуйста! Эти коробочки хороши тем, что их выбросить не жалко когда становятся грязными, и фактора приятная - блестя...
УдалитьРада видеть коллегу!
У волшебницы даже самые простые и обычные вещи становятся волшебными. Особенно про поднятие настроения понравилось. Надо срочно включать в работу, как раз адаптация идет. А еще на короля (или принца) внимание обратила - какой мужчина! И прием с волшебными напитками нельзя оставить без внимания! Алена, спасибо, что поделилась своими находками)))
ОтветитьУдалитьЛюдмила, спасибочки на добром слове - оно и кошке приятно....
УдалитьЭтого привлекательного мужчину все дети называют по-разному. Одна девочка в пятницу назвала рыцарем. У него ведь целая королевская семья есть - жена-королева, дочь -принцесса и сын -принц. Девчонки любят их....
Добрый день, Алена Валерьевна! Вот и просто, а восхищает Ваше умение приспособить к работе самые повседневные вещи! С такими занятиями ребенок обязательно раскроется:))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Все просто - голь на выдумки хитра... Дети действительно раскрываются и это меня радует. ,Спасибо!
УдалитьАлена,какие интересные идеи,огромное спасибо! моя малая перешла в новую группу,дети кажутся ей недружелюбными:( я за нее расстроена конечно же, может,посоветуешь пару слов ободрения для нее? меня хватает пока только сказать,что необходимо время,чтобы все перезнакомились и что в этой группе лучше чем если по ее просьбе перейти в другой сад,т.к. там уж точно все будут незнакомые детки.
ОтветитьУдалитьОля, вот так в двух словах и не скажешь. Самое лучшее - это обратиться к вашему психологу в садике (если он еще есть - тенденция к сокращению).
УдалитьСкажу так:
1. Ребенок смотрит на мир глазами мамы: спокойна мама -спокоен ребенок.
2. Важно контролировать то, что мы говорим детям . Порой слова типа "не бойся! все в порядке будет!" ребенок воспринимает так: "коль мама говорит не бойся - значит есть чего бояться! ". Это лишь один из примеров фраз, которые мы порой говорим детям и думаем, что как лучше.
3. Можно проиграть дома. Поиграть в садик например с куклами, мягкими игрушками и так в игре показать возможные причины нежелания играть и пути выхода. Ведь другой ребенок может не хотеть играть по разным причинам: т просто не умеет, грустит по маме, болеет и др.
4. Подружиться с какой-то девочкой из группы вне сада : поиграть во дворе, пригласить в гости.
Все индивидуально. И еще - важно наладить контакт с педагогом, быть заодно, доверять ему, оказывать поддержку и материальную и моральную (сказать какие-то приятные слова, отметить успех ребенка и т.п. )и физическую (помочь убраться в группе если нет няни, например, или помочь детей одеть если вы приводите ребенка в садик, а другие дети собираются на прогулку). Поверьте, это в наших условиях работы очень важно. Педагог с ребенком целый день и ему .реально трудно.
спасибо, с воспитателем поговорю в понедельник, психолога нет у нас:( помощь воспитателям всегда оказываю, много с ними общаюсь,меня даже приглашали как то на типа внеклассное занятие, приходила с игрушкой Аниной любимой (это мягкий пес) рассказывала о нем, говорила от его имени и потом конечно чувствуется отдача деток, долго еще потом ко мне подходили и спрашивали,когда Гафуша еще к ним в гости придет:) сейчас к саду у меня одно недовольство - у нас с весны нет песка - песочницы не открываются. Думала хоть после летнего перерыва появятся,но нет. Думаю, придется идти к заведующей выяснять причину. Поиграем с куклами дома, но малая только в доктора играет:) ее тяжело сподвигнуть на какие то другие ролевые игры:)
УдалитьОля, вот такие родители на вес золота! Про песок - грустно. Причин может быть много: банально нет денег на его покупку, а просить у родителей бывает чревато.... Песок нынче должен быть с сертификатом....Абсурд.
УдалитьУдачи вам!
