Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Сейчас полным ходом идет адаптационный период в детских садах для вновь прибывших детей. Кто-то уже привык и совсем не плачет, а кому-то еще нужна помощь, поддержка. Поддержка нужна и родителям - ведь очень важно понимать, что твой ребенок в надежных руках, ребенку помогут, поддержат. Как может помочь педагог-психолог? У каждого специалиста свой метод, свой стиль работы, свой подход. Сегодня я поделюсь тем, как я провожу адаптацию детей и родителей. Конечно, это лишь часть, но одна из самых важных.
В сегодняшнем посте будут рассмотрены методы моей работы по адаптации для детей 3-4,6 лет (дети второй младшей и средней групп).
Итак, если ребенок ходит в садик уже одну-две недели и до сих пор не может расстаться с мамой ни на прогулке, ни в группе, то я приглашаю маму с ребенком к себе в кабинет и мы вместе играем в игру "Песочный детский сад". Такие совместные встречи-игры могут быть несколько раз. Потом я приглашаю к себе в кабинет эту семью и одного ребенка из группы и играем уже в расширенном формате. На следующий раз я уже приглашаю этого ребенка (с трудностями адаптации) и нового друга (с кем играли вместе) и предлагаю детям на выбор ряд интересных занятий. Ведь когда в садике интересно и есть с кем играть - это залог успешной адаптации.
Во что играем? В разное...
Делаем вулканы. Эту работу я проговариваю заранее и ребенок ждет встречи, а, следовательно, и посещение детского сада. В изготовлении вулканов есть много терапевтичных моментов, помогающих детям снять психоэмоциональное напряжение. Например, работа с пластичными материалами - пластилином. Изначально пластилин достаточно твердый и не всем детям удается его размять для изготовления вулкана. Мы используем теплую воду - ребенок сам решает когда вытащить кусочек пластилина.
Процесс создания вулкана...
Наполнение мира вулканов и самих вулканов содой...
Каждый ребенок готовит лаву: воду с лимонной кислотой окрашивают краской. Работает цветотерапия. Цвет воды меняется на глазах...
Извержение и полный восторг детей и вопрос: а еще будем делать вулканы? Это уже задел на будущее - ребенок хочет идти в садик.
Еще одна палочка-выручалочка - игра "Кот-рыболов". Эта игра всегда проходит на "Ура" - дети и я много смеемся и все напряжение улетает без следа. В эту игру мы идем играть в группе с детьми.
Арт-терапия - один из действенных способов адаптировать детей к садику - всех и раннего возраста, и детей постарше.
Многообразие материалов делает процесс творчества еще более продуктивным. В этом фрагменте представлен этап работы: дети пришли ко мне в кабинет уже без мамы - с новым другом или несколькими и просто играют в сюжетную игру в процессе которой их герои ходят в гости и угощают друг друга - дети делают из пластилина угощение.
Во время прогулок в период адаптации я прихожу на участки групп и играю с детьми в подвижные адаптационные игры или просто мы сидим с детьми и играем волшебными предметами из моего чудо-сундучка. В этом фото - волшебная рыбка, которая слушает желания детей....
Еще один фрагмент применения арт-методов в период адаптации - техника "Подарок маме" - обрывная аппликация.
Пока мы идем с плачущим ребенком до моего кабинета - слезы постепенно уходят, а когда ребенок начинает творить, то вся негативная энергия сублимируется и происходит полное успокоение. Обрывная аппликация помогает снять напряжение ребенка -ребенок рвет пальчиками понравившуюся бумагу (хорошо подходит гафрированная бумага) и снимает свое напряжение.
Блестки вообще чудо-материал. Все дети их любят...
Вот и подарок маме готов.
Использование таких методов в комплексе помогает успешно адаптировать детей к условиям ДОУ.
Уважаемые родители, при возникновении трудностей Вы всегда можете использовать свою возможность и прийти на бесплатную консультацию к педагогу-психологу, а также поучаствовать в наших совместных занятиях. Только в тесном сотрудничестве с родителями возможно сделать адаптационный период более легким.
Скоро внученька отправиться в садик, вот теперь с нетерпением буду ждать, что интересного будет у нее. Как хочется, чтобы методы работы воспитателей были разнообразными
ОтветитьУдалитьАНна Борисовна, как же быстро бежит время....Казалось, что недавно Вы были в ожидании чуда...и вот уже садик! Не верится....
УдалитьСчитаю, что садик для ребенка должен быть праздником....Праздник возможен когда в группе до 20 детей. Оптимально до 15.... Где такое бывает?... Конечно, есть исключения, но в массовых садах около 30 детей... Какой тут праздник?
Здравствуй, Алёна!
ОтветитьУдалитьУ нас в этом году очень тяжело идет период адаптации. Все полетело кувырком из-за комплектования и переходом на новый учебный год в СГО.
Во второй младшей группе в режимные моменты стоит ор.
