суббота, 28 февраля 2015 г.

Шестилетние дети в школе: за и против. Учителя начальной школы, приглашаю к дискуссии!



Здравствуйте, уважаемые  коллеги, родители!

Уверена,  что  сейчас многие  родители  задаются  вопросом: когда  отдать ребенка  в  школу? Конечно,   если  на 1 сентября  ребенку исполнилось 7 лет, то вопросов  не  возникает, а  если  7 лет будет в октябре-марте? Как быть? 

Проблема  обучения  6-летних детей  в  школе - одна  из самых спорных. По  моим  наблюдениям сейчас  гораздо больше  детей  идут в  школу в  6,5- 6,10  лет. Безусловно, все  индивидуально. И решать: отдать в  школу  или  нет если  на  1 сентября  ребенку  нет полных 7 лет - решают только  родители. Но все-таки - как  лучше?

Подарить год детства или  нет?... Как быть...

В данной  статье  я не буду говорить о параметрах готовности  к  обучению   в  школе.  Мне  хочется,  чтобы на этот пост откликнулись  учителя  начальной  школы - ведь кому  если  не  им  лучше  знать:  какие  трудности есть у  первоклассников , не  достигших 7 - летнего возраста,  или  вообще  первоклассников  вне  возраста,  а  может  их и нет....

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФРАЗЫ,   КОТОРЫЕ  Я  СЛЫШУ  ОТ РОДИТЕЛЕЙ, ОТДАЮЩИХ ДЕТЕЙ  В  ШКОЛУ  В   6 ЛЕТ:


"Если  я  не  отдам  в  школу, то потом  ей (ему) будет не  интересно - ведь умеет  читать и писать"

"Все  в  группе  пошли - мой  что останется?"

"Читать - писать научился - к  школе  готов"

" Я  сама  (мой  старший  ребенок) пошел в  6 лет и  этот  пойдет" и др.

Уважаемые  педагоги начальной школы,  очень прошу - ОТКЛИКНИТЕСЬ, НАПИШИТЕ  СВОЕ  ВИДЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ! ВАШЕ  МНЕНИЕ ОЧЕНЬ ЦЕННО!   
Пожалуйста, напишите на  что лучше обратить внимание родителям при подготовке  детей к школе,  что наименее  сформировано, развито   у детей, мешающее  им  полноценно учиться.

Заранее говорю  всем  откликнувшимся СПАСИБО!  

60 комментариев:

  1. Алена, буквально на днях была на методическом объединении, где как раз обсуждался вопрос преемственности между ДОО и ОО, порадовало то, что действительно учителя школ в течение первой четверти используют игровые ситуации для включения ребенка в новую среду, в новые знания, новые понятия в систему развивающей образовательной деятельности ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, вопрос преемственности - нужный, но часто этот момент упускается. Спасибо!

      Удалить
  2. А можно я выскажу точку зрения родителя?) Мне, конечно, неведомы все трудности, с которыми сталкиваются учителя и шестилетки в первом классе, но есть реальный опыт негативного начала школьного обучения. Дочка пошла в школу с 6-ти лет (хотела написать МЫ пошли), но именно так и было, пошла даже я, а дочка за мной), анализируя все произошедшее я скажу, что хоть мы и были готовы к школе следуя стандартным тестам, которые с нами проводили психологи, но не было социальной и эмоциональной готовности, а у нас это как-то мало учитывается. Кризис 7-ми лет у дочки затянулся, завершился только к концу третьего класса!!! А именно завершение этого кризиса считается полной готовностью к школьному обучению. Может у кого-то он и проходит раньше, быстрее, легче, но это не про дочку. В нашем случае и в 7 лет она бы еще не была готова к школе, но все же это было бы лучше, чем мы пошли в 6 лет. Если бы мне задали вопрос: почему вы отдаете ребенка в школу в 6 лет? То я бы ответила: "Она сама очень хочет, просит и настаивает". Именно так у нас и было, хотя я изначально была настроена на еще один год в саду, но так как ребенок готов учиться, хочет этого, то я не посмела настоять. Сегодня я скажу, что отдавать ребенка в 6 лет в школу просто незачем: ДАВАЙТЕ ДЕТЯМ ЕЩЕ ОДИН ГОД ДЕТСТВА! Вам что - жалко?) И себя пожалейте, ведь можно еще годик наслаждаться, вместо того, чтобы учить уроки вместе с ребенком, учить его учиться и работать. Если и не у всех есть проблемы, если они все решаемы, то это не значит, что нужно это проверять и решать, почему бы просто так не отложить поход в школу? Как я приметила у нас в стране нет нормальной преемственности между садами и школами, как правило дети на уроках скучают даже те, кто не посещал никаких дополнительных занятий, не занимался с родителями. Первый класс у нас - скачок назад в любом случае. Поэтому думать, что ребенку будет неинтересно в 7 лет - нет смысла, ему и в 6 будет неинтересно). Пусть же в 6 ему все еще будет интересно в саду). А вообще, интересно с хорошим учителем и именно его нужно тщательно выбирать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка спасибо! И я говорю: Вам что жалко? Один год счастья, один год радости! Ведь как удобно, когда ребенок (есть разница 6 и 7 лет!) уже сам может прийти из школы домой, сам открыть дверь, даже сам покушать. Год - это так много.....
      Все индивидуально, но год детства, год беззаботной жизни могут подарить только родители.

