вторник, 20 августа 2013 г.

Страхи детей 7-11 лет (младших школьников)

           
     Здравствуйте, читатели и гости моего блога! Продолжаем  тему  детских страхов. Сегодня возраст 7-11 лет. 
     Возраст от 6-7 до 10-11 лет называют младшим школьным возрастом. С началом обучения в школе у малыша начинается по-настоящему новая жизнь. 
-«Ну когда же я наконец стану большим и смогу ходить в школу!» -мечтают почти все дошкольники. 
          Конечно, школьник автоматически получает новый статус — у него появляется свой круг общения, свои дела, к которым близкие относятся с уважением. Новая роль школьника приносит ребенку чувство собственной значимости.
          Однако, как всегда, есть и обратная сторона медали.
Школа требует постоянного приложения усилий, независимо от желания, интереса или дня недели. Приходится учиться нести ответственность за свои домашние задания, развивать волевые качества, упорство. На ребенка обрушивается большое количество информации, новые правила, распорядок дня. В круг его повседневного общения входит большое число новых людей: могущественные взрослые — учителя, а также одноклассники. Со всеми необходимо научиться находить общий язык.
      А самое непростое открытие — это то, что ребенок понимает вдруг, что он больше не принц или принцесса, кем был в домашнем дворце. Он обычный школьник, как и несметное число других. 
        Страхи нападения, чужих людей, темноты. На возраст  7 лет приходятся одноименный возрастной кризис. 
        Пример  из практики (Е. Чех)
         Алеше 7 лет, он первоклассник. Вот уже несколько месяцев, как он стал бояться темноты. Он не может засыпать без света, часто просыпается среди ночи от кошмаров. Вечером Алеша вообще не выходит из дома, боится, что бандиты нападут на него. В целом стал плаксивым, тревожным и капризным. Алеша очень хотел пойти в школу. Когда праздничная первосентябрьская суета осталась позади, стало очевидно, что учиться Алеше будет нелегко. Выполнение домашних заданий требовало четыре-пять часов. Ежедневно мама жалуется, что заставить Алешу усидеть за уроками более двадцати минут не удается. Он отвлекается, делаетошибки, убегает из-за стола. Приходится все делать заново, переходить на крик, ругаться. «Он надо мной издевается, — в слезах рассказывает мама, — как нарочно, делает помарки, когда уже почти все было готовой.
          Давайте проделаем маленькое упражнение. 
Знакома ли вам ситуация, когда вы, приступая к новому для вас делу, посчитали, что ситуация пустяковая и вы справитесь с ней в два счета, а приступив, поняли, что ни в два, ни в три, ни даже в шесть счетов вам ее не одолеть? 
  • Что это была за ситуация?
  •  Какие чувства тогда в вас вызвала ваша неудача?
  •  Что вы думали про себя? 
  • Что вы думали о деле, с которым пришлось столкнуться? 
  • Чем история закончилась? 
  • Как вы сейчас оцениваете ситуацию?
  • А теперь постарайтесь представить, какие чувства сейчас испытывает ваш ребенок, переживая трудности с обучением в школе. Что он, возможно, думает о себе в связи с этим?
            Причины изменения в поведении Алеши очевидны. Типичные школьные трудности. Алеше нужно время, чтобы адаптироваться к новым требованиям. Мелкая моторика руки требует регулярных упражнений, прежде чем буквы и цифры станут получаться. Навыки арифметики не могут выработаться прежде, чем у ребенка сформируется внутреннее представление, что происходит при сложении, вычитании, а впоследствии делении и умножении. Беглое чтение возможно только тогда, когда ребенок не только запомнит все буквы и научится соединять их в слова, а когда научится сложенные буквы переводить мысленно в символы слов и их значение. Все эти действия требуют огромных мыслительных и эмоциональных затрат от вашего малыша. А тут еще необходимость сидеть сосредоточенно на месте не дает снять напряжение активным движением, А дома кричащая и ругающаяся мама, закрепляющая снижение самооценки и неверие в свои способности. Конечно, ребенок эмоционально истощен, испытывает страхи.
            Постоянное переживание своей неспособности справиться с новыми требованиями, недовольная тобой мама - это выглядит так, как будто кто-то нападает на тебя и отнимает самое дорогое — покой, уверенность, мамину любовь. А ты чувствуешь себя совершенно беспомощным, не можешь противостоять. А когда мы наиболее уязвимы? Конечно, в темноте. Вот и возвращаются страхи из более раннего возраста — страх темноты, чужих людей, нападений.

