понедельник, 23 января 2017 г.

Танграм - универсальная игра для развития дошкольников. ( В помощь к тематическому планированию)



Здравствуйте, уважаемые гости блога!

Ведение блога позволяет обогащать свой профессиональный сундучок, способствует постоянному  самосовершенствованию. Безусловно, можно саморазвиваться  и без блога. но такой  формат мне близок. Благодаря блогу я познакомилась с великолепными Педагогами. Одним  из них является  Оксана Дмитриевна - автор блога  "Моя песочница" .  Оксана обладает удивительным  свойством - вдохновлять! Это умение дорогого стоит. Благодаря ее  посту, посвященному  танграму, у меня теперь есть целая  картотека игр, которая будет мне долго и  верно служить. Все  карточки заламинированы, систематизированы по темам недели. 

Уверена,   что  игра танграм - это палочка-выручалочка  для педагогов. В дошкольных образовательных организациях реализуется  календарно-тематическое планирование и именно картотека игр-головоломок с танграмом может стать отличным компонентом. Используя танграм, можно легко сочетать  многие образовательные области. А уж  какой развивающий потенциал имеет данная игра-головоломка! Развивается  мышление, воображение, усидчивость (мои  непоседы пыхтели и  пыхтели над игрой), терпение (кажется,   что тут сложного, но не  всегда простые схемы даются легко - нужно потерпеть и упорно работать), мелкая моторика (особенно если детали  вырезаются детьми). 

Данные карточки  я  скачала  в Интернете.  В  моем распоряжении  только  черно-белый принтер,   что нисколько не  снижает ценность карточек. 

У меня получилась картотека схем, которые можно применять примерно к  12-15 темам недели (это почти половина годового плана),   что очень здорово!  Всегда можно придумать схемы самим и даже дети сами могут составить картотеку СВОИХ  заданий.


Для работы  с детьми я приготовила танграмы, изготовленные из фетра и картона (от яркой  коробки от обуви  и обложки от дневника).

Очень важно точно вырезать. При вырезании из фетра получились некоторые неточности. В следующих играх это буду учитывать.




 Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Дощечки мастерства я поместила  в  специально сшитые  мешочки. 

Все-таки какая работа  у педагогов  интересная. Твори в  свое удовольствие! Выбор ткани, сам пошив столько радости приносит. Даже  не знаю для кого больше  стараюсь.. Точнее знаю - все,   что мы делаем, все делаем, прежде  всего, для  себя. Мне это нравится.   

Танрам сегодня я  использовала  в двух направлениях работы: 
1)  работа  по развитию интеллектуальной готовности к школе. Тема недели "Морские обитатели". Работа  с танграмом гармонично включается в схему работы: задание на развитие умения работать по образцу, развитие зрительно-моторной координации.

После того как схемы собраны (каждый ребенок успевает собрать по  2-3 схемы) и проверены самим ребенком, ребенок собирает части в мешочек и завязывает мешочек на бантик сперва на узелок, потом на бантик).

-Какое это задание  имеет отношение к школе? - спросят некоторые.
Самое  прямое.  Процесс завязывания бантика способствует развитию межполушарного взаимодействия (работа ведется  двумя руками одновременно), а  также уметь завязать себе шапочку или шарфик - важное  умение для будущего первоклассника. Такое умение делает ребенка уверенным в себе,  самостоятельным - не нужно  просить учителя завязать шапочку -   Я САМ СМОГУ! 






У двух детей сегодня был праздничный день - они научились завязывать бантик! 

Второе направление работы - работа  по развитию творческого мышления. И тут танграм  очень подходит! 

Только задание   детям было дано иное. Сперва нужно разрезать танграм по линиям, потом  собрать по схеме, а  потом  приклеить и дополнить работу (дорисовать) по желанию деталями. 



Вы только посмотрите - сколько возможностей скрыто в этой игре! 


Использование  картона от коробок (у меня от печенья) здорово выручает. Картон качественный, плотный. Поровнее вырезать нужно научиться. 

Мои мешочки  радуют меня и детей. Каждый выбирает себе по вкусу... 

Собрать квадрат поможет подсказка....Не  всем взрослым  пока это под силу....


Оказалось,  что на  моей новой машинке и строчки красивые есть....Сколько пользы. 


Оксана,   спасибо тебе за вдохновение! 

28 комментариев:

  1. Алена! Потрясающие игры получились! А мешочки какие..., загляденье!!! Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, мешочки в живую еще лучше. На фото они как-то немного хуже смотрятся. Спасибо!

      Удалить
  2. Алена, совершенно с тобой согласна, что блог помогает нам активно развиваться и находиться в постоянном поиске. Мы знакомимся с замечательными педагогами, которые делятся своим педагогическим оптом, это бесценные дары, которые мы бережно сохраняем по крупицам. Твои фетровые танграмы интересный вариант игры, возьму на заметку. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По крупицам - это точно. Ни один институт столько мне не дал, как блоги. Мало тех кто делится просто так. Спасибо тебе!

