среда, 2 июля 2014 г.

Тематические дни. "Эти великолепные жуки!"


Тематические дни...Это такое  великолепное время, время когда вы  вместе  с ребенком вновь открываете для  себя мир!
Вот и Ваня стал для  меня  таким  волшебником, который дарит минуты  новых открытий...

После того, как мы  закончили тему "Змеи", мне захотелось предложить Ване более интересную (на  мой  взгляд), но Ваня, рассматривая  старые  номера журнала "Классный" (покупали  еще старшему  сыну  и часть номеров  сохранилось), воскликнул:
-Мама, вот про кого я  хочу поговорить! Про жуков! Смотри какие  они!!!

Таким образом тема была  определена.


Опишу  кратко то, как  мы  работаем  с  сыном по теме.

1. Рассматриваем в энциклопедиях картинки жуков, читаем о них самое - самое. Ваня задает вопросы - я  ищу  ответ в книге, а  он  сидит рядом и видит как  я это делаю.  Если  в книгах мало информации, то открываем  Интернет,  спрашиваем  у  папы. Конечно же, вспоминаем  и наш личный  опыт. Таким образом  формируется умение добывать новую информацию разными способами.    


Жуков  великое  множество и всех не охватить. Я решила  выбрать пять.

Ване очень нравились огромные зеленые  жуки. Эти жуки  сидели в деревне  у бабушки и дедушки на  кустах калины, сирени. Мы думали, что это майские жуки, но оказалось, что они  называются Бронзовка  золотистая (на  следующем  коллаже ее  видно).  Бронзовка  занесена в Красную книгу России (тут мы  поговорили и о том, какие  представители заносятся  в нее). Название жука Ваня  запомнил сразу же, в отличие  от липы, которая  растет в нашем дворе,  и Ваня  кормит меня  ее  цветами, а  запомнить название для Вани не  так  важно: она  и рябина  и калина...

Мы с Ваней  узнали, что бронзовка  - вредитель и еще она  гурман. Очень любит  цветочки покушать! 

Второй жук о котором Ваня узнал очень много - Божья  коровка. Мы  прочитали, что
количество пятнышек  на  спинке относит ее  к определенному  виду  (а не  говорит о том, сколько ей лет); оказывается, божья  коровка - ХИЩНИК! Основной  пищей служат тли.  И если в  саду  появилась тля, то нужно просто божьих коровок завести!   А еще в одной стране (вроде во Франции) божьих коровок  продают для  уничтожения  тли (12 евро 60 штук)! У божьих коровок  почти нет вредителей т.к. она  выделяет из коленок! желтую противную жидкость (отсюда  ее  называют коровкой). Окраска  жучка - защитная  и сигнализирует о том, что ее  нельзя есть. Во многих странах  жучка называют от слова "бог". Есть легенда, что божьи коровки  прилетели с  небес для  того, чтобы  отнести Богу  наши желания. Когда божья  коровка ползет по руке - нужно загадать желание, а  когда  она взлетит, то это желание  относит Богу. Вот такой вот не простой жучок - волшебный! Вот еще  один  удивительный  факт: оказывается, есть виды перелетных божьих коровок!  Они как птицы  улетают зимовать, но на  зимовье впадают в спячку (оцепенение).

Казалось бы,  простая божья  коровка, о которой мы  все  знаем, а вот сколько нового  я и Ваня  узнали  за эти несколько дней. 

Мы  читали и  про других жуков, но именно вот эти два  изучили  более  подробно. Ваня узнал, что жуки - насекомые и  у  них 6 лапок. К сожалению,  к стадиям развития жуков  Ваня  остался  равнодушным - пока  не  время...Оставим  на потом...

Вот так  в  простом  изучении и рассматривании иллюстраций  прошло несколько дней. Мне  хотелось найти  этих жуков на  улице, но вот как случилось: не  увидели  мы  их! 
Куда делись жуки-пожарники? Их всегда  было много на  одном солнечном местечке  в  парке... Может тогда был период спаривания и они выходили  на  улицу?...Видели  одного маленького жучка красного цвета - может это уже  их детки...Нужно еще  поизучать...

