А мы с Ваней продолжаем игры, направленные на обучение чтению. Мне очень хочется взять Букварь и по нему учить читать Ваню, но мне не повезло (или повезло) и Ваня все многочисленные буквари отмел сразу. Не читает он по книгам - как видит - теряет весь интерес и залезает на шведскую стенку или еще как-то отвлекает меня. Что делать? Искать способы, которые будут интересны ребенку. Если уж нам взрослым так хочется научить ребенка читать. Или водить ребенка в развивайки и уж там он точно научится читать - с посторонними людьми дети ведут себя иначе. Мне хочется самой научить сына читать - считаю, что все-таки это необходимый навык для будущего школьника.
Мой сын - ребенок играющий, он живет в игре - придумывает игры сам, легко придумывает, разворачивает сюжет, может играть один, озвучивая всех героев. Поэтому единственный способ обучить читать - придумывать игры. Что приятно - Ваня сам придумывает игры для чтения - мне нужно только следовать ему и писать слова, которые он будет читать. Вот недавно:
- Ваня, давай почитаем.
-Подожди, я сейчас что-то сделаю.
Делает из лего лестницу.
-Ваня, как будем читать?
-Будем слова на эту лестницу класть - из каменной азбуки.
Потом подумал и говорит:
-Камни тяжелые - лестница упадет - давай слова напишем.
Я пишу слова, Ваня их читает и выкладывает на ступеньки. А потом собирает - вновь прочитывая их.
Затем Ваня решил каждую карточку пронумеровать и разложить по порядку - еще одно задание и письмо цифр повторил, и руку развил, и прочитал, конечно же, каждое слово еще раз.
-А теперь будем в лабиринт играть.
-А из чего будем лабиринт делать? Рисовать?
-Нет. А давай из камней.
Из камней выкладывает лабиринт, рассказывая о том, кто в нем встречается на пути.
Потом эти же слова разложил по лабиринту, а потом батарейка в фотоаппарате села и я уже ничего не фотографировала....В общем мы ходили по лабиринту и собирали слова, читая их.
В конце Ваня сказал фразу, которая меня утвердила в правильности моего следования за сыном:
-Мам, а знаешь почему я все игры придумал?
-Почему?
-А чтобы веселее было!
Сегодня я вновь говорю (важно при обучении чтению - системность - каждый день по чуть-чуть):
-Вань, нам нужно почитать.
-Но ведь я игру не сделал! Подожди - сделаю и почитаем.
-Что тебе нужно для игры?
- Мелки и стол на кухне.
Взял мелки, я освободила стол, и Ваня начал рисовать карту-схему.
-Это мост...
Когда вся карта была готова, то Ваня мне все рассказал: что и где расположено. Таким образом развивается связная речь. Я задавала вопросы и Ваня отвечал.
Затем Ваня разложил фигуры, до этого вылепленные из пластилина (поэтому и маникюр черный). Сегодня Ваня много лепил...
-Это преграда на пути и ее охраняет охранник.
Около охранника лежит карточка со словом, которую нужно развернуть и прочитать слово.
Слов много - белее 20...
А вот и герой - лодка, которую Ваня слепил до занятия по чтению...Вторым героем был пластилиновый динозавр...
Играем так: бросаем кубик и ходим, читая слова, которые встречаются на пути - вот и вся игра, но в ней есть еще один развивающий момент....
Когда Ваня прочитает слово, то я прошу его описать - дать определение слову.
Вот некоторые определения:
-Ваня, а что такое "клык"?
-Это зуб такой хищный.
Мост - это "деревянные палочки по которым переходить надо".
Лес - это "место в котором растут деревья, кусты, живут клещи и животные разные"...
Сом - это рыбка такая.
Вход - это то, куда входят.
Мак-цветок такой.
Ласты - "это ботинки - как у лягушки лапы".
Трудности вызвали слова "полк", "мох".
Такое задание - давать определение - очень полезное, которое не только развивает речь и кругозор, но и учит ребенка выделять существенные детали, мыслить. Когда я училась в институте - нам часто говорили, что важно знать точные определения. Все начинается с определения понятия.
Некоторые слова приносил летающий ящер - Ваня сам придумал. Я вообще только стол освободила, слова написала и иногда включала "дурочку" - когда мой герой останавливался возле слова и мне нужно было его прочитать, но я его читала неверно и Ваня меня исправлял.
Ну и последний штрих: все слова еще раз прочитываем и складываем в домик - конец игры.
Что дает такой прием:
-ребенок проявляет инициативу, творчество и взрослый принимает это, направляя в нужное (Взрослому) русло - в данном случае - в обучение чтению;
- поддерживается интерес к чтению - Ваня всегда соглашается поиграть в такой форме;
- параллельно с обучением чтению решается и ряд других задач: развитие речи, мышления, внимания и т. д.
Я не спешу - Ваня не хочет пока соединять слова в предложение - так и просит: "только не будем слова соединять" - видимо, я в один момент переборщила своим напором и Ваня боится ошибиться, боится, что не получится... Пока так, но заметны результаты и бабушки уже радуются, слыша читающего внука, да и папа с братом радуются, а что про меня говорить...
класс! очень интересно. и позанимались и полепили. Ах, какая лодочка!!!!!
ОтветитьУдалитьсколько детей - столько и методов подхода. главное не заставлять )))
мы с удовольствием занимаемся за идею. (идея у нас: поход в кино, цирк, аквапарк, поездка на море, покупка новой игрухи). Когда озвучиваем бонус за занятие - сама прибегает с книгой и просит позаниматься. Иногда по нескольку раз на день.