я еще весной предложила купить мешка два песка, и тихонько всыпать в песочницу,а при проверке говорить что это остатки того песка что был с сертификатом:) но допустим,найти денег на песочек можно, но везти,я например не смогу оплатить машину,а воспитатели тоже видимо не хотят заморачиваться и искать еще кого-то в поддержку.
УдалитьОльга, я могу только посочувствовать... Таковы реалии системы образования....
Удалитьбудем бороться, думаю,уговорим папу нам домой сделать песочницу небольшую,а то подноса с манкой уже явно не хватает:)
УдалитьОля, лучше сотрудничать. Сейчас уверена, что песок вам важнее и правда дома - на улице холодно....Радости вам с дочкой от садика и новых друзей!
УдалитьАлена, какое чудо эти твои волшебные коробочки! Буду собирать:))) очень дорожки понравились! Это из какой-то игры?
ОтветитьУдалитьЛена, это мои палочки-выручалочки. Если они есть и есть краски с водой, то можно вообще столько всего придумать.... С неговорящими детьми они так работают! Дешево и сердито. Я и вулканы делаю в них.
УдалитьА дорожки из игры "Домик настроения" . Как-то сам домик (он объемный) у меня не прижился, а вот поле использую. Раньше пока дети не сказали про дорожки - внимания на них не обращала, а тут ведь сколько путей-дорог открывается... Новый ресурс...
Алена, чудесный пост! Спасибо. Чем проще материалы, тем интереснее и полезнее. Я тоже начинала с шишками и каштанами. А потом .... Сейчас вывозила вещи из кабинета, не могла придумать, куда эти все простые материалы подевать. куча опилок, деревянной стружки, зерна, коробочек, пробочек....
ОтветитьУдалитьУх!Спасибо за опыт!
Пожалуйста!
УдалитьВсё гениальное просто! Молодец, Алена! Как здорово, когда рядом с детьми есть внимательный взрослый.
ОтветитьУдалитьТочно. все самое простое - это самое гениальное.
УдалитьНу как здорово, что такие коробочки можно приспособить для игр с детками!!! Я много чего хомячу, но не всегда знаю зачем мне это! Теперь знаю! Спасибо, Алёна!
ОтветитьУдалитьТатьяна, я тоже ее тот хомяк... Только вот кабинет и квартира не резиновые....Спасибо !
УдалитьОчень интересные идеи!Спасибо,Алёна,что поделились.
ОтветитьУдалитьНаталья, вам спасибо!
УдалитьКак интересно, спасибо большое! Все что касается адаптации,мне теперь интересно!
ОтветитьУдалитьТатьяна, Ваш задор такой приятный! Удачи!
УдалитьАлена, здорово!
ОтветитьУдалитьАга....каждый раз убеждаюсь в волшебной силе коробочек!
УдалитьАлена Валерьевна, главное, в том, что тебя окружает найти пользу и применение. У Вас это получается гениально. Спасибо за идеи, всегда делюсь с заинтересованными собеседниками
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, рада, что идеи находят своих слушателей. Спасибо! За гениальность отдельное спасибо. Прияяятно....
УдалитьАлёна, спасибо за замечательные игры! И идею о столике.
ОтветитьУдалитьОльга, про столик не поняла...
УдалитьПростые вещи в Ваших руках превращаются в шедевр! Все гениальное - просто!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо....
УдалитьИнтересно. у меня вот лежит коробка от конфет, думаю всё равно куда-нибудь пригодится для поделок или ещё куда и смотрю у Вас тут идея чудесная!)
ОтветитьУдалитьЛинара, буду рада если понравится!
УдалитьАлена, спасибо за рассказ! Обязательно возьму на вооружение! И как раз есть коробочка от конфет) А цветные камешки где вы брали? Или это обычные, крашеные камешки?
ОтветитьУдалитьНаталья, это грунт для аквариумов. Покупала в магазине для аквариумов. цена смешная - по 1 кг продают в пакетах. цвета разные - не красят воду экологичные. здорово меня выручают. .
Удалить