суббота, 3 августа 2013 г.

И вновь про адаптацию к ДОУ ....


Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Начало августа...Многие  из вас очень скоро (или  уже) поведут свое  маленькое  сокровище в детский  сад...Много тревог, опасений, сомнений: как все  пройдет? 
Данная  статья  поможет  немного глубже  посмотреть  на  данный  процесс...



ФАКТОРЫ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
1. Возраст
1.Состояние здоровья
2.Уровень развития
3.Умение общаться со взрослыми и сверстниками
4.Сформированность предметной и игровой деятельности
5.Приближенность домашнего режима к режиму детского сада

ПРИЧИНЫ ТЯЖЕЛОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

1.Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
2.Наличие у ребенка своеобразных привычек
3.Неумение занять себя игрушкой
4.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5.Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
1.Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка вигру.
2.Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
3.Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
4.Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это
происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
5.Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
1.Самостоятельно садиться на стул;
2.Самостоятельно пить из чашки;
3.Пользоваться ложкой;
4.Активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должныбыть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или  перевозбуждения, необходимоподдерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть лото).
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД...

1.Установите тесный контакт с работниками детского сада
2.Приучайте ребенка к детскому саду постепенно
3.Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов
4.Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка
5.Поддерживайте дома спокойную обстановку
6.Не перегружайте ребенка новой информацией
7.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ...

1.Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2.Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет
4.Принесите в группу свою фотографию.
5.Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов  прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6.Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7.После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
8.Устройте семейный праздник вечером.
9.Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.


10.                   Будьте терпеливы.

22 комментария:

  1. Желаю ТЕРПЕНИЯ в этот период и родителям, и воспитателям!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень хорошие рекомендации для родителей. Хотя старшие уже школьники, как сейчас, помню свои переживания во время адаптации их к садику.

    ОтветитьУдалить
  3. Эх, если бы родители еще все это прочитали и взяли под козырек((А то мучаешься с папмперсами мучаешься, только ребенок начинает на горшок ходить, каникулы, через неделю приводят - опять в памперсах....а обо все остальном даже говорить не хочу...

    присоединяюсь к Наташиным пожеланиям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В России с памперсами дела обстоят проще, чем в Канаде (я так думаю). А вопрос отучения от памперсов и адаптация к ДОУ действительно важный. Следует родителям подумть об этом. Спасибо, Мила!

      Удалить
  4. Алена, спасибо за информацию, в силу своей работы с детьми раннего возраста, мне, как ни одному другому воспитателю, приходится адаптировать ЕЖЕГОДНО малышей к условиям ДОУ... Конечно же, собираю полезную информацию (в моем разделе 50 сообщений, но и этого считаю мало!) Всегда радуюсь, если ребенок быстро адаптируется, радуюсь этому...
    Соглашусь с Милой по поводу памперсов - это точно, родители порой сами отбивают охоту...
    Терпения нам всем!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, быть воспитателем детей раннего возраста - это просто призвание - не каждый сможет!
      В Вашем арсенале есть игры с водой и песком - на мой взгляд (я ведь тоже работаю с этими материалами) это волшебные вещи! Дети обожают их и педагогам желательно включать их в процесс адаптации, но есть много "но" - нет желания, условий и т.д.
      Если кто-то из педагогов читает этот комментарий - обратите внимание на блог Жанны "Ни минуты покоя" - на раздел (один из многих) об использовании этих материалов - увидите много интересного!

      Удалить
    2. Опять хвалите, Алена...
      Вот что значит образование - уметь чувствовать человека, знать психологические особенности и прочее - простому обывателю это трудно и недоступно, он не знает то, что знают психологи.
      Спасибо, чертовски приятно!

      Удалить
    3. Жанна, я просто констатирую факты: я работаю с песком и водой и знаю как они воздействуют на детей, а если Вы ими пользуетесь - у Вас есть чему поучиться.

      Удалить
  5. Хорошая статья, очень полезная для родителей. Эх, если бы все родители прислушивались к таким рекомендациям.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена. Родители прислушиваются (я надеюсь на это), но это так трудно реализовать...

      Удалить
  6. Елена Зинченко5 августа 2013 г. в 01:31

    Алена Валерьевна, благодарю за адаптационные рекомендации. Наша Варвара с нетерпением ждет 15 августа, уж очень хочется в садик. А идем мы в 151 ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! Я очень рада, что родители наших воспитанников начали откликаться на мои статьи! Добро пожаловать в наш садик! Будут вопросы - приходите на консультации, а с Варварой мы подружимся и адаптационный процесс постараемся сделать комфортным! Спасибо за комментарий!

      Удалить
  7. Алён, хороший пост получился! Я сама прохожу этот период... а, уж, с моим моторчиком... все положения о неперевозбуждении очень актуальны! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! Я сейчас на Маам коллег ищу...

      Удалить
    2. Давай! Обязательно расскажешь. :) А ко мне заглянула сегодня Елена: http://deti-chudo.ru Она тоже психолог. Ты уже гуляла по её сайту - блогу?

      Удалить
    3. Расскажу! Всех приглашала в гости на мой блог (может правильно писать в блог?). Жанна подскажет - она еще и филолог...
      А для сайта Елены я написала гостевой пост про адаптацию - очень мне нравится ее сайт!

      Удалить
    4. Думаю, конечно, у Жанны ещё стоит спросить,но я слышала, что употреблять нужно "в блог", но "на сайт". :)

      Удалить
    5. Да, скорее всего так - в блог. Спасибо.

      Удалить
  8. Как же это на самом деле сложно - подготовить ребенка к садику. Дочка пошла в садик без проблем, и через неделю уже оставалась в саду с самого утра до вечера. А вот как пойдет в сад сын? Он очень ко мне привязан. В свои год и три к посторонним людям относится подозрительно. Читаю, что это нормально для его возраста. Но у дочки такого не было. Она не боялась чужих людей, охотно общалась с другими детками. Как научить ребенка общаться с посторонними?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, в первую очередь показывать личным примером как классно общаться с посторонними, во-вторых, понять, что все дети разные и сравнивать их совсем не стоит, а в третьих- успокоиться и поверить в то, что все пройдет просто отлично и помнить, что маленький ребенок смотрит на мир глазами мамы...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...