      И да....про школу. Есть школы в которых суперпедагоги, но это единицы. Основная масса - школы самые обыкновенные. Готовят к школе как к институту. Иногда приходит мысль: а вы сами так работаете? Родители часто отвечают: ему (ей) нравится: 5 раз в неделю в садик ходить, 2 раза по 2- 3 часа в развивающие центры, да есть еще и тренировки, и еще логопеды и т.д. Когда гулять? Да в садике гуляет.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Алёна Валерьевна! Отличная тема для обсуждения.
    Шестилетний первоклассник? Нам нельзя проводить тестирование по проверке готовности детей к школе. Единственный областной мониторинг проводим в конце сентября "Готовность к школе первоклассников" Но он уже никому не нужен. За месяц ребятишек многому учим. Поэтому и результаты хорошие.
    Убедилась на личном опыте, что всё индивидуально. Доказываю:)
    1. В первый класс пришла девочка 6 л 10 месяцев. Очень сложно было учиться. Ручку правильно и по сей день не может. У логопеда занятий не было, проблемы с математикой. До поступления в школу маме рекомендовали подождать годик, но мама выбирала класс для дочки, в следующем были одни мальчики "Что она у меня будет учиться с одними мальчишками?" Переубедить не смогли. Сейчас девочка в 3 классе, но проблемы..
    2. Многие дети на селе уже не готовы к обучению в первом классе, хотя им 7 и 8 лет.
    3. Другая девочка пошла в школу в 6 л 4 месяца. Читала, писала, считала. На 1 класс её знаний и физических данных: усидчиво работать на уроке, запоминать, отвечать на вопросы, хватало. А во 2 классе ребёнок резко перестал учиться - устала. А может достигла "порога"? Сейчас в 4 классе проблемы.
    4. Личный опыт: Старший ребёнок пошел в школу 6 л и 4 месяца. Учился легко и отлично. Проблем не было никогда. Первый раз мне сказал, учась уже в университете "Мама, зачем ты меня так рано отдала в школу, я в группе самый младший" Да и младшую отдала в школу в 6 лет. Учится сейчас в 3 классе с программой справляется.
    Постаралась доказать, что всё индивидуально. Не знаю получилось? Здесь важно учителю посмотреть ребёночка, сделать родителям рекомендации, ещё лучше, если родители прислушаются к советам психолога. Но таковых на селе нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Благодарю Вас за такой развернутый ответ, за опыт! Именно такие примеры, возможно, помогут родителям с выбором начала школьного обучения.
      Близко многое, а в особенности - умение держать ручку. Ведь начальная школа - эпоха учета каллиграфии, а если ребенок плохо держит ручку, то красивого письма не увидим, следовательно, снижение оценок. А во-вторых, если ребенок плохо или неправильно держит ручку, то его рука быстро устает, а если устала рука - устал мозг. Ведь пара рука-мозг сильно зависят друг от друга. Говорят же "ум ребенка на кончиках его пальцев".

      Удалить
  4. Совершенно верно - всё очень индивидуально! И очень важно выбрать учителя!
    Моя дочь пошла в 6,8 и была абсолютна подготовлена к школе (год я не работала + дочь посещала логопедический д.с.), она чувствовала себя как рыба в воде, мы даже сожалели, что не отдали её на год раньше. Правда. На протяжении всей школы она с удовольствием училась, а на каникулах сокрушалась, мол, скорее бы в школу. Дочь сейчас учится в двух институтах: на очке в институте экономики и востоковедения на повышенную стипендию и заочно в юридическом.
    Андрей пошел в школу в 7,1. Играется до сих пор, всё ему легко и по-детски, но проблем с успеваемостью у него нет и никогда он не говорит, что не хочет учиться. Вот для него я выбирала учителя и ни разу об этом не пожалела. Надо ещё сказать, что учебное заведение у нас отличное!!! Мало того, что гимназия - это школа повышенного типа обучения, так ещё дети получают дополнительное образование. Дочь играла на фортепиано, сын занимается декоративно-прикладным искусством.

    Хотя сейчас можно отдавать и в 8 лет, если видно, что ребенок не готов....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо! Наверно, это счастье для мамы когда нет сомнений когда отдавать в школу. Ведь говорят же "не уверен, значит не делай". . Спасибо за Ваш пример!

      Удалить
    2. Вы правы, Алена! Сомнений с девочкой у меня не было никогда, а вот с сыном, да, были. Я очень боялась, что он не справится, ведь он, посещая стартовую школу очень отличался от других детей, нет, не знаниями, а поведением. Мог встать и погулять по классу, мог заползти под парту и пр. Я разговаривала много раз с учителем, которому я решила его определить. Учитель уже знала заранее, что представляет из себя мой сын и знала, на каком отличном счету моя старшая дочь, что мы всегда помогаем в учебном процессе. И у нас всё получилось. Сейчас Андрей в 5 классе, и у нас отличный кл. руководитель, в её же лице завуч, очень высококвалифицированный педагог.
      Я считаю, если родители являются активными участниками в жизнедеятельности своего ребенка, то всё у него будет хорошо. А в 8 лет... даже и не знаю, правильно ли это? вот с Андреем учится мальчик, на год их старше по состоянию здоровья, это я понимаю, но он всё равно другой... физически слаб, но умственно и в плане поведения он выше их.

      Удалить
    3. Жанна, такие учителя - редкость, да и школы как у вас. помню пост о гимназии - не школа, а сказка....
      Вы верно подметили о родителях и о здоровье. Если есть какие-то проблемы, например, ослабленное зрение, то может и есть смысл подождать?....

      Удалить
  5. Здравствуйте,Алёна Валерьевна.Откликаюсь.Иногда беда с продвинутыми родителями,который голос разума не слышат и оказывают детям медвежью услугу.Действительно,аргументы;читает,пишет,считает,являются для них аксиомой,что пора в школу.Да пусть гениальное дитя хоть язык пингвинов знает,но не социализирован,гиперактивен не может сам себя организоватьи крайне слабо развито произвольное внимание,то у ребёнка будут проблемы.Я учила детей от 6,5 до 7 лет,дали такой класс.Огромная ощутимая разница с семилетками и старше.Но хорошо,что все оказались в едином коллективе и мне было удобнее с ними работать.А это-дидактических игр больше,упражнений на внимание-ещё более.В частности-все шестилетки разные.Учила двух девчат с 5,8 лет.Одна до выпуска из школы так и не адаптировалась в классе (тут роль мамы с ежедневной рекламой гениальности дочери была неуместна),другая-идеально.Родителям всё-таки надо прислушиваться к воспитателям,логопедам очень внимательно,ибо ОНИ с ребёнком в обстановке,приближенной к школьной и им виднее!Сомнения? Пусть на добровольных началах пройдут тест на готовность к школе в ПМПК.Не всегда судьба сводит с учителем "под ребёнка",поэтому и думать надо о малыше,а не о родительском престиже.
    Сколько бы учителей не отозвались на ваш зов,Алёна Валерьевна,столько будет и разных мнений.
    Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Благодарю Вас за ответ!
    Мне хочется предложить родителям "веер решений" по Карлу Роджерсу, а как быть - решать им.