а бывают дни вообще без занятий.
Юля, сегодня погуляла по твоему блогу и так мне стало хорошо на душе... Спасибо, что делишься своей жизнью!
УдалитьДа, сколько детей, столько и методов. За такую идею и мой будет книги носить....Только думаю, что моих средств не хватит...
Пропуски развивающих занятий (чаще это чтение и логические и речевые) бывают часто, но стараюсь....
Ален, это здорово, мне тоже повезло, букварь совершенно не интересует моих детей, поэтому играем!
ОтветитьУдалитьАлен, да вашим играм позавидует любой ребенок!
УдалитьВот оно самое главное - ребенок сам должен захотеть!!!
ОтветитьУдалитьУ нас, вроде как и желание есть, а соображалки еще не хватает...мы на этапе слияния в слоги...все уже пересливали на сто раз, а на слова так выхода и нет)))...я на лето рукой махнула на все слоги вместе взятые...надо будет снова уделить этому внимание)))
Спасибо, Алена, за идеи!!!
Каждому свое время...Еще пару недель назад я и представить не могла, что Ваня САМ будет буквы выкладывать из всего, что под руки попадется. А вот и это время пришло: дала задание блоки бабушкиного квадрата на полу разложить - посмотреть, что получилось - так он стал буквы выкладывать блоками (а они огромные - как коврик на стул). ВОт и интерес пришел.
УдалитьА про слияние - так Ваня сперва добавлял по одной букве к слогу - заканчивал слово, пропевая: "ма -...к". Я летом делаю т.к во время учебного года у меня предполагается большой загруз (садик плюс три центра). Делаю хадел знаний, а потом только перед сном будем по 5 минут читать-играть.
Здравствуйте, Алена Валерьевна! Смекалке Вашей позавидуешь, ведь хотели почитать с сыном и почитали, да еще так, что он и не заметил)))))) Само главное заинтересовать малыша, подкинуть идею, а он сам разберется, что с ней делать и желания мамы выполнит! Учатся читать дети с небольшой охотой, вот и приходится игры разные придумывать, у Вас это хорошо получилось!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Владимировна, здравствуйте! Точно, смекалистая я.. Дети учат. Спасибо Вам!
УдалитьСо старшим сыном было все просто - он ходил в развивайку "Автограф" и там его научили. С Ваней я хочу сама - мне интересно.
Алена, беру Ванины игры в копилку для будущего учебного года! Передай ему от меня спасибо!:) Люблю вас!
ОтветитьУдалитьЛеночка, дорогая моя, а я как тебя люблю! Спасибо, передам - ему будет приятно!
УдалитьЗдорово! Алёна, Ванюша восхитительный. И как хорошо объяснил для чего он игры придумал! Детские определения - это так мило!
ОтветитьУдалитьОльга, детские определения точно так милы... Прочитав пост Кати, задала Ване вопрос: -
УдалитьЧТо такое любовь?"
,Его ответ: это когда говорят об этом, признаются в ней. "
- А как узнать, что любят?" Вот как ты узнаешь, что я тебя люблю?"
- Так ы говоришь мне это каждый день.
-А если не говорить, то как узнать?
-Никак! Нужно сказать, что любишь.
Вот такие рассуждения...
Без сомнения, так и запомнится лучше. :) Здравствуй, Алёна. :) Ваня, умница! Так и не заметите, как от одного слова захочется понять смысл всей фразы. :)
ОтветитьУдалитьКатя. как мне хочется предложения читать... Скоро и это будет. Чую....
УдалитьМоя дочь тоже не любила книги, приходилось что-нибудь придумывать. Ваши идеи - готовый материал родителям для занятий с ребятишками. Спасибо, Алена Валерьевна, что делитесь
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, это долгий вариант, а родителям нужно как: раз и готово... Желательно чтобы ребенок сам это сделал.... Бывают дети, которые сами читать учатся. Вот счастливчики...
УдалитьАлена, как здорово! Никакого давления - всё от ребенка и через игру! Каменная азбука ваша и игры с ней просто замечательная идея - обязательно подскажу нашим педагогам!))
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна. спасибо! Мнение такого специалиста как вы дорогого стоит. Правда-правда. Заставить моего Ваню невозможно, а бы рада стараться, но держусь.
УдалитьОчень интересная методика! Я тоже эксперементировала, почти так же как и Вы предлагаете, но использовала для не конструктор, а игру "Дженга" за основу, выглядит она вот так http://www.bgames.com.ua/product_info.php?products_id=279. Проблема лишь в том, чтобы красиво и аккуратно приклеить слова к данным палочкам. Но, есть и лругой вариант. Мы тянем одинаковое количество палочек со словами, каждый из деток переворачивате по одному и читает слова, при этом строит башню. Если слово прочитано неверно, то построить из этой палочки ничего нельзя. У кого башня выше, тот и победил.
ОтветитьУдалитьАлена, прекрасные игры! Я очень люблю помогать детям в осуществлении именно их игровых задумок, с моей стороны остается только слегка вписать развивающий момент). Очень понравилась игра с объяснением понятий, беру на заметку. Что касается чтения, то я, наоборот, хочу с большего переложить эту задачу на развивающий центр, потому что, честно говоря, не хочется тратить на это время, отнимая его у других интересных занятий. Сама же планирую делать околобуквенные игры и занятия, ну, и закреплять навыки чтения))).
ОтветитьУдалить