воскресенье, 4 августа 2013 г.

Страхи у детей 3-4 лет


Здравствуйте, уважаемые  читатели  и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах...Отмечу, что данная статья основана на  книге Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне  сказку. Я  рекомендую эту книгу  всем родителям, педагогам, коллегам. Книга написана легко, читать ее интересно. В книге  содержатся  основы  теории и МНОГО ПРАКТИЧЕСКИХ рекомендаций, представлены  методы  диагностики, которые  могут проводить и  родители, варианты сказок и рекомендации по их составлению. Эта  книга  - находка!
Итак, в  каждом  возрасте  свои  страхи. Начнем с детей  3-4 лет. Чего боятся  эти  еще  не  очень взрослые дети?

  
Страхи, возникающие в определенные возрастные периоды, свидетельствуют о том. что ребенок достиг очередной ступеньки развития. К сожалению, такого рода страхов не избежать. Более того, родители, пытающиеся оградить малыша от реалий этого мира, оказывают ему медвежью услугу. Они рискуют вырастить абсолютно не приспособленного к существованию в обществе человека, который впоследствии столкнется с большим количеством проблем. Ведь страх, сопровождая все новое, незнакомое нам до этого, стимулирует нас к активизации усилий по овладению новым знанием или навыком. Каждая ступень развития сначала знаменует собой страх, который надо преодолеть. В этом смысле страхи необходимы нашим детям. 
В возрасте 3-4 лет психические процессы ребенка имеют непроизвольный характер. То есть малыш не может пока по собственному желанию концентрировать свое внимание, восприятие на одном объекте. Любое новое впечатление переключает его на новый объект. Речь малыша находится в становлении. Мышление в этом возрасте конкретное. Ребенок может размышлять о вещах и явлениях, которые находятся в его непосредственном окружении.
Кроме того, на этот возраст приходится так называемый кризис трех лет, свидетельствующий о возникновении самосознания и воли малыша. Обратите внимание, что переживание кризиса истощает защитные силы организма и часто приводит к возникновению страхов.
Страх темноты. И вот в такой ситуации развития малыш сталкивается со странными, необъяснимыми пока вещами. Например, темнота. Что это за штука такая, при которой ты больше ничего не видишь? Куда подевалась комната, а главное, мама? Их съел кто-то? Взрослые, конечно, уверяют, что ничего страшного. Ага, ничего страшного... К тому же, если ты ничего не видишь, никакой гарантии, что там не спрятался какой-нибудь  злодей. Скорее всего, именно так и есть.
Очень важно отдавать себе отчет  в  выборе  слов. Если  взрослы говорит: ничего страшного - ребенок  слышит слово "страшно", а  значит  есть чего боятся, но  мама  почему-то меня уговаривает, значит сама  не  знает,  что делать.  
Это относится ко многим  ситуациям. Например, мама  говорит ребенку, идущему  в  садик: ничего не бойся, если  тебя  будут обижать, если  ты  заплачешь, если  ты  не захочешь спать  и  т.д. Что слышит ребенок, как  он  будет воспринимать  детский сад?...Следует подумать об этом (особенно если  ребенок  только адаптируется  к саду).

О злодеях. Как раз в этом возрасте на малыша обрушивается огромное количество информации о всякой нечисти. Это мы со сказками знакомимся. Так что мир больше не прекрасный и удивительный, а полон всяких Баб Йог, Кащеев, Бармалеев, Леших, Змеев-Горынычей. Подобные персонажи мало того что страшные сами по себе, их еще и не может в этом возрасте в полной мере детская психика представить. А все непостижимое в первую очередь вызывает страх, так как может быть опасным.
К явлениям подобного ряда относятся и остальные типичные страхи 3-4 лет - воды, огня, пожара. Врачи со своими уколами приносят вполне конкретную боль, и это уже страхи вполне прямые и понятные. Конечно,малыш не может оценить последующую пользу от укола и защищает свое тело от ущерба.
Боязнь кошмаров. Примерно с четырехлетнего возраста часто возникает боязнь кошмаров. Еще одно приобретение развивающейся психики. -ребенок видит сны и может сохранять воспоминание о них после пробуждения. Соответственно, не все они приятные. А страшные сны говорят о тревоге, переживаемой ребенком.
Пример из практики Евгении Чех
Егору 4 года, вот уже несколько месяцев его беспокоят ночные кошмары. «На меня нападает огромное черное чудовище, оно хочет меня съесть. Оно уже разевает огромную пасть, и тут я просыпаюсь. Мне очень страшно!» Так описывает свой страх Егор.
Мы стали выяснять, как выглядит чудовище. По описанию мальчика, чудовище сильно смахивало на собаку. Следующий вопрос, состоял в том, был ли у Егора в недавнем прошлом контакт с собакой. Мама вспомнила, что у их друзей действительно есть большая черная собака — лог. «Но он совершенно не опасный, наоборот, очень любит детей», — поспешила успокоить мама. Животное —дело очень хорошее. Некогда оно в два, а то и три раза больше вас, имеет острые зубы и оглушительно лает — захотите вы с ним а одной комнате находиться? Оказалось, что на ближайшие выходные был запланирован поход в гости к этим знакомым. Проблема ночных кошмаров решилась очень просто. Как только Егор узнал, что они не пойдут в гости к этим знакомым, страшные сны исчезли без следа.