    Очень откликнулось про "не всегда судьба сводит с учителем "под ребёнка",поэтому и думать надо о малыше,а не о родительском престиже". Действительно, часто мы отдаем ребенка в школу "по прописке" - рядом с домом, а там выбор не велик. Да и бывает: пошли к одному, а попали к другому (тот просто за лето уволился - в моем случае так было).

    Еще раз огромное СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  7. Алёна Валерьевна, затронули очень важную тему для меня в том числе как мамы будущей первоклассницы. Моей дочери уже есть 7 лет. На 1 сентября 2015 г. ей будет 7 лет 9 месяцев. То есть в школу мы пойдём, когда нам будет почти 8.
    Сначала переживала, думала отдать пораньше. Но что-то не давало покоя. И вот это "что-то" меня и остановило. Да, дочь тоже готова: умеет читать, писАть, считать. Но решила не отнимать тот самый год детства. Я сама очень нервничаю по поводу начала нашей школьной жизни. Очень-очень переживаю.
    На мой педагогический взгляд, отдавать ребёнка нужно в школу в 7 лет. Не раньше. Готовность к школе каждый из нас понимает по-своему. Что и говорить, к психологам мы практически не обращаемся.
    Анна Игнатеня совершенно верно описала своё родительское видение. С ней я полностью согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо Вам огромное! Мой старший сын пошел в школу в 7, 8, хотя по всем признакам готовности к школе был готов, но у него были логопедические проблемы - то есть по одному параметру готов не был. Да и в садик не ходил, а за год до школы пошел и об этом ничуть не жалею.

      Сейчас второй сын. Он октябрьский т.е. в школу может пойти и в 6.10 и в 7, 10. Ведь важно определиться уже сейчас с тем, чтобы группу садика поменять - сейчас старшая. Вижу, что пока нет предпосылок готовности к школе. Склоняюсь отдать в 7.10.

      Еще рахз огромное спасибо! Вы - мудрый родитель и педагог!

      Удалить
  8. Абсолютно согласна, что все очень индивидуально и зависит от особенностей развития ребенка. Как знаком аргумент родителей: "Читать-считать умеет, примеры решает - что ему в детском саду делать?" Или еще один (это из разговора родителей): "Вон она у тебя какая большая (рост высокий), конечно, отдавай в школу!" При этом абсолютно не учитывается, что ребенок и 5 минут не может усидеть, быстро устает, часто болеет. Вот задумались бы родители: если ребенок 3 дня в садике, а 2 недели или больше на больничном, то его не в школу в 6 лет отдавать и на подготовительные курсы таскать, а здоровьем заняться. А еще обратили бы внимание: как ребенок общается с другими детьми, легко ли находит контакт с ними, со взрослыми людьми. И неплохо бы ребенку усвоить, что чужие вещи брать нельзя (это уже из опыта работы: не просто с парты берут, но даже в чужие портфели лазят и берут то, что приглянулось), потому что некоторые дети искренне не понимают, почему нельзя взять у Васи, Пети, Маши понравившуюся ручку, линейку или шоколадку. Ой, что-то я отвлеклась.
    Что касается обучения шестилеток. Когда мы с педагогами обсуждаем, что делать, как помочь ребенку с трудностями в обучении, в поведении, то чаще всего это дети, которым на момент поступления в школу не было 7 лет. Пример: мальчику в мае исполнилось 6 лет, в сентябре пошел в школу. Аргумент родителей: "Пусть после школы поступит в институт, а не в армию пойдет". На уроках он играл, включить его в работу было невероятно сложно, он упрямился, капризничал. И до сих пор (уже 3 класс) он выделяется среди детей. Во 2 классе ему было бы очень комфортно.
    Еще хотелось бы обратить внимание на очень важный момент: внеурочная деятельность. Кроме уроков ребенок обязательно должен посещать кружки. У родителей сейчас установка: ребенок должен быть всесторонне развитой гармоничной личностью. И начинают водить его с одного кружка на другой, из одной школы в другую. Порой ребенок попадает домой в 7-8 часов вечера. А ему еще уроки делать. Как долго ребенок выдержит такой темп? Каким образом его организм отреагирует на повышенную нагрузку?
    И напоследок о самостоятельности. Если уж решили отдать ребенка в школу, то научите его элементарным вещам: одеваться-раздеваться самостоятельно, готовиться к уроку самому (а то некоторые родители не только портфель за ребенка принесут, но еще и учебники-тетрадки-ручки достанут). Как отметили учителя: дети сейчас сидят и ждут, что кто-то за них все сделает.
    Наверное, получилось сумбурно, но тема обсуждения задела за живое. Как основные проблемы сегодняшних первоклашек (и не только 6-леток) я бы выделила неусидчивость, невнимательность, капризы, истерики. И все чаще в школу идут дети, состоящие на учете у невролога или психиатра. Причем об этом факте родители предпочитают не сообщать, так что остается только гадать, чем вызваны те или иные проблемы в поведении или обучении.
    Эх, если бы родители ориентировались не на интеллектуальную готовность к школе, а обратили внимание на эмоционально-волевую сферу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила спасибо вам пребольшое! Я согласна с вами на 100%!

      Удалить
  9. Алена, здравствуйте! Очень злободневную тему Вы затронули. И обсуждается она не просто не первый год - не первое десятилетие. Давайте вспомним опыт Грузии - выдающийся педагог Шалва Александрович Амонашвили как раз и занимался в 80-х годах изучением возможности обучения шестилеток (опыт описан в книге "Здравствуйте, дети!"). Но это были "нулевые классы", сформированные именно из шестилетних детей, соответствующими были и подходы. В таком возрасте один год - это немало! Лично я - однозначно против того, чтобы отдавать шестилетнего ребенка в школу в обычный класс с семилетними детьми. Да, согласно, очень многое зависит от педагога, да, каждый ребенок индивидуален, и все же - пусть у человека будет еще один год детства, это время уже не повторится и не вернется никогда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Да, тема не новая, но сегодня актуальная вновь!