Для  данной темы  я  приготовила несколько  игр. Вот эта для  формирования элементарных математических представлений (и восприятия). Нужно собрать картинку - все  понятно...Можно пользоваться и цифрами, и просто изображением. Закрепляем прямой  и обратный счет в  пределах 10. 
  

Для закрепления названий жуков и для развития зрительной  памяти я  сделала набор карточек, в  который вошли 8 жуков (названия  всех жуков Ваня  запомнил сразу!). 

Удивительно, что когда  я  карточки ламинировала Ваня  их увидел первый раз и  воскликнул:
- Мама, это жук-носорог!
-Как  понял?
-Так  у него рог как  у  носорога!
Ваня был прав....

В  набор вошли: самый крупный жук-дровосек, майский жук, жук-пожарник, божья коровка, бронзовка золотистая, жук-олень, жук-носорог, колорадский жук. 
Игра  "Мемори"....


Используя  этот набор карточек,  можно поиграть в игру: "Какая  картинка спряталась?" (одну  или несколько спрятать, а ребенок угадывает каких не стало). 

Успешное  усвоение ребенком нового материала можно охарактеризовать наличием  трех компонентов:
1. Непосредственные  знания: уметь определить по картинке  название, описать, назвать основные характеристики. 
 2. Эмоциональное отношение: эмоциональный  отклик на  изучаемую тему, желание.
3. Деятельностный  компонент: использование в жизни полученных навыков, знаний. Зачем  все  походили - как  это можно применять в жизни.  

Ваня меня  порадовал..
Как-то утром, едва  проснувшись, сказал:
- Мама, давай  позвоним бабе Лиде (у которой видели бронзовку).
-Зачем?
-Так  ведь она  не знает, что жук - бронзовка золотистая! Думает, что майский!
Позвонили  - и Ваня  выдал всю информацию  про бронзовку восхищенной  и изумленной бабушке.
В этом  появился эмоциональный и знаниевый компоненты.

На  прогулке  мы  увидели акацию, у  которой  уже образовались стручки. Ваня их поизучал. На  одном кусте  было много тли. Ваня  говорит: так  надо божьих коровок сюда позвать - всю съедят!  
В этом  проявился деятельностный  компонент - умеет применять полученные  знания  в  реальной жизни.    
 Пожалуй,  именно  последний  компонент  самый ценный.

На  прогулке  мы собрали целый  набор вот таких вот материалов - будущего жилья  жуков...


Решили сделать полянку для бронзовок  и  божьих коровок. 

Ваня намазал клеем  коробку, наклеил засушенные  лепестки пиона, размял в  ручках сушеные листья...  

Сделал бронзовку, опираясь на  картинку (крылья  из бутылки зеленого цвета)..

А  вот и сама  бронзовка! Ваня  сказал, что для  божьих коровок  здесь нет места - это будет Царство бронзовок!

Божьих коровок  мы  сделали так: камни раскрасили гуашью (и лаком для ногтей), покрыли  бесцветным лаком для ногтей.  


А для  божьих коровок  тлю дали из горошинок  акации...
Подарим  их бабушкам...


Вот так мы изучали эту  интересную тему.

Следующая тема  - "Древние  люди"  (рабочее название) - очень долго мы будем  ее изучать, а в  конце нас  ждет  самое  удивительное - наскальные рисунки первобытных людей вблизи реки  Уфа (мы их пойдем  искать!). Очень надеюсь,  что все получится... 
О том, как мы с Ваней проводим  тематические  дни: 

25 комментариев:

  1. Бесценный материал!!! Хоть бери и занятие проводи!!!
    Алена, спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо! Для одного занятия многовато будет, а вот на несколько - да. Я выстраиваю работу под своего сына. Может что-то и еще можно было бы добавить, но наш лимит времени на жуков исчерпан.
      Следующая тема обещает быть более интересной.

      Удалить
    2. Про несколько занятий - это понятно. А вот вопрос: почему лимит исчерпан? Ваня потерял интерес к жукам? Или по каким-то другим параметрам время отсчитывается? Как вы в этом вопросе, на что ориентируетесь?

