суббота, 15 февраля 2014 г.

Агрессивные дети: причины и пути коррекции

Довольно часто к психологам обращаются мамы и папы агрессивных детей. Одни родители жалуются на то, что их ребенок дерется со сверстниками, другие на то, что их сын (или дочь) издевается над домашними животными, третьи называют свое чадо «разрушителем» или «варваром», громящим все вокруг, и т. п.

Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? 

На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди ученых.

Одни ученые считают, что агрессивность — врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие. Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.

Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Среди них:
•  недостаток тепла, ласки со стороны родителей;
• незаинтересованность, равнодушное отношение;
• непринятие, демонстрация плохого отношения;
• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;
• непоследовательность в использовании наказаний;
• применение физических наказаний.

Как помочь детям справиться  с  агрессивностью? Есть много способов, но сегодня  мне хочется  поделиться  одним - сказкой. Я  приведу несколько примеров терапевтических сказок  для  агрессивных детей.

Могучий дуб и маленький  кабанчик

Сказка для детей, которые  проявляют физическую агрессию по отношению к  родителям

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.
Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...»

И вдруг кабанчик увиделна стволе дуба большую рану.
— Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба.
— Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.
— Почему? — огорчился кабанчик.
— Посмотри внимательно на Лею рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:
— Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
— Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.
— Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и взрастет, — прострекотала сорока и полетела прочь.
— Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова?
— Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы.
В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой,
бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют. это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки. 
В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.


Крокодильчик 
(Сюжет сказки для детей, проявляющих  словесную агрессию)

Может быть в море, а может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать,потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов. 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ  С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ 

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Если  ребенок  говорит, что он устал, то это может быть правдой. Агрессивное  поведение может быть вызвано просто усталостью: многие дети  посещают множество  кружков, секций,  что  вызывает усталость. Родители, помните,  что  нахождение  в  детском  саду в  группе  которого  около 20 - 25 детей - это огромная  нагрузка и  дети просто устают от такого  общения. Многие  после садика  идут еще  в  школу. кружки, секции. Вопрос: все ли дети могут справиться  с  такой нагрузкой?... 

2. Демонтировать модель неагрессивного поведения.

Если  мы  будем  говорить ребенку,  что драться плохо, плохо обзываться, но  в тоже время  сами себе будем  позволять говорить злые слова окружающим, а  может и позволить себе  ударить ребенка (или жену), то избавиться  от агрессии будет невозможно. Помните, ребенок - зеркало семьи. 

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

Помните, что  единство в  требованиях к  ребенку  со стороны  родителей, бабушек, дедушек  обеспечит  устойчивое  поведение: ребенок  будет точно знать,  что можно, а  что нет. Это дает  ребенку  чувство собственной  безопасности,  стабильности. 
  
4. Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях. 

Примеры  того, как  можно справляться  с  гневом можно посмотреть  в нашей  Школе  волшебников. 

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Для этого можно поиграть в  игру "изобрази  эмоцию". Побыть вместе  с  ребенком  артистами   показать разные  эмоциональные состояния. 
Мой  опыт показал, что не  все  дети могут изобразить мимикой разные эмоции по разным причинам: кто-то  из-за  скромности, а  кто-то просто не  умеет. 

6. Развивать способность к сопереживанию.

Считаю, что наиболее действенным  будет личный  пример сопереживания близким. Чаще  интересуйтесь чувствами друг друга,  спрашивайте  своих близких: чем  я  могу тебе  помочь? Помните о своих бабушках, дедушках, оказывайте  помощь окружающим, заботьтесь о птицах. 

7. Учить брать ответственность на себя.   
Это пожалуй самое трудное. Дать возможность нашим  детям взять ответственность за  себя - чуждо нашему  менталитету, а  жаль. Если  ребенок  делает уроки (или не делает) - это его зона  ответственности:  как  сделал, то и  получил. Многим  это трудно принять...



Статья  подготовлена по материалам  книги Р.М. Ткач Сказкотерапия детских проблем

11 комментариев:

  1. Алена Валерьевна, спасибо за пост! У меня в классе есть ребенок с агрессивным поведением, может быть ваши советы помогут с ним справиться. Честно говоря, я устала от него... Но куда же его денешь? Он в нашем обществе, и нужно как можно быстрее "сделать" из него хорошего человека. Вы можете дать мне консультацию по электронной почте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, Петровна, конечно, пишите - чем смогу - помогу.

      Удалить
    2. Спасибо, Алена Валерьевна! Напишу на днях. :-)

      Удалить
  2. Очень и очень хорошая статья! Спасибо, Алена! Рассмотрены очень важные моменты, которые иногда родители просто пропускают, не знаю вообще об этом.

    И не обязательно что ребенок в принципе всегда агрессивный. Может и моментами быть... И надо как-то с этими моментами справляться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, конечно, есть дети, которые проявляют агрессию постоянно, а есть такие которые пробуют такое поведение "на вкус": что будет? Статья в основном не моя - автор Ткач - замечательный автор.

      Удалить
  3. Спасибо, Алена Валерьевна, за интересный материал! Готовлюсь к приему будущих первоклассников, накапливаю знания по психологии дошкольников.... Хотелось бы жить без агрессии, но теперь буду знать, где искать ответы:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, рада, что материал пригодится. Агрессивность, к сожалению, это одна из черт некоторых детей и наша взрослая позиция поможет справиться с ней.

      Удалить
  4. Шерстнева Татьяна17 февраля 2014 г. в 02:49

    Поучительные истории. Спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличные советы. И мне кажется, эти правила общения уместны в общении не только с агрессивным ребенком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, безусловно! Дело в том, что агрессивные дети требуют повышенного внимания.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...