      Вот читаю комментарии педагогов и убеждаюсь, что поти все за продление детсва на год. Я рада этому! Ольга, спасибо Вам!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Алена Валерьевна! В моей практике был опыт обучения шестилетних детей. Да, некоторые умели уже читать, неплохо считали, но все (!) были психологически не готовы учиться в школе! Я старалась к таким детям найти индивидуальный подход, вплоть до того, что на переменах просто брала к себе на руки и как мама качала, обняв. Слава Богу, что эта моя звездочка уже закончила успешно школу и учится в университете. В прошлом году была чистая шестилеточка, я, заполняя в сентябре личное дело, была удивлена, как ее приняли в школу? У меня с этой девочкой проблем не было, она успевала по программе, утомлялась очень к 4 уроку, разрешала полежать на парте. А вот в этом году у моего класса другая учительница, она решила не обращать внимания на возраст, девочка вдруг стала у нее хулиганкой, в дневнике (а ведь оценки во втором классе не ставятся до нового года, а за поведение - это вообще из древнего мира что-то) у нее одни тройки и двойки! Чувствую свою вину за то, что бросила класс, уехав.
    Я за то, чтобы детям продлить детство! Взрослая жизнь такая длинная потом!
    А уроки на дом в первом классе, мне до сих пор непонятно, что это такое? Ну нет их по СанПИН! А вот общение с собственным ребенком, чтение интересных книг, разгадывание различных ребусов, загадок, в том числе математических, наблюдения в природе - это же просто удовольствие! Я не задаю домашние задания! Понимаю, что я белая ворона в коллективе, но по-другому не хочу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! И я за продление дошкольной жизни. Уроки никуда не убегут.....Полностью с вами согласна с тем, что "общение с собственным ребенком, чтение интересных книг, разгадывание различных ребусов, загадок, в том числе математических, наблюдения в природе - это же просто удовольствие"!

      Моя мама вчера мне сказала: "вот Кирилл уже читать умел в 5 лет, а Ваня только в лего играет, что двоешником будет?". Как глубоки стереотипы.

      Спасибо Вам за примеры!

      Удалить
  11. Как мама, я считаю, что не надо спешить отдавать ребенка в школу. Он должен быть готов физически и психически. дело даже не в тех навыках которые есть: чтение, счет, письмо. А именно ребенок должен для школы созреть. отдавать ребенка рано в школу, только потому, что он уже многое умеет - для меня не показатель.
    Мой сын пойдет в школу в 7, а уже через три месяца ему исполнится 8. Вообще заведующая в садике отметила, что есть тенденция отдавать детей позднее в школу, особенно мальчиков почему-то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, рада видеть вас в числе ПЧ!

      У мальчиков эмоционально-волевая сфера формируется иначе чем у девочек поэтому им может и стоит еще годик в садик походить или не в садик, но уж точно не в школу. Спасибо Вам!

      Удалить
  12. Вот почитала сегодня комментарии и оказалась весьма удивлена.... Это у нас в Беларуси только такая тенденция всех поголовно в 6 лет в школу выгонять? У нас как правило семилетка в школе - белая ворона. Если детям летом исполнилось 6, то 70% из них идут в школу. Я даже не думала оставлять Родиона на еще один год дома, потому что 7 ему будет в декабре. Про то, чтобы оставить ребенка дома до 8 лет речи вообще не идет, у нас замучают проверками, объявят неблагополучными и вообще. Если ребенку исполнилось летом 6, то все вокруг начнут кричать о его 100% готовности к школе.... Мне вдруг стало так обидно за наших деток.... Читаю и понимаю, пусть мой Родиошка пойдет 7 и 9.... Артура, беднягу, правда придется в 7 отдать(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересное в бывших союзных республиках...И в Латвии тоже спешат детей в школу отдавать, но надо отдать должное учителям дошколят: они стали бороться за год детства и требовали преемственности между детсадом и школой. Сейчас с 6-ти можно по желанию родителей.

      Удалить
    2. В каждой стране свои особенности....Хорошо, что с согласия.

      Удалить
    3. В России в школу можно с 6,5 на 1 сентября. Кто-то пытается раньше втиснуть. Анна, про проверки удивило...

      Удалить
    4. У нас в школу берут если на момент 1 сентября ребенку исполнилось 6 лет, но при желании родителей сентябрьских-октябрьских берут без достижения шестилетнего возраста. Если ты желаешь оставить ребенка в саду, вроде как препятствовать не имеют права, по факту начинается давление. Раньше нужно было иметь четкие показания, то есть от врача или психолога, у последних стандартные тесты, которые пройдут, наверное, даже пятилетки. Сейчас учитывают желание родителей. Но в 7 лет ребенок обязан пойти учиться, если этого не происходит, то нужна уважительная причина - смотри выше, если причины нет, то у меня могут отобрать ребенка, потому как я нарушаю его права и свободу, в частности право на обучение. Вот такая петрушка))).

      Удалить
    5. Анна, тоже читаю и все не могу понять, как так. Я даже и не подозревала, что в России дети идут в школу с 7 лет. Наша подготовительная группа почти вся из 6-леток идет в школу. Моему на 1 сентября будет 6,8 лет, у нас ( я про Беларусь) даже никому в голову не приходит, что ребенку в таком возрасте рано идти в школу. Меня даже никто не спрашивал, а сразу отправили в поликлинику анализы к школе сдавать ( в марте на глисты проверяют!) А еще недавно у нас в государстве проходила проверка образовательной структуры. В выводах было сказано, что родители, которые оставляют детей в саду на лишний год, тратят гос. бюджет и было предложено сделать им плату за дет.сад 100%. Для меня этот вопрос актуален, так у моего ребенка есть неврологические проблемы (нервные тики), но наш невролог не считает это проблемой - не дал отвод от ревокцинации и в школу тоже не против его отправлять. А в саду мне сказали, что в этом году для детей, которые не пошли в школу, группы не будет. Вот так.

      Удалить
    6. А как педагог (учитель музыки) ничего сказать не могу, потому что у нас все первоклашки 6-летки.

      Удалить
    7. Олеся, надо же...Остается только порадоваться за российских детей - могут хоть в лет в школу идти и в садике оставят без проблем....Спасибо за ваш опыт!