Это не единственный случай, когда детей принуждают общаться с животными, которые вызывают страх. Чтобы не боялись. К сожалению, подобное «лечение» способно закрепить страх и перевести его в форму фобии, для избавления от которой могут потребоваться годы. Пожалуйста, помните об этом и внимательно наблюдайте за реакцией ребенка, чтобы не нанести ему невольно вреда.

Продолжение следует.....

10 комментариев:

  1. Спасибо, что подняли такую сложную тему. Моя дочурка панически боялась пауков. До тех пор, пока мы не нашли в своем дворе паутину, а на ней большого, но прям восхитительно красивого паука. сфотографировали и все любовались. Теперь все пауки для дочери - это паучки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, как Вы попали в мою тему с пауками. поясню.
      Я сейчас изучаю книгу Е. Чех про страхи и пишу выдержки из нее здесь - книга классная, а когда еще и пишешь про нее и читаешь, то лучше все закрепляется. Так вот в этой книге есть диагностические методики с использованием сказок. Я конечно же все испытываю на своем Ване. Рассказываю сказку про то, что мама и папа зайчики ушли в магазин и дома выключили свет, стало темно, что будет делать маленький зайчик Ванятка? Ваня говорит: Ванятка подойдет к паучку и попросит его отремонтировать свет (у нас дома в ванной живет в уголке паучок и мы наблюдаем за тем, как он свил паутинку, кокон, прячется в него, выходит и т.д. (меня это все приводит в недоумение, но папа сказал, что будем изучать жизнь паучка). Вот так ребенок относится к темноте и паучкам. Хороша сказкотерапия - я бы даже и подумать не могла, что ребенок попросит кого-то о помощи в такой ситуации. Но об этом буду писать позже.

      Удалить
  2. Спасибо, Алена Валерьевна, за знакомство с интересным автором! Попробую найти в Интернете)) Очень показательны примеры из практики для молодых родителей!

    ОтветитьУдалить
  3. Статья занимательная! Казалось бы употребляем наши укоренившиеся фразы, а получаем обратный эффект :( Я вот тут задумалась над страхами по поводу кошмаров... Интересно, какого рода сейчас снятся сны Маришке (ведь она пока о таких вещах рассказать не может)? Бывает, ночи проходят спокойно, а бывает, что Маришка перекладывается в нашу кровать среди ночи... Видимо, что - то снится страшное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, что в милых головках....Проблема страхов оказалась такой актуальной - сегодня в центре еще раз прорабатывала ее с детьми..и родители мало что понимают: как себя вести, что говорить, так что я правильно выбрала тему постов.

      Удалить
  4. Проблема страхов очень актуальна. У меня дочь почти 7 лет, скоро в школу, панически боится темноты, спать одна не только в другой комнате, но даже в одной комнате с нами, но на другой кровати, отказывается категорически. Сплю с ней вместе, все меня ругают - осуждают, но что делать, не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прислушаться к себе, ответить на вопрос: а если бы я была на месте моей дочки, то чего бы мне хотелось? Была ли похожая ситуация в моем детстве, что делал родители, а я чего хотела....
      Я постараюсь продолжить тему страхов и страху темноты уделю внимание.

      Удалить
  5. Алена, добрый день! У меня у сына сейчас тоже появились какие-то непонятные страхи, нам правда еще 2 г 5 мес. В данный момент вдруг стал очень боятся приближения разных животных и контакта с ними. Раньше такого не было. Боится не самих животных, а именно контакта, т.е. когда животное прикасается. У нас дома живет собака, с ней живет с рождения, раньше и гладил и руки подставлял, чтобы лизала сам. А теперь убегает от нее и плачет даже если просто она носом дотрагивается. Тоже самое с другими животными. Были в контактном зоопарке, когда животное за забором может погладить, но если на свободе, то Данилка убегает и прячется. Может вы подскажете как перебороть этот страх?

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо очень интресно.
    Я психолог в доу.
    Хотелось-бы больше информации
    Дети кот входят корекц.группу

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...