Время диктует свои
правила. Ускоренный темп жизни, стремление многое успеть и достичь, повышенные
ожидания и требования к своим детям и близким, а также перекос в сторону как
можно более раннего развития детей — вот вполне ощутимые реалии настоящего
времени. Мы так стремимся устроить себе и своим детям счастливое будущее, что
совсем забываем о настоящем. Поэтому мы нанимаем репетиторов, чтобы научить
ребенка читать в три года, с четырех лет начинаем готовить его к поступлению в
школу с углубленным изучением чего бы то ни было, обрушиваем праведный гнев на
учителей, если в дальнейшем его из этой школы исключат, и так далее, и тому
подобное. Как часто мы можем увидеть заботливую маму, в ночи сидящую за
книгами и учебниками, помогающую сладко спящему ученику сделать то, что, как
кажется, ему не по плечу. Да, действительно, сейчас очень возросли школьные
требования, особенно в различных лицеях и гимназиях, и детям бывает не под силу
выполнить такой объем работы или справиться с заданием, которое явно для них
рановато. И мы самоотверженно забываем о своих делах и помогаем юному
Ломоносову написать сочинение или доказать математическую теорему. Вот только
вопрос, какую пользу получит ребенок от такого якобы знания? Конечно, обучение
в престижной школе, а затем и в вузе открывает многие двери, дает
дополнительные возможности. Но есть и негативная сторона.
Во-первых, знания,
добытые не собственным трудом, очень быстро забываются, не оставляя никакого
следа, не внося и минимальной лепты в пресловутое развитие ребенка.
Во-вторых, ребенок
привыкает получать награду за чужой труд, а это всегда, с одной стороны, очень
заманчиво, а с другой — ставит под вопрос необходимость самому напрягаться и
что-то делать. На мой взгляд, пусть лучше ребенок окончит обычную школу, больше
занимаясь теми предметами, которые ему интересны, чем будет с утра до вечера
сидеть за надоевшими учебниками, вместе с родителями грызя гранит науки.
В-третьих, открывая перед
ребенком двери элитных учебных заведений, проходя, даже отчасти, за него тернии
обучения в них, мы не обязательно приведем ребенка к гармоничной и счастливой
жизни. Подобными действиями мы не даем личности свободу самоопределения и
нахождения себя и своего места в жизни, не учим ее преодолевать трудности ради
достижения желанной цели.
Из этого вытекает не
менее важный вопрос: кто и как принимает решение о том, чем заниматься
ребенку, и в частности — где учиться? Конечно, семилетнему малышу не выбрать
школу. Но уже в таком возрасте мы можем приглядеться к своему чаду и увидеть,
что, к примеру, усидеть на месте ему крайне тяжело, а вот побегать да залезть
куда-нибудь повыше он очень даже любит. Но, к сожалению, родители не всегда
придают таким наблюдениям должного значения и тратят лучу времени, сил и
денег, чтобы ребенок попал, скажем, в престижный математический лицей. А потом
ломают копия о непобедимую лень ребенка и его категорическое нежелание делать
уроки.
Конечно, у всех нас есть
амбиции, и почему бы нам не мечтать в будущем увидеть своего ребенка
нобелевским лауреатом по математике, ну или хотя бы хорошо оплачиваемым
специалистом в области так любимых нами точных наук. Вот только практика
показывает, что счастья такие достижения обычно никому не приносят — ни
родителям, ни детям.
Лучше вырастить
«среднего» гармоничного человека со здоровой психикой, чем невротика,
достигшего небывалых высот не в своем деле. Да к тому же вполне возможно, что,
направив энергию ребенка в нужное русло, в тот же спорт, например, или в
творчество, вы увидите не менее впечатляющие результаты. А бонусом будет
собственное желание ребенка заниматься и покорять вершины, а затем и его
счастливая улыбка от достигнутого.
Сейчас все чаще
приходится сталкиваться со случаями, когда уже вроде бы взрослые люди мало чем
интересуются, выполняют свою работу, потому что так надо, да и живут, по
большому счету, по привычке, получая минутные радости от выпитого, выкуренного
или увиденного в очередном сериале.
Одна из
причин этого кроется как раз в том, что человек с малых лет не привык принимать
собственные решения, добиваться того, что ему нужно для полноценного развития,
искать интересное и радоваться найденному. Научить этому могут в первую очередь
родители, предоставляя ребенку выбор и позволяя ему совершать свои ошибки. Мы
почему-то очень часто забываем, что научиться исправлять ошибки можно, только
их совершив, и чем раньше ребенок почувствует, что на нем лежит ответственность
за свой выбор, тем осознаннее он будет его делать в дальнейшем.
Источник: Юрченко
О. Не хочу и не буду! – СПб.: Речь, 2011. – 159 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!