            Возрастной период от 7 до 11 лет — это время испытания ребенком своих сил в процессе активного усвоения знаний и овладения различными навыками. Это также и возраст, когда ребенок осмысливает моральные вопросы и формирует отношение к себе. Так вот, если ребенок чувствует, что справляется с поставленными задачами, он не только овладевает новыми знаниями или навыками, он становится более уверенным в себе, у него формируется позитивная самооценка. Если же малыш видит, что его попытки проваливаются, становится возможным развитие неуверенности в себе и чувства неполноценности.
     Поэтому главное, чем вы можете помочь вашему малышу на данном этапе развития, - это, несмотря на неудачи, обеспечить ему ситуацию успеха, где он может укрепить свою пошатнувшуюся самооценку.
  Страхи высоты и глубины. Страхи высоты и глубины, распространенные в этом возрасте, являются следствием еще более развитых мыслительных способностей ребенка. Теперь он может сознательно управлять своими психическими процессами, например направлять внимание на определенный объект или вспоминать определенную деталь. Теперь он может строить теории о причинах определенных событий и об их последствиях. Так. например, он знает, что будет, если человек упадет с большой высоты или окажется в воде, на глубине большей, чем его рост. Человек разобьется или утонет соответственно, умрет то есть. Это снова страх смерти по большому счету. Или инстинкт самосохранения, в зависимости от степени выраженности этого страха.

         В возрасте от семи до десяти-одиннадцати лет ребенок часто сталкивается с необходимостью преодоления нового вида препятствий — собственных опасений, сомнений, неуверенности. В этом возрасте закладывается его отношение к жизненным трудностям и то, какую позицию по отношению к ним он будет занимать. Будет ли он стремиться их преодолеть и тем самым подниматься на очередную ступеньку развития, или будет предпочитать, чтобы кто-то решил его проблему, дожидаясь подходящего случая, или отступать перед любым препятствием и углублять свою неуверенность в себе и своих силах.

          Обращения к своему позитивному опыту сослужит и вам хорошую службу.
 В ситуациях неудачи или в минуты сомнения в своих силах мы часто склонны драматизировать ситуацию и приуменьшать наши способности. В таких случаях нам необходима возможность опереться на наш собственный позитивный опыт.
Прочитайте начала предложений и закончите их. Не скупитесь, к каждому предложению можете придумать по нескольку окончаний. Запишите то, что у вас получилось, в вашу тетрадь.
1. У меня хорошо получается...
2. Я недавно научился (научилась) делать...
3. Самое трудное дело, с которым я справился (справилась)...
4. Если я хочу, я могу...
5. Я горжусь тем, что...
Прочитайте получившийся у вас текст. Что вы испытываете при чтении?
Выполняя упражнение с вашим ребенком, обратите внимание, что это не должен быть скучный опрос. Опросов ребенку хватает и в школе. Постарайтесь превратить выполнение упражнения в интересную игру. Например, предложите ребенку: «Давай поиграем в  „Кто недавно больше научился что-то делать?"» Или: «А ты умеешь играть в „Я горжусь!"?» Соответственно, предполагается ваше активное участие. Так что не мешает перечитать ваши записи выполнения этого упражнения или продумать ваши ответы при игре с ребенком. И конечно, не скупитесь на восхищения достижениями вашего ребенка.

      Основные принципы, которые вам следует учитывать при помощи ребенку в преодолении страха.
1. Конфронтация с объектом страха должна проводиться очень мягко. Начинать лучше с безопасного расстояния, с картинок или историй. Подходить более близко к объекту страха можно только после того, как с предыдущим этапом ребенок справился. Например, можно начинать пробовать прыгать в воду с бортика бассейна, когда ребенок научился нырять, находясь в воде.
2. В период борьбы со страхом ребенку необходимо укрепить веру в себя и в свои способности. Выполняйте с ребенком упражнение «Мой позитивный опыт». Делайте «Копилку достижений», «Коллажи успеха».
3. Показывайте ребенку примеры преодоления другими подобных ситуаций. Читайте и смотрите с ребенком сказки, сочиняйте свои, делайте постановки сказок.

