суббота, 5 июля 2014 г.

Тематические дни. "Древние люди " Часть 1.


3 июля мы  начали новую очень интересную, но сложную тему - "Древние люди". Тема очень объемная, поэтому  я разобью ее на  несколько выпусков для облегчения восприятия.

Итак, как и  любая другая  тема, эта  тема  началась с  того, что мы  с Ваней начали искать материал (ВМЕСТЕ!) в  литературе. Ваня  приносил наши энциклопедии и тут он выяснил, что, оказывается,  есть узкоспециализированные энциклопедические книги, например, "Мир животных", а  есть общего плана - универсальные. У  нас  есть энциклопедия 1976 года "Что такое? Кто такой?" (еще папина) и другие более современные.  
Вот так, как бы  между прочим,  происходит всестороннее развитие. В  каждой книге  мы  искали все, что касается древних людей. Ключевые  слова  для поиска  могут быть разными: древние люди, первобытные  люди и др. 


Таким образом, у Вани сложился  некий  образ древнего человека. Созданию этого образа помогали мои наводящие  вопросы:
-Как ты думаешь, где мог жить первобытный  человек? Ведь дома  у него не было.
- Ему нужно было жить с друзьями, - отвечает Ваня.
Ведь он прав!  Вместе было легче  спасаться от врагов - хищников.
- А  как мог питаться древний  человек?
-Мясом.
-Сырым?
-Нет, он его жарил, - ответил Ваня.
-На  чем?
-На огне, - говорит Ваня.
-А  огонь где взять? Спичек то не было? - спрашиваю я.
Тут Ваня меня  порадовал.
- НУ так  камнями двумя  огонь разжигали! 
Папа очень любит передачи про выживание в  суровых условиях смотреть и Ваня  вместе  с ним - вот и вспомнил (актуализировал имеющийся  опыт!).
-А  что они  надевали  на себя? Ведь холодно было? Как  думаешь?
- Листочками укрывались - ответил Ваня.
-Правильно, а еще  шкурами, - уточнила я.    
-Ваня, а  как  ты думаешь, как  мы узнаем о том,  как жили древние люди?
-В  книгах прочитаем.
-Но ведь раньше  книги не  писали..
-Не знаю...- ответил Ваня.
-Ваня, каждый человек  оставляет после  себя следы  своего существования: посуду, мебель, транспорт и т.д. А  какие  следы могли оставить древние люди?
-Кости! - ответил Ваня.
-Точно! А где  мы их можем  увидеть? 
-Не знаю.
-Их можно откопать в земле! - ответила я.
-Есть люди которые раскапывают следы тех, кто жил давно,  - сказала я.
-Археолог - блеснул знаниями Ваня.
-Можно назвать точнее: палеонтолог,  - сказала я.
-Все свои  находки ученые сдают в  музей, вот туда  мы с  тобой  и пойдем!  
 -Ура! Будем  мамонта смотреть! - сказал Ваня.
Дело в том, что в  нашем  музее есть шерстистый  носорог и часто его мамонтом называют (путают). Ваня  вспомнил,  что мы там  были.    
Были и другие  вопросы, о которых и не  вспомнишь... 
Примерно так  мы  беседуем,  в  принципе,  по любой теме: "как  думаешь" - мой любимый  вопрос.  


А 4 июля  мы  пошли в Краеведческий  музей.    Мы уже были там, но  сейчас мы  пошли целенаправленно - в  конкретный  зал и к  конкретным экспонатам. Именно пошли т.к. он находится  рядом  с нашим домом и по пути - по набережной реки Миасс - мы  встретили жуков -пожарников! У  них появились детки. 

Для  лучшего донесения  до ребенка материала нужно  самой  в  нем разбираться, а для этого нужно изучить экспонаты  не спеша. Для этого мы с Ваней осматривали имеющиеся  экспонаты  сперва  рядом, но не  вместе. Ваня смотрел что хотел, а я изучала  все  по теме. Когда  я  была  готова, то  началась наша экскурсия.
Учитывая, что это  краеведческий  музей, то и  описывает историю края. 




Отмечу,  что я  не  ставила цель очень подробно по времени изучить древних людей. Пока с  учетом  возраста - общие  сведения. 

