пятница, 4 мая 2018 г.

"Волшебные острова" универсальная арттерапевтическая техника в работе с детьми и семьями

Здравствуйте, уважаемые гости блога!

Одним из  направлений работы педагога-психолога является работа с родителями. Существует много форм  и  методов ее реализации. В нашем детском саду реализуется  программа тренинговых занятий "Сказочное путешествие в страну Понимания" в котором принимают участие и дети, и родители. По запросу родителей тренинговые занятия реализуются  в  формате работы  пары "родитель-ребенок". Считаю, что это наиболее эффективная форма работы  с  семьей. 

В марте  в  Челябинске прошел  I Городской фестиваль педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций «Пространство профессионального роста». Мне удалось посетить два  мастер-класса. На одном из них Абрамова Е.А. познакомила нас с удивительной техникой "Пластилиновые острова".

Техника универсальная – подходит как для семейного консультирования, так и для работы  с детьми. Цель техники также может быть разной  в зависимости от запроса.

Например, в консультировании при ее помощи можно увидеть и обратить внимание родителей на особенности общения между родителем и ребенком, на имеющиеся границы (или их отсутствие). В  процессе работы проявляются различные особенности взаимодействия между членами семьи. 

Итак, что нам необходимо. Елена Андреевна поделилась вариантом использования  соленого теста. Мне этот материал очень понравился! Его много, оно стоит недорого и так много в  нем ресурса! 

Кладем посреди большого листа кусок  теста (большой) и предлагаем участникам сделать свои острова. Сколько можно позволить взять себе теста? Вот вопрос....А как делить будем?... Уже началась работа...



После того как форма островов готова, я  предоставляю возможность сделать эти острова  волшебными при помощи различных материалов ( в  том  числе  красок, гуаши, пластилина, мелков). В  качестве  основы для островов я использую обои под покраску.





Это пример работы двух детей (реализуется цикл занятий).  Дети творят острова, украшают их, рассказывают о том, кто на них живет (или не живет), о чем мечтает, как защищается и т.д. Классические  вопросы. Вопросы рождаются  из того, что волнует ребенка. Если  у жителей  есть мечта, то в  процессе  работы  она может быть осуществлена! Мы вселяем таким образом  веру  в  то,  что мечтать можно! Мечта нас окрыляет...


Когда мы идем  к  кому-то в  гости, то приходим с подарками. А вот и подарки (ушло целое занятие!). Уметь дарить и  принимать подарки - искусство, которому можно научиться. 


Каждый остров расположен в  каком-то пространстве (были и облака, и море-океаны и т.д.), прорисовывается это пространство и обозначается  как  туда  можно добраться, кому можно, а  кому нет, когда остров готов  принять гостей или не готов. 



С 23 апреля в нашем ДОУ прошла неделя открытых дверей
Мои открытые мероприятия посетило 18 семей.  Оптимальным оказалось применять технику "Волшебные острова" на три семьи (ребенок-родитель) - именно так  и приглашались родители с детьми (прошло 7 занятий-тренингов). Было интересно, познавательно. Приятно было получать благодарственные отзывы. 





Еще раз спасибо Абрамовой Елене Андреевне за удивительную технику! 






16 комментариев:

  1. Ой, какая техника интересная! По увлеченным лицам детей и родителей видно, что им понравилось создавать волшебные острова. Когда-то у нас в школе проводили День открытых дверей и это была огромная подготовительная работа, а потом не менее напряженный и волнительный день. А у вас целая неделя! Молодцы! После таких мероприятий родители обычно другими глазами начинают смотреть на работу воспитателей и педагогов.

    Алена, а сколько времени примерно занимает процесс создания островов и что вы потом с ними делаете? (просто некоторые дети любят оставлять свои поделки, рисунки у меня, а кабинет не резиновый, к сожалению)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, все работы детско-родительские разобраны. Сейчас в работе два острова они и хранятся в кабинете. Конечно, кабинет не резиновый.
      Процесс создания около часа в детско-родительских встречах (вместе с беседами - трансформациями), а в занятиях с детьми - 30 минут.

      Удалить
  2. Удивительно, сколько задач решает эта техника. Соленое тесто очень податливое, с ним приятно работать. Алена, посещать занятия такого профессионала, как ты, даже виртуально - одно удовольствие! Все хочется повторить. Спасибо, что делиться опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена. много задач можно решить. Открываются многие интересности.

      Удалить
  3. Алёна, здравствуй. :) Интересный и действительно очень действенный метод. И напомнил мне, как ты делаешь с детьми разные миры. Уже только наблюдая за процессом таким образом, можно увидеть многое. Беру на вооружение. :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, ну как же я рада тебя видеть! Как поживаешь?
      Похоже на создание миров, но в данной технике более отчетливо проявляются границы и стиль воспитания, взаимодействия с ребенком. Расположение островов о многом говорит (кто-то их совмещает, ставит друг на друга даже...).
      Рада, что ты написала свое мнение! Спасибо огромное!

      Удалить
    2. Алён, всё хорошо, местами даже очень. :))) Только год что - то трудный вышел, такой, что почти пропала из сети. Пишу очень редко и только пока на сайте учреждения - на другое пока ни сил, ни времени. :)Однако с удовольствием быстро пробегаю по любимым страницам у других. Я даже расстроилась, когда вдруг обнаружила, что ты стала очень редко писать, Жанна Витальевна, да, и некоторые другие читаемые блоги... Так что не пропадай, а радуй. :) Перемены у тебя очень хорошие, опыт - черпай и черпай. Так что делись, не жадничай. :))))

      Удалить
    3. Спасибо! Бууду стараться.

      Удалить
  4. Как здорово, Алена Валерьевна! Просто удовольствие наблюдать, как трудятся ребята!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! А как они фантазируют...Сказка!

      Удалить
  5. Здравствуйте, творческому полету фантазии нет границ, очень интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, Вам спасибо! Эту технику могут использовать не только психологи. Воображение развивается и речь (когда дети рассказывают и отвечают на вопросы или задают вопросы хозяину другого острова).

      Удалить
  6. О! Сотворение миров - это так увлекательно! И сколько потенциала таит в себе соленое тесто. Это волшебство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, сотворение миров - это воистину кладезь информации о ребенке и для ребенка много нового можно узнать о себе. Спасибо!

      Удалить
  7. Замечательная техника. Очень большой потенциал!

    ОтветитьУдалить
  8. Отличная технология, проводила в школе с несколькими классами. Все прошло очень хорошо и итересно.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...