      Удалить
  13. Алёна, тема животрепещущая! Не отдавать в 6 лет в школу, если нет возможности забирать ребёнка после уроков! У меня был опыт работы с первым классом, где с детьми 6 и 7 лет учился даже 5-летний ребёнок. Они почти все оставались в группу продлённого дня, до 18 часов. Не каждый день конечно, потому что их почти всех несколько раз в неделю забирали в спортивные кружки. Но это был кошмар для детей и кошмар для педагогов. Проблемы, возникшие с поведением, я связываю целиком с усталостью. Я носилась с ними, как курица с цыплятами, а так как я была и директором школы, то долго выбирала учителя, причём искала именно с опытом работы в детском саду, меня пугали те, кто говорили о себе" я умею учить"- тут надо было играть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, огромное спасибо! Загруженность современных детей иногда просто шокирует! А состояние здоровья плачевное. Детей абсолютно здоровых уже в садах единицы, а что говорить про школу....

      Про 5-летних - это родителей нужно....промолчу....

      Вот и мой Ваня игрун еще тот....надеюсь, что еще два года наиграться хватит. Слава Богу, что играет!

      Удалить
  14. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Трудный вопрос и сугубо индивидуальный. В отличии от мнения большинства, я ЗА то, чтобы отдавать ребенка в школу с 6 лет. Это мнение у меня сформировалось еще в первые годы моей работы в школе. Получилось так, что я успела поработать по программе сначала 1-4, а потом 1-3. Сразу скажу, что программа 1-3 мне нравилась больше - меньше "воды" и размытости, больше конкретики. Вот тогда я и задумалась - а есть ли смысл держать ребенка год в дома (в детском саду), коль программа рассчитана на детей 6-летних? На сколько мне известно, то ребенок зачисляется в школу, если ему на 1.09 исполнилось 6,5 лет. Детство? Ха! Да у нас такое веселье на переменах! Одно просят:"Включите музыку"! У меня и песни детские играют, и видео им ставлю - танцуют, веселятся с различными персонажами (это 1 мой нынешний класс). Работаю я в школе самой обычной. Из 27 деток с отличной подготовкой пришел лишь 1 ребенок. Учила со сказками, с песенками (пели гласные, а сказки авторские - про буквы и звуки). Никто не уставал. Сейчас даю, на свой страх и риск, материал сверх программы - справляются! Положа руку на сердце, могу сказать, что на данный момент мои ученики могут гораздо больше своих сверстников. Просто нужно грамотно подойти к процессу обучения - где в игре, где в сказке, а где уж "по взрослому". И НИКАКОЙ РОЛИ подготовка к школе не сыграла. (Как я учу детей писать, можно посмотреть у меня в блоге - там отдельная страничка).
    По опыту же еще могу сказать, что есть такие понятия "ДАНО" и "НЕ ДАНО". Если учеба ребенку не дана, то ты хоть что сделай - хоть в 10 лет отдай, а толку не будет. Ну, а о личном опыте напишу в следующем комментарии (а то боюсь - длинно получится)

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, дорогие коллеги! Можно тоже сказать своё мнение? Со многими согласна! Нельзя отбирать у детей кусочек детства. Детки, которые пришли ко мне в 6 с половиной лет, самые маленькие и не готовы адекватно воспринимать учебный процесс. Они плачут, играют, не понимают, почему к ним строго обращаюсь. Но есть одно "но":надо набрать класс, не взирая на психологическую готовность, а только лишь на точно установленный возраст. У нас есть такие ошибки, когда мы мало думаем о детях, а только о том, что надо ещё двух-трёх найти, кровь из носу.
    Если же детям уже 7 лет с лишним, тоже проблема: уже читают, причём бегло. Им неинтересно на уроках. При таком большом разрыве и несовпадении возраста детей, очень трудно всех удержать учебной задачей.
    Недостаточно хорошо организована работа психолога, т. е. не все психологи могут профессионально помочь своими рекомендациями ребёнку.
    Ещё хочу сказать родителям о том, как нужно подготовить ребёнка к школе. Не надо усиленно его учить читать! До абсурда доходит. В детских садах открыли платную группу по обучению детей скорочтению! ЗАЧЕМ! Самое главное и необходимое: научите завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Семь потов сходит с меня, если мы собираемся на экскурсию.
    Подготовьте руку ребёнка: лепите из пластилина, собирайте мозаику, рисуйте с ним. Разговаривайте! Общайтесь со своим ребёнком! Не сюсюкайте! Разговаривайте с ним по-человечески! Не орите на ребёнка! Он должен понимать нормальную речь! Не засаживайте за компьютер, дабы отвязаться. Сколько детей приходят из семей, не зная семейной ласки. Они постоянно льнут к учителю, у которого рук не хватает на всех. Постепенно готовьте к школе, рассказывая о том, как вести себя в классе. Прежде всего сами ведите себя правильно: не сквернословьте, будьте честными, старайтесь выполнять обещанное, не показывайте дурной пример. А ещё не настраивайте на одни "пятёрки",просто объясните, что к ним надо стремиться. Дайте детям проявлять себя, быть самостоятельными. Некоторые боятся шаг шагнуть без мамы.
    Хотела написать немного, но уж как получилось. Тема злободневная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно согласна с Вами, Татьяна Николаевна, в плане подготовки ребенка к школе! На все миллион двести пятьдесят четыре процента!

      Удалить
    2. Зацепило, что называется... Ваш комментарий, Татьяна Николаевна, вскрыл еще одну ранку в моей душе. Это пресловутые компьютеры, планшеты, телефоны... Как часто слышим:"Уси-пуси, ребенок маленький". А в комп. и проч. играх - он просто гений! значит, разобраться с игрой безумной (с которой не каждый взрослый справится) - ума у ребенка хватает. А в школу идти - рано. Да если детство за этими пулялками и страшилками проходит, то уж лучше в школу. Пример. Есть у меня в 1 классе мальчишка. Часто болеет. Очень. Все мои рекомендации по занятиям дома родители игнорируют. Зато в игрушки - пожалуйста! Почти месяц отсутствовал на занятиях. Пришел. Каждую перемену с телефоном. Дошло до того, что и на уроке не может оторваться от игры. Извините, но в скучном уроке меня не обвинишь. Игромания? Вполне возможно. Так что если уж и продлять ребенку детство, то уж с толком. А у нас, как ни крути, процентов 80, если не больше, чтобы отвязаться от ребенка, суют ему в руки планшет, телефон иль за компьютер усаживают. А потом "психологи, помогите!!! Учителя плохие, программа сложная а школа..."