      Удалить
  3. Алена, картотека впечатляет! На самом деле очень удобно, когда все подобрано по темам. Так намного проще готовиться к занятиям. А блоги коллег помогают постоянно пополнять профессиональную копилку новыми играми и приемами работы даже с давно известными материалами. Вот и у тебя обратила внимание и на аппликацию, и на мешочки с бантиками (шапки первоклассникам и мне приходится завязывать, если окажусь в этот момент около школьной раздевалки). И фетровый танграм тоже интересен. Если не ошибаюсь, он двусторонний и цвета разные? И машинную строчку оценила - красиво и оригинально. В общем, Алена, ты - большая умничка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо! Фетр односторонний - просто два цвета сшиты. ИЗ одного вырезала - наложила на второй и пристрочила, а потом вырезала.
      Аппликацию у Оксаны подсмотрела. Не так то просто это оказалось детям 5-6 лет.Достаточно долгий процесс при всей его простоте кажущейся. Воспитатели располагают большим временем.

      Машинка новая - осваиваю второй год - мало шью.

      Удалить
  4. Алена, очень оригинально придумано, особенно понравилась идея с заготовкой для вырезания и наклеиванием выкладки на картон-супер. Я попробую. Можно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, да это не моя идея. Пользуйся, конечно же. У меня некоторые дети (работа с одаренными детьми) сами придумали образы и рассказали что у них и зачем - презентовали свои работы. Очень здорово получилось.

      Удалить
  5. Алена Валерьевна, всегда с большим вниманием слежу за Вашими публикациями, в них столько интересных идей и советов. Готова рассказывать всем, лишь бы во благо нашим деткам. Танграм - это из моих любымых логических игр

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо! Танграм - удивительная игра. Эту игру можно и нужно использовать. Удобно: сделал картотеку и пользуйся себе на здоровье.

      Удалить
  6. Алёна, спасибо за добрые слова в мой адрес!:) Я тоже благодарна блогам за знакомства с интересными людьми и за возможность постоянного самообразования! Вот и сегодня от тебя уношу с благодарностью пару приёмов:) Здорово придумала на мешочках схему квадрата поместить! И тренировка с завязыванием бантика очень пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, идея мешочков со схемой не моя - нашла в сети. Автора не записала, а жаль. классная идея и правда. Теперь мешочки часто буду использовать в работе - положил карточки-камушки-пуговки-конструктор и каждому индивидуальный подход и бантики. Спасибо еще раз!

      Удалить
    2. Действительно, классная идея с мешочками - такой сюрприз. Обожаю танграм и всегда с огромным желанием читаю про его вариации.

      Удалить
    3. ДА и детям нравится из мешочков что-то достать. Ирина, спасибо!

      Удалить
  7. очень здорово получилось у Вас! И это так прекрасно, когда работа приносить удовольствие! Это очень важно для Человека! Сделаю для девочек тоже пособие)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, мы работаем большую часть жизни - так в наших руках сделать эту часть радостной и счастливой. Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  8. Доброго времени суток, Алена! Ваши мешочки - просто чудо! У меня самой возникло желание потрогать на ощупь как и сам мешочек, так и фетровые детальки Танграма, любимой игры и технологии. Уверена, что ваша методика, будет позволять не только развивать математические представления, конструктивные навыки, но и засчет сенсорного разнообразия и насыщения, располагать детей к раскрытию их способностей. Спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Татьяна! Рада видеть нового читателя, комментирующего пост! Спасибо!
      Вы подали мне идея - сделать детали из наждачной бумаги. Ведь и правда - это будет сенсорным разнообразием. Спасибо за идею!

      Удалить
  9. Алена, и правда,пособие универсальное, столько вариантов игры с ним! Я как раз на ярмарку идей ищу пособия. Спасибо, что так заманчиво преподнесла))
    А на какой возраст рассчитаны игры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЛЕна, хороший вопрос. Все индивидуально.
      3- 4 года - дети могут просто накладывать сверху детали. Это не так-то просто.
      4-6 г. - работать по образцу. Мой опыт показал, что не все подготовишки! могут по образцу выкладывать (треугольники кладут не всегда верно и др. ошибки).
      6--7 лет при усвоении работы по образцу с прорисовкой фигуру можно приступать к работе по силуэтам и самостоятельному придумыванию образов. Хотя придумывать свои (конструировать по замыслу) можно в любом возрасте.

      В целом, игра не такая простая как кажется и в этом ее прелесть. Вчера с педагогами проводила МК. Захотелось поделиться опытом и заинтересовать игрой.

      Удалить
  10. Алёна, спасибо! Волшебные мешочки - это сильно! Вот, Оксана - молодец, вдохновила окружающих на танграмовую лихорадку)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, точно! Молодец! Танграм встречаю в любимых блогах - здорово!

      Удалить
  11. Алёна, Вы молодец! Танграмм - отличное пособие. Сама им пользуюсь достаточно часто. А вот идеи с волшебным мешочком ещё не посещали) Благодарю.

    ОтветитьУдалить
  12. Супер! Чудесное занятие получилось! Много вам интересных игр с танграмом!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...