      Удалить
    3. Юля, нет нет! Интерес не потерял (он еще и про змей все спрашивает). Вот про жука-дровосека и про пожарников с колорадским получше почитаем. У нас новая тема начинается - про древних людей. Мы на следующей неделе сплавляемся по Уфе, вот и нужно подготовить ребенка к лучшему восприятию новой темы, а на это время у меня есть дней 5-6. Конечно, если спросит - будем рассказывать ,играть в игры.

      Удалить
    4. Еще: как ориентируюсь когда нужно к новой теме переходить. Если честно, то когда сама начинаю интерес терять. НЕ интересно мне - будет не интересно и ребенку, хотя может быть и по-другому. Еще отпуск у меня 1 августа кончится, а хочется как можно больше успеть...Вот и отвожу на тему пока около 5-6 дней. В общем и в детском саду так : тема - 5 дней (за редким исключением).

      Удалить
    5. Все понятно. Спасибо за исчерпывающие ответы!

      Удалить
  2. Очень понравилось читать статью,
    особенно про божью коровку интересно было узнать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, согласна - божья коровка удивительное насекомое! Спасибо Вам!

      Удалить
    2. Сегодня сын на прогулке неожиданно сказал, что хочет желтого жука,
      я вспомнила про вашу статью и мы срочно стали собирать камешки! Надо же какое приятное совпадение, он ведь и не знал, что я такую статью читала.
      Будем красить!!!

      Удалить
    3. Виктория, как я рада! Вот видите, как полезен блог! Очень рада, что стала его вести!

      Удалить
  3. Алена Валерьевна. У меня просто нет слов... Вот это самый настоящий пример развивающих занятий! Настоящий конспект! Про божью коровку - это просто новость для меня! Вы - супер мама!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо Вам огромное! Я мама, к сожалению, такая чаще в отпуске. Вот Ваня сейчас проявляет такой интерес, что просто невозможно обходить его.
      Тут предложила сходить в картинную галерею (погода плохая\ была). Ваня спрашивает:
      - А там жуки будут? Живые?
      - Скорее всего их не будет.
      - Что, одни картины, да? Тогда не пойдем, вот если бы жуков показали...Змей ведь ходили смотреть (там и жуки были немного).
      Вот такой смешной...

      Удалить
  4. Какие вы с Ваней молодцы!!! )))) Очень интересно и познавательно! Оказывается Бронзовка - это редкий жук... Мы его в детстве Бронзовиком звали... и ловили....
    Жилье жуков и сами жучки - просто удивительные получились!
    Алена, удачи вам с Ваней в теме "Древние люди"! ))) Сама все хочу начать ее - чтобы "от и до" пройти... но как-то все никак...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ОЙ, Лена, спасибо! Очень хочется, чтобы ничто не помешало нам в новой теме. Про бронзовку действительно так неожиданно. Ваня этих жуков ловил, в руки брал, дома пускал и смотрел за полетом ,а потом выпускал. Спасибо!

      Удалить
  5. Алена, как здорово, столько игр интересных подобрали по теме, и с темой определились правильно, я имею в виду то, что остановились на том, что в данный момент интересно ребенку.
    Божьи коровки из камней получились такие яркие, сидят на листочках, как живые! И спасибо за интересную информацию про жуков - сама узнвала много нового!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, очень рада Вас видеть!Ё
      Тема - это очень важно! Брать ту, что мне нужно (можно ведь найти кучу готовых тематических наборов) - пустая трата времени. Все очень индивидуально - Вы верно подметили (профессионал ведь!).

      Божьи коровки вообще такие приятные - гладкие -гладкие из-за лака. Сделаю для работы побольше.
      Оказывается, божьих коровок для уничтожения тли и в нашей стране продают (даже в Челябинске!). Представляете!...