       Стихийные бедствия. Страх стихийных бедствий - еще одна грань освоения ребенком знаний об окружающем мире и явлениях, представляющих угрозу для жизни человека, а также всего живого. Мышление ребенка младшего школьного возраста способно постичь и такие масштабные явления, как стихийные бедствия. И их последствия.
 
Пример из практики Е.Чех. 
Диме 9 лег Его беспокоит страх, что на Землю упадет комета, в результате чего все живое на планете погибнет, в том числе и он, и его семья. Дима очень много прочитал на эту тему и в разговоре называет множество ошеломляющих цифр.
Привожу фрагмент одной из бесед:
Психолог. Значит, ты уверен, что на Землю упадет комета.
Лима. А вы знаете, что на данный момент известно более 5,5 тысячи объектов, сближающихся с Землей, — то есть космических тел, способных приблизиться к Солнцу ближе чем на 7,3 астрономических единицы?
Психолог Нет, не знала. А что такое астрономическая единица?
Дима. Это же элементарно: 7 астрономическая единица, или 7 а. е., — это средний размер земной орбиты.
Психолог. Так эти космические объекты и есть кометы?
Дима. Из 5575 зарегистрированных на 25 июня объектов 5450 — это астероиды и 65 — кометы. Астероиды, конечно, тоже могут упасть на Землю, но, во-первых, они не такие большие, а во-вторых, ученые уже давно следят за кометами, которые в опасной близости от Земли. А вы знаете, что будет, если хотя бы небольшой обломок кометы упадет на Землю?
Далее следует впечатляющее описание ужасов, могущих последовать
за этим фактом.
         Как вы думаете, почему Дима стал таким знатоком темы и проблемы? Конечно, он искал способ защиты себя и своей семьи. Собственно, каждый из нас, почувствовав беспокойство, старается его разрешить, узнав поболье о том, что его беспокоит, чтобы свои сомнения развеять. Однако. как это часто случается, часто поиски приводят к обратным результатам. Например, начав читать медицинские книги, мы можем обнаружить, что обладаем огромным количеством болезней. Так и с Димой произошло. Чем больше он читал, тем больше убеждался, что катастрофа неминуема. Соответственно, его страх становился все крепче. Он сделал вывод, что спастись не удастся и никакие меры не помогут.
            Именно это открытие, что катастрофу невозможно предотвратить, и делает страх стихийных бедствий очень сложным для его преодоления. В случае, если вашего ребенка беспокоит подобный страх, рекомендую обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.
            К сожалению, в последнее время по всему миру участились землетрясения, наводнения, извержения вулканов, цунами, ураганы и т. д. Подобные стихийные бедствия приносят огромные разрушения, гибнут тысячи людей. Конечно, средства массовой информации делают для всех доступной информацию об этих катастрофах, ужасающие кадры с мест трагедий которые  смотрят дети. Поэтому важно ограждать детей  от кадров  о  трагедиях, стихийных бедствиях. 

Источник: Е. Чех. Мне страшно. Расскажи мне сказку. 

8 комментариев:

  1. Полностью согласна насчет изобилия информации в СМИ, иногда даже при большом желании не удается от всего этого оградить ребенка. Год назад мой старший ребенок со своими друзьями во дворе несколько дней подряд обсуждал приближающийся...конец света. Благо, вовремя поделился со мной, проблема разрешилась!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Ирина! Помню, как была трагедия с подводной лодкой "Курск" - дети во дворе только в это играли. Хорошо если дети делятся со взрослыми своими проблемами - и взрослые относятся к ним серьезно.

      Удалить
  2. Алена Валерьевна, написала вам письмо на ваш электронный ящик, посмотрите пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  3. Алёна, здравствуй! Сначала прочитала, но, увы, на комментарии у меня сейчас так мало времени (!!!), потому решила отложить на "попозже", а сегодня ко мне обратились за помощью... Так что, спасибо за статью: помогла вовремя быстро сгруппироваться... :)

    ОтветитьУдалить
  4. В СМИ сейчас действительно иного информации, причем, в основном, негативной. Хорошо, если у ребенка в психологическом плане все в порядке, и этот негатив не находит благодатной почвы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Юля! Важно то, как родители и близкие значимые для ребенка взрослые реагируют на ситуации и и от этого во многом будет зависеть эмоциональное состояние ребенка.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...