Здравствуй, Вика! В этом году у меня много групп. Хочется охватить больших детей, но не всегда получается. Адаптация - самое трудное для меня время, я понимаю тебя...УДачи!
УдалитьАлена, очень интересно посмотреть, как проходит адаптация в детском саду, как работают коллеги, какие методы и приемы используют. Для себя отметила некоторые моменты, которые можно и в школе применить (песочек или манка, арттерапия). Жаль только, что у меня меньше возможностей для взаимодействия с детьми. Сейчас у них по 3 урока и родители забирают домой, а потом добавится 4 урок, кружки-секции. Поэтому я провожу групповые занятия по адаптации со всем классом, а хотелось бы, как у вас индивидуально или маленькой группочкой...
ОтветитьУдалитьЛюдмила, и мне интересно читать работу коллег! Такой обмен оптом колоссально обогащает багаж знаний. Групповые занятий я провожу на прогулке и в группе раннего возраста,. Работа в группе не всегда бвает оправдана - цепная реакция на плачущего ребенка, и тогда трудно справляться. Считаю лучше изолировать одного во избежании ...
УдалитьКак же увлекательно, Алена! И детки раскрепощаются, благодаря таким техникам и методам.
ОтветитьУдалитьКОнечно, раскрепощаются...Приятно видеть улыбки на лицах детей, а также лова родителей в благодарность... Мама одна сказала на прошлой неделе:
Удалить"какая замечательная идея! Когда психолог встречает утром плачущего ребенка и работает с ним. Ни в одном саду такого не видела."
Хочется, чтобы психологи к процессу адаптации относились очень серьезно. Считаю, что лучше я потрачу неделю на работу с ребенком, но потом он будет спокоен.
Как мне нравится читать про вашу роботу)
ОтветитьУдалитьВсе просто игры, друзья, но какую они важную роль играют в жизни и хорошем самочувствии
СОгласна, Алиса, все просто. Но как без игры , как без друга? Это все о детях 3-5 лет.
УдалитьНа самом деле можно играть во что угодно - главное создат безопасную среду и быть рядом, участвовать, субъект-субъектные отношения, личностно-ориентированный подход и гуманистический взгляд на работу с детьми - все по ФГОСам....
Как же важно присутствие психолога во время адаптации в д/с, воспитатели с ума сходят от количества детей! Спасибо Вам, Алена Валерьевна, за обзор увлекательных игр для деток!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила. согласна, психолог очень нужен. В нашем саду 12 групп - много. Период адаптации трудный, а когда один ребенок заплакал, то может цепная реакция получиться. Вот я и забираю плаксиков - нормализую эмоциональный фон и в группу. Как правило для взросленьких деток хватает сперва каждый день брать. потом через день, а потом как награда - 1-2 раза в неделю
УдалитьОчень важным в своей работе считаю работу с семьей - когда мама с ребенком видит что их дитя нужно в саду - тревожность мамы спадает, а, следовательно, и ребенок успокаивается.
Спасибо за очень интересный пост. Нам очень повезло с детским садом. Особо адаптироваться не пришлось. Садик сразу ребёнку понравился. Разве что болели поначалу чуть чаще, чем обычно.
ОтветитьУдалитьЯрослава.рада, что вам удалось подготовить ребенка к садику. Спасибо!
УдалитьАлёна, мне кажется, Вас детишки воспринимают как добрую фею с волшебным сундучком!
ОтветитьУдалитьКак все здорово!
Ольга, даже взрослые интересуются, а что в сундучке?....СПасибо!
УдалитьА у нас какая адаптация! Психолога нет и воспитателей раннего возраста тоже нет.
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за веру в то, что "плаксики" кому-то так нужны)) В прошлом году мне перевели такого крикуна из другой группы (не справлялись), так мы с ним- лучшие друзья))
Обожаю твои методы! Они действительно работают!
А у нас какая адаптация! Психолога нет и воспитателей раннего возраста тоже нет.
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за веру в то, что "плаксики" кому-то так нужны)) В прошлом году мне перевели такого крикуна из другой группы (не справлялись), так мы с ним- лучшие друзья))
Обожаю твои методы! Они действительно работают!
Елена, адаптация - трудное время... Часто у малышей она весь год идет.. Кто-то заболел - вышел- заболел...и так все с начала...
УдалитьДетям нужно внимание, но когда детей 20-30.....трудно, но можно....
Какие чудесные занятия! Мы тоже любим лепить угощения и играть в кота-рыболова).
ОтветитьУдалитьКак же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! https://tchild.ru/adaptatsiya-k-detskomu-sadu/. Всем рекомендую! Много хороших дельных советов!
ОтветитьУдалитьКак здорово у вас в садике! Вы молодец! К сожалению, когда мой ребенок плохо адаптировался в садике (точнее совсем никак не адаптировался), психолог в садике предложила только водить ребенка через плач и рёв. Никаких занятий предложено не было((
ОтветитьУдалить