      Удалить
  16. Вот. Теперь о личном. Пошла я в школу в 1980 году. Дело было в небольшой деревеньке на Смоленщине. Школа была малокомплектная, а мой старший брат наикруглейшим отличником и гордостью школы. Вот, подумав, что у мамы все дети такие, стали они ее просить:"Валентина Павловна, отдайте Надечку в школу" - был недобор, иначе пришлось бы одному учителю вести 3 класса вместе. Об этом я, конечно, узнала горааааздо позже. А в тот момент я была просто счастлива. Естественно, первая моя оценка была 2, хоть и оценивать мои знания стали горааздо позже других детей. Двойке я была рада чрезвычайно (это же оценка!!!!!), но при случае не замедляла напомнить своей первой учительнице: "Не забывайте, Альбина Трофимовна, что я еще должна быть в детском садике!" (Я июньская, т.е. в в школу пошла в 6,3, а программа тогда была рассчитана на 7-летних детей). В общем, школу я любила, но в тетрадях у меня всегда была грязюка ("Мама, ну что это Альбина Трофимовна такая глупая - ничего не понимает?" Мама открывает тетрадь, а там запись: "Надя, что это такое?") Кроме прочего, я нещадно лупила мальчишек, выбивала (честно - абсолютно нечаянно) стекла, а вызванная как-то раз на урок мама (по поводу моего "замечательного" поведения) покраснев, вышла из класса (я ж не виновата, что препротивный мальчишка все время на меня оглядывался; и я, не взирая на находившихся в классе учительницу и маму, как и на то, что шел урок, встала и треснула его по голове пеналом) и шепотом сказала: "Больше меня в школу не вызывайте. Я все равно не приду". Ну, такой уж хулиганистой я уродилась - вечно содранные коленки и локти, порванные платья... А в классе пятом во мне как что-то щелкнуло и... Я стала учиться. Да так, что позади остались дети, пошедшие в школу в 7 и 8 лет. Нет, я не была отличницей, но училась хорошо, стала председателем совета дружины и проч. Без троек окончила педучилищие (в которое поступила с первого раза, не смотря на большой конкурс - 6,5 человек на место), и вот совсем недавно, так же без 3-к,пед.академию.
    Своих сыновей (ноябрьский и декабрьский) отдала тоже с 6 лет, хоть воспитатели и советовали младшего подержать еще годик в садике (забрала со старшей группы). Учились они у меня хорошо и абсолютно без моей помощи (на долгое время уходила из школы, не работала учителем). Звезд с неба не хватали, но до периода своего взросления (класса до 7-го) были твердыми хорошистами, да и трудностей с обучением не испытывали. Кто его знает, как бы они окончили школу, не разведись мы с мужем (вот наш развод на их успеваемости сказался).
    Так что вот так. Памятуя о своем шумном детстве, всегда до последнего тяну всех своих учеников. В прошлом выпуске была девочка, глядя на которую коллеги говорили: "Ой, да тут стопроцентная коррекция! Что ты с ней мучаешься? Отдай в коррекционный класс, да и дело с концом!" Но я никого не слушала, упрямо заявляя, что из этого ребенка будет толк. И Вышел же!!! 4 класс закончила хорошисткой. Примеров можно приводить множество. В этом наборе пришел мальчонка во 2 четверти из другой школы. Мои писали уже все, а он нет. "Будет писать!" - решила я. И что? Пишет!!! Много логопедических деток. Трудно? Да! Но справляемся. Беседую с родителями, помогая советом, подхожу индивидуально. Работаем, одним словом. Вот так и бьюсь за каждого своего ребеночка - будь он шести- иль семилеткой. Потому как никогда не знаешь, когда и что у него в голове щелкнет.
    Сама же я ни разу не пожалела о том, что мама отдала меня в школу с 6 лет. Единственное, что туговато было - так это все время быть младше всех...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, вот ничуть не удивилась тому, что вы были атаманом! Ваша энергия сквозь экран пробивается! Это здорово!

      Уже отмечалось, что важен учитель. Вообще личность учителя особенна важна в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность - ведущая, а учитель - это ее знаток.

      Если бы у каждого первоклассника был такой учитель как вы, то не стояло бы. наверно, такой проблемы, Хочется пожелать первоклассникам встретить такого учителя!

      Удалить
    2. Вот и я прочитала и замечталась о таком первом учителе для своих детей. :)

      Удалить
    3. Как-то мне моя ученица сказала: "Тьфу на вас, Надежда Александровна!" (что-то я схохмила в очередной раз). И если еще вчера после прочтения комментария Алены Валерьевны я сдержалась, то уж после Вашего, Екатерина Андреевна, сил нет. Так и хочется сказать, как моя Анютка когда-то: "Тьфу на вас!" (на обеих!)