Вот этот экспонат отлично демонстрирует то, как находят следы древних людей:  чем  ниже, тем старше...

Вот и  бивень носорога...


Вот и второй экспонат - посуда древних людей.
Ваня  уже  знал, что посуду делали  из глины и потом  обжигали  в огне. 


Ваня  заметил, что посуда состоит  из кусочков. Я  рассказала, что археологи и палеонтологи собирают все  по кусочкам - по пазлам  и потом  восстанавливают...

Мне удалось донести, что все  свои орудия  древние люди делали  из камня, поэтому время  когда  использовался  только камень называют каменным веком, а вот и наглядность!  


А эти экспонаты из железного века - орудия делали  из железа. 

О том, какие  были растения  и некоторые животные можно узнать по сохранившимся  отпечаткам, например,  по вот таким...

- У древнего человека было несколько объектов  для  охоты, например, вот такой  вот, пещерный  медведь, - говорю я.
-А сейчас  он живет? - спросил Ваня.
-Нет, он вымер...
-А  почему?
-Климат  поменялся, ведь каждое  животное приспосабливается  к  одной погоде, а  в другой жить не  может, но может быть есть и другие  причины... 
  

Этот пещерный медведь стал самым  ярким  воспоминанием у Вани. Дома  мы посмотрели про него видео  из Интернета, фотографии, Ваня попросил папу его сделать...   
Шерстистый  носорог - хит музея! Он жил рядом  с  древними людьми...

А вот и сам древний  человек...




Я  рассказала  о ритуалах погребения...

Мне было приятно видеть как Ваня использует "активное слушание" - когда я рассказываю, то Ваня смотрит в глаза, кивает, говорит"угу".  Очень заинтересован,  что самое  важное!

Вот так прошла  экскурсия  по музею в рамках нашей темы. Мне  хотелось бы немного похвастаться нашим  музеем - он того заслуживает! Родители, кто еще там  не был - сходите, не  пожалеете - детям до 7 лет вход свободный (стоимость 160 рублей ).

В  холле  музея стоит огромный телевизор по которому показывают передачи про природу. Мы  с  Ваней с  удовольствием отдохнули (ведь путешествовали по музею часа  полтора!)... 

Вот такой  вид открывается когда  выходишь из музея...


Немного самого музея...

На  улице рядом  со зданием музея  есть музей  камней, камней, которые встречаются  на Урале и по ним  можно ЛАЗИТЬ!




Лично меня больше  всего поразила композиция из яшмы. Столько яшмы  я  не  видела! Внизу - все  ЯШМА!  


Вот так мы провели, так сказать, введение в тему, а  впереди  все  самое  интересное! 


Другие  тематические дни:










23 комментария:

  1. Я думаю музей произвел на Ивана основательные впечатления!
    Мне из детства на эту тему очень запомнилась книга "Борьба за огонь" Жозефа Рони-Старшего. Там повествование идет от лица первобытных людей. Очень легкий слог и, несмотря на объем, читается на одном дыхании. Попробуйте ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, здравствуйте! О, да! Особенно пещерный медведь и носорог произвели впечатление!
      В холле перед телевизором стулья как в кинотеатре - складываются - вот они очень понравились, да музей камней на улице т.к. налазился по ним вдоволь!
      Огромное спасибо за наводку! Обязательно поищем книгу!

      Удалить
    2. Ой! Сейчас пошел перечитывать - там начало такое не детское. Словечки встречаются еще те. А в детской памяти только приключения... :-))

      Удалить
    3. Но книга все равно стоящая. Может не сейчас, может в классе 2-3-4...

      Удалить
    4. Сергей, конечно стоящая! Иначе Вы бы ее не помнили! Спасибо Вам огромное за внимание! Очень рада Вас видеть в блоге!

      Удалить
  2. Алёна, ещё бы Ваня Вас не слушал заинтересованно! Я, взрослый человек, с большим интересом прочитала... Шерстистый носорог меня впечатлил ещё в прошлый раз, вот это шикарный экземпляр!!! Яшма, конечно, гигантских размеров, у нас её много встречается на речке, но маленькие камешки. Алёна, вот теперь Вы меня прекрасно понимаете, как это увлекает - добывать вместе информацию, находить и удивляться, и видеть горящие глаза ребёнка. Так что Ваня уже настоящий исследователь, пора всё оформлять письменно и на конкурс! В Вашем городе уверена, тоже проводится такой.