      Удалить
  6. Алена, ты очень интересно все описываешь! Зачитаешься!))))))
    У меня Федя тоже любитель насекомых, обязательно воспользуюсь вашей информацией и расскажу ему что-нибудь про жуков. Самой мне как-то лень искать, читать, наверное потому что ребенок мало вопросов задает. Его больше сейчас интересует просто что как называется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо тебе за такой отклик! А ты сама задавай вопросы. Почему? Как думаешь? Что будет если? Например: Феденька, а как ты думаешь, что любит кушать муравей? (а бабочка, муха, комар...). ИНтересно, а где они спят (бабочки и т.д.). Я тоже не знаю, давай посмотрим в книжке, в интернете и т.д.

      Удалить
  7. ЗДОРОВО!!!
    С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ ПРО ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ!!!


    А у нас Андрей вышивкой увлёкся... сам попросил...

    ОтветитьУдалить
  8. Алёна, очень понравилось вот так про жуков! Прочитала и убедилась, как все дети отличаются друг от друга... В Ване, например, мне очень понравилась вот эта черта самостоятельного поиска - сама знаешь, мечта любого воспитателя в проектной деятельности. Вот, кстати, у меня Маринка вопросов мало задаёт (но, думаю, это всё - таки из - за проблем речевого развития), а всё больше руками, самостоятельными экспериментами. :) Да, и в этом году у нас появились проблемы восприятия мира жуков - так что мы будем изучать их, конечно, но через призму коррекции этого возникшего страха. Сейчас даже вспомнить не могу, почему, где и как... Всё пытаюсь анализировать.
    И, Алён, напишу здесь. Идея с цветными карточками изумительная! Я что - то подобное взяла на заметку в своё время у Марии "Учимся играя". Но этот набор предоставляет гораздо большую мобильность именно при наблюдении на прогулке. Это как, помнишь, с глазками, которые надо подставлять к объектам природы и сочинять. Вот так и получается отличный походный набор. :) Обязательно сделаю такой же! Вот только до сих пор не могу приобрести ламинатор - в наших магазинах нет, а через интернет... или в ближайших окрестностях... - всё не по пути... Поставила это себе в обязательный пунктик. А нам с Маринкой папа подарил планшет, куда мы закачали, помимо развивающих игр, мини - ролики, картинки - это служит подспорьем, как и у вас с Ваней, а для меня ещё и важно то, что дополнительную сопровождающую информацию я могу показать даже в лесу. Этот момент очень нравится! Вот тоже жду, когда же Маринка в речевом плане будет меня атаковать вопросами. И, кстати, большое спасибо, что напомнила про камни - вот удивительно: на работе часто с ними последние года работала, а дома тут даже задумалась, из чего сделать нам жуков. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! О да, все дети очень разные. Ване больше по душе именно речевые игры, просто рассказы, любимая книга - "География" (какой класс не знаю - у мамы в саду.

      Ваня не любит буквы - вообще. Как только увидит их - все, начинает что-то придумывать, чтобы закончить эту игру, но делает это так дипломатично! Тут проявил интерес к игре в магазин. Надо этот интерес использовать для названий товаров.

      Планшет - хорошо! Я не очень в них разбираюсь....
      Про карточки: это очень хорошая идея правда... Небольшой формат (я ориентировалась на карточки Люшера по размеру издательства "Речь").
      Ведь их можно и по эмоциональной сфере использовать -выбирать цвет радости, грусти и т.д.

      Ваня - говорун, да такой, что просто устаешь от этого....Говорит, говорит....не останавливается. Вот только сейчас в отпуске когда много времени вместе я это в полной мере осознала...
      Ты точно подметила по проектную деятельность. У Вани пытливый ум, а вот мне бы эту пытливость бы не заглушить...такой загруз на работе...надо расставить приоритеты.

      Спасибо тебе!

      Удалить
  9. Спасибо! Я сама очень хочу побольше узнать о древних людях. Когда училась в институте, то контрольную по культурологии писала о первобытном искусстве. Очень было интересно! Из всех контрольных только эту и помню...

    Андрей, ничего себе дает! Вот парень...Мое восхищение!

    ОтветитьУдалить
  10. Алена, добрый день!
    Можете скинуть еще карточки про насекомых. fg75@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, не могу. Мне было бы приятно, если бы вы хоть представились, а то даже не знаю как звать вас...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...