      Удалить
  17. Спасибо, Алена, за дискуссию!
    Я своего ребенка отдала в 7 лет. И не жалею об этом.
    Одно дело когда все дети идут с 6 лет в школу, другое, когда родители садят шестилетку в класс семилеток. Или даже пятилетку! Бывали и такие случаи.
    Сначала разница не ощутима, но затем наступает подростковый переходный период. И тут то и видна эта разница. Я работаю с этим возрастом и отмечаю, что у более младших детей более низкий темп работы и более рассеянное внимание, они быстрее утомляются. Более младший ребенок не успевает за более старшими. И не в интеллектуальном плане, а скорее в эмоциональном и психологическом. Для взрослого человека разница в год фактически не ощутима. Для ребенка это очень большой разрыв. Вот такие наблюдения из моей практики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо! Ваш опыт очень ценен! Ведь в начальной школе внимание к детям более пристальное, а потом много учителей и подростковый возраст. Каждому овощу свое время. если кризис 7 лет не был пройден, то он наслоится на следующие кризисные периоды - в том числе и на подростковый (не обязательно, но возможно). Спасибо!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Ольга! Не могу полностью с Вами согласиться. У меня в прошлом выпуске (сейчас 5 класс) двчоночка славненькая была. В классе младше всех, а головка светленькая. Математика Петерсон у нас была, так моя Танюшка в лёт ее решала - что семечки щелкала. А были и семилеточки, с которыми туго мне пришлось. Вот тут и нужно еще заметить, что и в 4 классе Танюшка моя не знала с какой стороны к компьютеру подходить. Это, я считаю, немаловажно. Как и наследственность. Гены, они и в Африке...гены... Приходят иногда родители заявление писать, аль анкету какую заполняют. У меня аж скулы сводит - думаю как бы зубами не заскрипеть. Элементарных ошибок столько... Хорошо, коль родитель прислушивается к советам учителя. А то время уходит, а потом: "Н.А., как жаль, что я вас сразу не послушалась". Жаль... А время упущено. И страдает потом ребенок. Я то что? Конечно, буду вкладывать в него силы. Но ведь можно было... Что там говорить... На род. собрании сказала родителям своих первоклассников: "Не хотите потом платить репетиторам, слушаемся меня безоговорочно". (Мои дети, как правило,в репетиторах не нуждаются - хватает знаний. За исключением случаев уж серьезных вроде сильной логопедии иль чего похуже...) ЧЕСТНО, положа руку на сердце, скажу, что в своих наборах я НИ РАЗУ не замечала разницы между 6 и 7-летними детьми.

      Удалить
    3. Надежда Александровна, и вам добрый вечер! Я ведь не про началку говорю, а про среднее и старшее звено. Там заметно, особенно в 7-8 классе, есть контраст.

      Удалить
  18. Алёна, такая тема интересная! Я в этом плане такой счастливчик, что не терпится поделиться :)))) Я пошла учиться в 6 лет и 3 месяца в только что открывшуюся новехонькую школу и это было супер! Для нашего класса - это был мир в мире: дверью отделено пространство из: 3 !!!! ТРЕХ!!! классов!!! (спальня + игровая + учебный кабинет), да, мы спали в школе и нам на дневной сон читали книги, мы играли в игровой на огромном ковре с огромным количеством игрушек, да, мы сидели за партами в отдельном строгом кабинете и учились учиться, а еще маленькая гардеробная, свой туалет и огромная часть коридора со шведской стенкой и матами для беготни и мальчишек :))) Видимо за первый год из нас что-то сделали уже более готовое к школе и на следующий год уже такого раздолья не было, да и вообще этот нам мирок свернули, напилили классов...
    Вот это я понимаю ребёнок идёт в школу в 6 лет :))))))))))) А в сегодняшнюю школу я бы детей в 6 лет не отдавала бы... мои родились весной/летом так что даже не думаю - пойдут после 7.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вы побывали в сказке. Вот в такие условия бы отдала сын и не думала. Спасибо!

      Удалить
  19. Как много мнений! С удовольствием прочитала всё - делаю выводы. Я сама пошла учиться с 6,5 лет. Но у нас, как выше у Юли, была адаптированная среда: это, по сути, был детский сад (да, кстати, и школа арендовала это помещение в детском саду). Вся разница была в организации утра - это уроки, а потом по тому сценарию, к которому мы привыкли в своём дошкольном детстве. Однако замечу, что я была как раз из тех деток, кто сильно уставал к четвёртому уроку, да, и родители у меня были требовательны к моим успехам - результат - беседы учителя с родителями, чтобы понизили свои требования (оказалось, что у меня повышенная тревожность к этому фактору), но и не оставлять после уроков в детском саду, чтобы я больше отдыхала... За год вот в такой комфортной среде я выпрямилась со своей усталостью.
    Я уже практикую детским психологом 12 лет в одном и том же детском саду. Мои самые первые годы практики (1, 5 - 2 года) попали на то время, когда в наших детских садах по городу Егорьевску ещё велась именно такая практика: первые классы были при детских садах (это по программе 1 - 4) - и мне довелось поработать и с младшими школьниками. Но потом это резко убрали...
    Сама я занимаюсь подготовкой будущих первоклассников. У нас в детском саду и знаю, что в близлежащих, педагоги работают в тесном тандеме. Объясню: чтением и начальным письмом занимается именно учитель начальной школы Любовь Ивановна (и часто именно эти детки попадают к ней потом в первый класс), я же как раз отслеживаю и подтягиваю то, что зависит от психолога. Всегда опрашиваем, кто собирается в "сильные" школы города (хотя с прошлого года теперь всё по прописке и рассматриваются запросы только в индивидуальном порядке). При этом мы стараемся дать родителям полную картину нашего мнения. В большинстве случаев прислушиваются, и наши дети, что радостно, без проблем адаптируются к требованиям гимназий. Но без исключений из правил тоже не обходится. Так, например, в прошлом году у нас был мальчик, которому точно в подготовительной группе с семилетним возрастом делать было нечего. И поведение родителей показалось странным, так как его перевели из другого садика, когда его подготовительная группа ушла в школу, а родители решили, что ещё не готовы... Есть случаи, когда мы настоятельно рекомендуем подождать до 8 лет, но это очень сложные детки, как правило, с диагнозами по здоровью. Есть и умняшки - шестилеточки. Но у нас, например, как два года какой бы умный малыш ни был, если на момент сентября ему не исполняется 6,5 лет, то его не пропускают на обучение в школу. Даже есть случай, когда вроде и родители "при связях" были, но пришли и, разводя руками, сказали, что не смогли ничего сделать... (Продолжу в следующем комментарии, так как снова много получилось... :) ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень согласна с мнением Татьяны Николаевны, что готовить, прежде всего, необходимо к самостоятельности, но и любить, и поддерживать - нередко детки, такое впечатление действительно создаётся, недоласканные (не недолюленные, а именно недоласканные) из - за занятости родителей. Хотя я не исключаю и другой подготовки, так как дети все разные (запросы и амбиции родителей я сейчас не учитываю).
      Я всё - таки за индивидуальный подход. Да, трудно бывает, как пишет Надежда Александровна. Но если вдуматься, то воспитатели в детских садах также работают с разнообразной детской аудиторией даже в одной группе, так почему в школах стремятся к усреднению? У нас запрещено даже думать о том, что ребёнок с ЗПР, например, не может по своему уровню находиться в той или иной группе. И, я уверена в этом, не все дети в начальной школе из - за трудностей необходимо без приложения усилий отдавать в коррекцию. Да, нюансов много и, да, есть ситуации, когда это необходимо. В моей практике был случай, когда слабенькую девочку Любовь Ивановна всё - таки решила взять к себе, но через год поняла, что лучше будет другой вариант. Так девочка сейчас, обучаясь по облегчённой и адаптированной под себя программе, учится на отлично, но ещё и активна в прикладной художественной деятельности, занимая призовые места со своим коллективом даже в Москве.
      Конечно, если рассуждать о необходимом годе детства, то я за это всеми руками и ногами. И в большинстве случаев это так. Но в таком случае говорить стоит не только о школе, а о совокупности нагрузки, которые родители без учёта индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка накладывают на него. Вот и мы сейчас решаем, что посещать нам в следующем году. И в этом случае я понимаю, что если учесть все интересы дочки, то займём мы всю неделю. Тогда стоит сто раз подумать, а водить ли при этом в сад?