    А ещё хочу добавить - бывают же в жизни совпадения... 3 июля мы с Андрюшкой тоже отправились в краеведческий музей на открытие выставки "В поисках мамонтёнка", якобы привезли знаменитого мамонтенка Любу... Вокруг нашего музея такая красота... Да и само здание великолепно, мы столько всего рассмотрели, нафотографировали, прошлись по всему музею, а мамонтенка так и не нашли... Оказалось, что перенесли открытие на 4 июля... Так что пойдем еще и тогда уже напишу в блоге о нашей прогулке.

    А в следующей части, я чувствую, нас ждут раскопки? и наскальные рисунки? жду...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да! Жанна, такая работа с ребенком очень увлекает, а сколько нового узнаем вместе!...после всех наших многочасовых пеших прогулок я хочу только одного...спать...Ваня не разделяет моего желания...

      Про конкурс - думаю, что что-то наверняка есть - нужно поискать, спасибо за идею!

      Очень хочется посмотреть на Вашу с Андреем экскурсию!

      В нашем музее есть выставка игрушки предков с возможностью поиграть - собираемся сходить на недельке...

      Удалить
  3. Мне тоже самой было интересно очень! И энциклопедия "Что такое?... у меня самой сохранилась - мне она нравилась безумно в детстве. И книжку Рони Старшего помню, по моему мнению, стоит прочитать)))
    Аленочка, в очередной раз спасибо и за идеи по теме, и за собственные мои выплывшие воспоминания)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо за такие слова...очень приятно!

      Энциклопедия очень интересна, хотя некоторые факты устарели, но очень хороша! Вот из нее узнали, что благодаря тому, что человек научился добывать огонь и обрел возможость жарить мясо и есть его, то его мозг стал развиваться и человек поумнел. Ваня -мясо не очень любит (как в целом вообще поесть), но вот теперь дополнительный стимул появился.

      А про книжечку -Сергею спасибо - напомнил!

      Удалить
  4. Алена, спасибо за такой интересный рассказ, соглашусь с Жанной - оторваться было невозможно от начала и до конца поста. Сразу вспомнила наши с папой походы в музей, я наверное, была чуть постарше Вани, лет 5-6 и меня почему-то (да и сейчас тоже) привлекали больше экспонаты, связанные с природой - звери, птицы, рыбы.
    Алена, после Вашей фотоэкскурсии и мне захотелось посетить музей, освежить впечатления, тем более что не была уже давненько. Ещё раз огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это точно, Елена! Экспонаты о природе вызывают наибольший отклик у детей, а Ваня не исключение. В музее есть чучела зверей и птиц.

      Спасибо Вам за добрые слова! Пишу все по свежим следам скорее для своего архива, а может и в работе как-то пригодится.

      Удалить
  5. Алена Валерьевна, в очередной раз восхищаюсь Вашим умением увлечь рассказом. Вот уж настоящие инструкции к тому, как вместе с ребенком познавать мир. Моя коллега (пока не имеет своего), знакомая с Вашим блогом, с блогом Екатерины Андреевны Беловой тоже решила вести мини-заметки.
    Замечательные фото города, а Сад камней? Я уж точно ничего подобного не видела! Вот бы я та полазила. Очень люблю все новое, особенно потрогать руками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо!
      Я долго сомневалась надо ли вот так описывать именно в этом блоге то, как я занимаюсь-играю-исследую мир со своим сыном. Думала, что это только мое личное... Но вот теперь я понимаю ценность моего личного опыта как для меня самой (так я вижу наглядно что я делаю и как можно было бы по-другому), так и для наших родителей (да и не только наших). Ведь я описываю то, как можно заниматься в нашем крае, рассказываю о том, что я открываю для себя и сына именно на Урале, а это так важно. Ведь порой мы и не знаем, что есть совсем рядом и едем за впечатлениями за рубеж, а ведь можно просто в выходные отправиться в мини путешествие. Вообще я вижу, что родители в основном озабочены тем, чтобы научить ребенка читать и считать - считают, что это самое главное, но ведь это в школе будет, а вот сейчас когда эмоциональная сфера ребенка требует все новых подпиток (потом уже это не восполнить!) необходимо давать впечатления и я стараюсь показать как это можно делать. В наши занятиях есть и математика и частично чтение, но это мизер, а в основном все упражнения, занятия направлены на познание мира, на развитие познавательного интереса, а все познавательные процессы развиваются как бы сами собой в этой деятельности. Вот, например, внимание: нужно ведь найти жучков вокруг и Ваня их находит! память: говорю названия жуков и змей и Ваня их моментально запоминает. Мышление: задаю много вопросов и Ваня думает ,анализирует и т.д.

