понедельник, 26 августа 2013 г.

Неуспеваемость по русскому языку в начальных классах: нейропсихологические причины и пути решения




Здравствуйте, читатели и гости моего блога! 
Вот и заканчивается лето, скоро новый  учебный  год....
Сколько радости бывает у каждого первоклассника и его родителей, когда он переступает порог школы. Этот праздник запоминается ребенку  на всю жизнь. Но все меркнет, когда появляются первые проблемы с учебой. В первую очередь это касается русского языка и чтения. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают ребенка любимых игр, а ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие уроки. Взрослые часто объясняют «двойки» проявлением лени или невнимательности. Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как определить, к какой группе отнести неуспевающего ученика? 
Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь по русскому языку вашего ребенка сигнализирует: «Нужна срочная нейропсихологическая помощь».
♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;
♦ несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
♦ повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
♦ замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у» («клУмат»), «т» – «п» («Пигр»);
♦ ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
♦ забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).
        В такой ситуации помочь ребенку может специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии. Родителям, конечно, нельзя оставаться в стороне, в такой ситуации очень важно:
♦ Знать все задания по русскому языку и тщательно следить за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегать отрицательных оценок. ♦ Растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следить за тем, чтобы ребенок, правильно питался.
♦ Выделить ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией.
♦ Играть в «рифмы», сочинять и записывать стихи, завести для них специальную тетрадь. Обсуждать с ребенком совместные произведения.
♦ Помнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
♦ Купить ребенку массажные тапочки или стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20 минут в день.
♦ Научиться самим и научить ребенка делать дыхательную гимнастику.
♦ Отдать ребенка в музыкальную школу, ведь игра на инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.
♦ И – читать, читать! Читать ребенку, читать вместе с ребенком, читать всей семьей!

А вот некоторые упражнения из нашей практики коррекции, которые можно использовать и в домашних условиях.
♦ Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.
♦ Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например, «здоровый» – «–ый»). Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть: нужно придумать слова на предпоследнюю букву (вы говорите «слон», ребенок – слово, начинающееся на «о»).

♦ В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ.  Необходимо вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает буквы на ощупь. Можно также писать буквы в воздухе, на спине.… А, если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения, то эффект от таких занятий  будет значительно выше!
В  статье  использовался  материал, предложенный Ольгой Яровой (детский нейропсихолог )

14 комментариев:

  1. Доброе утро, Алена Валерьевна! К сожалению, таких учеников сейчас немало, но своевременная помощь очень помогает малышам. Чем раньше будет обращение к специалисту, тем раньше станут проявляться улучшения. Спасибо за поднятую тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Вы - педагог начальной школы и знаете об этом все. Спасибо за отклик!

      Удалить
  2. Самое страшное во всем этом, что большинство родителей не считают это чем-то трагичным и не спешат на помощь своим детям. "Подумаешь, делает ошибки, так и я их делаю!"
    Поколение, которое росло в 90-е, сейчас ведут своих детей в школы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно согласна с Вами, Жанна! Родители иногда недооценивают трудностей письма, а своевременная помощь может помочь.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Алёна Валерьевна! Спасибо за сообщение. Вы указали на те моменты, которые видны в начальной школе. И в совместных действиях грамотного педагога и родителей - залог успеха ребёнка. Подчеркну слово "родителей". К сожалению, сегодня всё меньше мам и пап обращают внимание на такие, по их мнению, "мелочи".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Такие "мелочи" действительно необходимо корректировать в тесном сотрудничестве "педагог-специалист -родитель-ребенок" и только тогда будет эффект.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Очень вам благодарна за статью.Актуальная тема!Вы молодец, не только выявляете проблему, но и даете рекомендации.Конечно, заинтересованные в образовании своего ребенка родители,обнаружив проблему, стараются ее сразу устранить, что приносит положительный результат. Но я согласна с тем, что большинство пап и мам, при моем уважении ко всем, без исключения,действительно не считают это каким-то важным моментом в учебе, списывая все на невнимательность школьника. В конечном итоге, страдает ребенок!Недавно столкнулась еще с одним моментом, родители просто боятся обращаться к психологу и психоневрологу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина Александровна! Это не моя статья, автор указан ниже - увидела и показалось, что это может быть очень полезным. Так как я тоже у дошкольников вижу некоторые моменты на которые следует обратить внимание родителям перед тем, как отдавать ребенка в школу.

      Удалить
  5. Какие полезные советы! Спасибо! У моих детей-школьников таких проблем не было, к счастью. Но тем не менее с интересом прочитала. Возможного врага, т.е. трудности надо знать в лицо))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это счастье, что нет проблем....Но врага надо знать в лицо - это верно!

      Удалить
  6. Алена, спасибо огромное! Очень полезная статья! Хотя нам до школы еще год, но некоторые советы я начну применять уже сейчас. Особенно актуально про пропуски букв - дочка постоянно на письме то одну то другую букву потеряет. Будем писать палочковые диктанты!

    ОтветитьУдалить
  7. Статья очень и очень важная. И для родителей и для некоторых педагогов...
    Возьму многое на заметку! (кое-что уже давно делаем).

    Очень важно чтобы эта информация доходила до родителей, неуспевающих по русскому языку деток. У моей племянницы дизартрия (3 класс) - трудно ей по-русскому, конечно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лена! Речевые нарушения очень часто приводят к проблемам по русскому - важно своевременно их корректировать и не ждать, что "само пройдет"

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...