      Удалить
    2. Катя. спасибо тебе огромное за включенность! Твое мнение очень ценно! Не думала, хотя очень надеялась на такое активное обсуждение т.к. тема настолько горяча, что слов нет. Думаю, что родители, прочитав мнения педагогов, родителей сделают свой выбор.

      Удалить
  20. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Актуальнейшая тема! Моему внуку Егору в настоящее время 6 лет 2 мес.! Предлагаю Вам совместный проект- готовность детей к школе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Стасисовна! Вот какой возраст для начала школьного обучения не совсем комфортный. Было бы ровно 7 на 1 сентября - вопросов нет, а тут сто раз подумаешь как быть. Ваш внук пойдет в школу в этом году? Очень интересно!

      Совместный проект - интересное дело! Предложение принимаю.

      Удалить
  21. Ой, какую тему затронули!!! Актуальную в любое время года (в моем случае)
    Вы не поверите, я практически ежедневно (по долгу службы) готова кричать об этом... Готова на каждом заборе написать, что перед садиком построен... "Люди, подумайте 100 раз!!!! Что вы делаете со своим ребенком? Ну, посоветуйтесь еще с 10-тью специалистами....Ну, пожалуйста!!!"
    Попробую теперь объяснить спокойно свой столь эмоциональный протест. Да, я протестую, двумя руками....
    Ну, в крайнем случае, соглашусь с тем, что в единичных случаях поход в школу шестилеток возможен и вполне оправдан...ну, да, разные ситуации бывают и все такое...
    Надо смотреть индивидуально, но зачастую родители вообще не задумываются, а может быть "не надо было в школу"...
    Я работаю в ОПМПК.
    И приходят на прием детки (чаще в конце начальной школы) с выраженными трудностями усвоения программы. Начинаем разбирать ситуацию, а все просто - рано в школу. И вот вопрос: что делать ребенку, который при нормальном интеллекте не усваивает программу? И что на мой взгляд тут самое страшное - ребенок напрочь потерял интерес к учебе, его тошнит от трудностей, от проблем, от нападок, как правило, со стороны и учителя, и родителя???
    Мое мнение - опоздать в школу невозможно...прийти туда рано и столкнуться с непреодолимыми трудностями - это легко!



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, твои слова: "опоздать в школу невозможно...прийти туда рано и столкнуться с непреодолимыми трудностями - это легко!" и я бы написала на заборе рядом со школой!

      СПАСИБО!

      Удалить
    2. Присоединяюсь! ПРИЧЕМ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ!

      Удалить
    3. Вот и добавлять ничего не нужно: опоздать невозможно, а вот трудности получить - это запросто. Я вот почитала чудесных учителей. порадовалась за прекрасное оснащение первых классов, когда это есть, тогда можно и с шести, но, как правило, школа разительно отличается от сада, а учителя далеко не все столь великолепны, как мы тут встречаем. Вот если бы в нашей школе Надежда Александровна набирала первый класс, то я бы и в шесть лет отдала), а нет у нас в школе такой Надежды Александровны). Так что спасибо за труд всем прекрасным педагогам, учителям, за то что они есть, что они любят наших детей и так увлеченно работают с ними! Даст Бог, таких людей в сфере образования будет с каждым годом все больше и больше!

      Удалить
    4. Аня, дай Бог! И в России, и в Беларуси! Я таких педагогов в своей жизни не встречала, может поэтому школу вообще не люблю. Рада, что уже давно ее закончила и даже ходить туда не хочу.

      Удалить
  22. Не хочется быть голословной, поскольку не могу вспомнить авторов высказывания (абсолютно точно это авторитетные специалисты в области возрастной психологии), но не поделиться цитатой не могу: "Если бы можно было отдавать ребенка в школу в 8 лет, то ему это было бы только на пользу". Присоединяюсь и подписываюсь под каждым словом. Безусловно, многие дети разные, но всё чаще у детей наблюдается ЗПР, причем зачастую не многие родители это осознают, и если на это накладывается также ранний "поход" в школу, то для деток это просто беда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, рада, что присоединились к дискуссии. Есть исключения - ребенок в 6, 4 готов к школе. Причем не нужно забывать про физиологическую готовность, которая с учебной успеваемостью вообще может быть не связана. За партой нужно сидеть 4 - 5 уроков и не каждый ребенок может, например, сидеть в . определенной позе, что сказывается на спине. Примеров множество.
      ЗПР - это вообще отдельная песня.

      Спасибо, Алена!

      Удалить
  23. Хочу добавить, что у нас в Беларуси все первые классы в детских садах, режим остается прежним, только до обеда не более 4 уроком (общих), в добавок в свободное время кружки, стимулирующие и профильные занятия. У меня был музыкальный класс и мне пришлось все дырки заткнуть своими занятиями (положено по программе) - сольфеджио, хор, вок. ансамбль, фортепиано(по желанию).

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...