      А Катерине я очень благодарна, ведь благодаря ее рубрике я и решилась на создание своей. Она такая умница...

      Удалить
  6. Алёна, какая интересная у Вас получилась экскурсия.
    А в Пермском краеведческом музее при входе есть для детей специальный ящик для раскопок, даже их целых три. Там насыпан песок и лежат большие кисти, ребята могут раскапывать песок и находить под ними кости и окаменелые останки. Так малыши смогут точно понять, что же такое раскопки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, Вы читаете мои мысли! У нас с Ваней в следующем выпуске именно эта тема и будет! Только мы дома это будем делать!

      Спасибо Вам!

      Удалить
  7. Не удивлюсь, если сын, увлеченный такими изысканиями, захочет стать, к примеру, археологом... Когда-то сама мечтала о такой профессии (жизнь, правда, внесла свои коррективы), так что прочитала на одном дыхании. Здорово и увлекательно! Жду продолжения...
    P.S. Вот бы меня, да к яшме... Так и хочется отщипнуть кусочек на память...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что, вполне возможно! Ведь мы не знаем когда проклюнутся семена, посаженные в детстве на хорошо удобренную почву...
      Рада, что Вы заинтересовались!

      Да, яшма хороша! Там еще ооогромный кусок змеевика...

      Удалить
  8. Алена, как здорово и познавательно! Очень рада посетить ваш музей, зародилась мысль узнать, а нет ли чего подобного и у нас поблизости? Своему сыну я недавно покупала набор юного археолога, принесли домой и раскапывали, было очень даже интересно: хотелось поскорее раскопать, чтобы узнать, что же там? Но действовать пришлось очень осторожно.
    Здорово у вас, камни огромные, все очень интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Валерьевна, здравствуйте! Посмотрите, а вдруг и у Вас есть что-то такое, думаю, что краеведческий музей есть в каждом городе.

      Мы с Ваней и в археологов уже играем - скоро отчет будет...Очень интересно!

      Удалить
  9. Здорово! Очень интересно про музей, и очень-очень про камни.. для меня Урал всегда был местом магическим (все эти сказки Бажова)...
    А мы только-только выбрались от пещерных людей... Из меха делали одежду, на улице я при помощи скотча из палки и острого камня делала копьё (оно до сих пор хитом является, дома под столом приклеивала листы бумаги и дети рисовали наскальные рисунки, приручали огонь,
    в солёное тесто добавляла какао - и из этой массы как из глины лепили посуду , украшали её , тыкая рыбными костями... только вроде отпустило тему, стали читать книгу про Эя от издательства Пешком в историю и снова затянуло...
    сейчас наконец-то выбрались в Древнюю Русь :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, как интересно! Хорошо, когда можно вот так обмениваться идеями, своим опытом! За книгу отдельное спасибо! Столько Вы всего проделала...А у нас еще все впереди, процесс идет полным ходом и конца ему не видно...

      Удалить
  10. Тема интересная, мне с детства было любопытно узнать ,как жили древние, я в школе очень любила историю и слушала учителя открыв рот. В старших классах проводила экскурсии в музее, очень нравилось, читать , узнавать,а затем рассказывать посетителям. Спасибо за пост, много познавательного!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего себе, да Вы экскурсовод! Здорово! Наверно столько знаете. Вам будет что рассказать малышу, который вот-вот появится..

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...