Здравствуйте, уважаемые гости блога!
Одним из направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Существует много форм и методов ее реализации. В нашем детском саду реализуется программа тренинговых занятий "Сказочное путешествие в страну Понимания" в котором принимают участие и дети, и родители. По запросу родителей тренинговые занятия реализуются в формате работы пары "родитель-ребенок". Считаю, что это наиболее эффективная форма работы с семьей.
В
марте в
Челябинске прошел I Городской
фестиваль педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций
«Пространство профессионального роста». Мне удалось посетить два мастер-класса. На одном из них Абрамова Е.А.
познакомила нас с удивительной техникой "Пластилиновые острова".
Техника
универсальная – подходит как для семейного консультирования, так и для
работы с детьми. Цель техники также
может быть разной в зависимости от
запроса.
Например,
в консультировании при ее помощи можно увидеть и обратить внимание родителей на
особенности общения между родителем и ребенком, на имеющиеся границы (или их
отсутствие). В процессе работы
проявляются различные особенности взаимодействия между членами семьи.
Итак, что нам необходимо. Елена Андреевна поделилась вариантом использования соленого теста. Мне этот материал очень понравился! Его много, оно стоит недорого и так много в нем ресурса!
Кладем посреди большого листа кусок теста (большой) и предлагаем участникам сделать свои острова. Сколько можно позволить взять себе теста? Вот вопрос....А как делить будем?... Уже началась работа...
После того как форма островов готова, я предоставляю возможность сделать эти острова волшебными при помощи различных материалов ( в том числе красок, гуаши, пластилина, мелков). В качестве основы для островов я использую обои под покраску.
Это пример работы двух детей (реализуется цикл занятий). Дети творят острова, украшают их, рассказывают о том, кто на них живет (или не живет), о чем мечтает, как защищается и т.д. Классические вопросы. Вопросы рождаются из того, что волнует ребенка. Если у жителей есть мечта, то в процессе работы она может быть осуществлена! Мы вселяем таким образом веру в то, что мечтать можно! Мечта нас окрыляет...
Когда мы идем к кому-то в гости, то приходим с подарками. А вот и подарки (ушло целое занятие!). Уметь дарить и принимать подарки - искусство, которому можно научиться.
Каждый остров расположен в каком-то пространстве (были и облака, и море-океаны и т.д.), прорисовывается это пространство и обозначается как туда можно добраться, кому можно, а кому нет, когда остров готов принять гостей или не готов.
С 23 апреля в нашем ДОУ прошла неделя открытых дверей.
Мои открытые мероприятия посетило 18 семей. Оптимальным оказалось применять технику "Волшебные острова" на три семьи (ребенок-родитель) - именно так и приглашались родители с детьми (прошло 7 занятий-тренингов). Было интересно, познавательно. Приятно было получать благодарственные отзывы.
Еще раз спасибо Абрамовой Елене Андреевне за удивительную технику!
Ой, какая техника интересная! По увлеченным лицам детей и родителей видно, что им понравилось создавать волшебные острова. Когда-то у нас в школе проводили День открытых дверей и это была огромная подготовительная работа, а потом не менее напряженный и волнительный день. А у вас целая неделя! Молодцы! После таких мероприятий родители обычно другими глазами начинают смотреть на работу воспитателей и педагогов.
ОтветитьУдалитьАлена, а сколько времени примерно занимает процесс создания островов и что вы потом с ними делаете? (просто некоторые дети любят оставлять свои поделки, рисунки у меня, а кабинет не резиновый, к сожалению)))
Людмила, все работы детско-родительские разобраны. Сейчас в работе два острова они и хранятся в кабинете. Конечно, кабинет не резиновый.
УдалитьПроцесс создания около часа в детско-родительских встречах (вместе с беседами - трансформациями), а в занятиях с детьми - 30 минут.
Удивительно, сколько задач решает эта техника. Соленое тесто очень податливое, с ним приятно работать. Алена, посещать занятия такого профессионала, как ты, даже виртуально - одно удовольствие! Все хочется повторить. Спасибо, что делиться опытом.
ОтветитьУдалитьЕлена. много задач можно решить. Открываются многие интересности.
УдалитьАлёна, здравствуй. :) Интересный и действительно очень действенный метод. И напомнил мне, как ты делаешь с детьми разные миры. Уже только наблюдая за процессом таким образом, можно увидеть многое. Беру на вооружение. :))
ОтветитьУдалитьКатя, ну как же я рада тебя видеть! Как поживаешь?
УдалитьПохоже на создание миров, но в данной технике более отчетливо проявляются границы и стиль воспитания, взаимодействия с ребенком. Расположение островов о многом говорит (кто-то их совмещает, ставит друг на друга даже...).
Рада, что ты написала свое мнение! Спасибо огромное!
Алён, всё хорошо, местами даже очень. :))) Только год что - то трудный вышел, такой, что почти пропала из сети. Пишу очень редко и только пока на сайте учреждения - на другое пока ни сил, ни времени. :)Однако с удовольствием быстро пробегаю по любимым страницам у других. Я даже расстроилась, когда вдруг обнаружила, что ты стала очень редко писать, Жанна Витальевна, да, и некоторые другие читаемые блоги... Так что не пропадай, а радуй. :) Перемены у тебя очень хорошие, опыт - черпай и черпай. Так что делись, не жадничай. :))))
УдалитьСпасибо! Бууду стараться.
УдалитьКак здорово, Алена Валерьевна! Просто удовольствие наблюдать, как трудятся ребята!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Анатольевна! А как они фантазируют...Сказка!
УдалитьЗдравствуйте, творческому полету фантазии нет границ, очень интересно. Спасибо!
ОтветитьУдалитьНаталья, Вам спасибо! Эту технику могут использовать не только психологи. Воображение развивается и речь (когда дети рассказывают и отвечают на вопросы или задают вопросы хозяину другого острова).
УдалитьО! Сотворение миров - это так увлекательно! И сколько потенциала таит в себе соленое тесто. Это волшебство.
ОтветитьУдалитьОльга, сотворение миров - это воистину кладезь информации о ребенке и для ребенка много нового можно узнать о себе. Спасибо!
УдалитьЗамечательная техника. Очень большой потенциал!
ОтветитьУдалитьОтличная технология, проводила в школе с несколькими классами. Все прошло очень хорошо и итересно.
ОтветитьУдалить