Здравствуйте уважаемые родители!
Вот и остается позади счастливая золотая пора дошкольного детства... Всего через 3,6 месяца начнется для будущих первоклассников и их родителей новая жизнь - школьная. Какая она будет? Что ждет впереди и детей, и родителей?... Как сделать школьную жизнь детей более радостной? Стоит ли помогать детям делать уроки? А может они сами все будут делать....Много вопросов возникает у родителей, приходящих ко мне на консультации. А сколько вопросов у детей....
В данном посте мне хотелось бы затронуть лишь малую толику вопросов, исходящих от родителей - они повторяются. Будет хорошо. если читатели (педагоги, родители) в комментариях продолжат дискуссию.
Итак, начнем...
1. "Как заниматься с ребенком летом? Какие уроки делать?" - очень часто задают такой вопрос.
Хочется сказать: летом нужно отдыхать. Конечно, будет здорово, если Вы займетесь творчеством, будете больше гулять и наблюдать за природой, просто будете много говорить с ребенком.
Особо хочется отметить важность развития мелкой моторики. Именно этому и стоит уделить особое внимание летом: пусть будущий первоклассник больше штрихует (именно штриховка, а не раскрашивание лучше тренирует навыки письма, укрепляет мелкие мышцы руки). Обратите внимание на то, как держит ручку ребенок и потратьте летнее время на корректировку (если она нужна) неправильного захвата ручки. В интернете можно найти массу информации об этом. Помните, что "рука - это вышедший наружу мозг человека" (Кант): устала рука - устала голова. Когда ребенок держит ручку не совсем правильно, то у него скорее устает рука.
2. В комплекс методов, направленный на изучение готовности ребенка к обучению в школе, входит прием, при котором ребенок отвечает на вопрос: "какого цвета твое настроение когда ты думаешь о том, что скоро станешь первоклассником?
Часто дети выбирают черный цвет. Не потому что он любимый, а как раз наоборот. Комментируют ответ так: я боюсь, что двойки буду получать, а мама меня будет ругать, а я не хочу чтобы меня ругали.
Или вот так: не хочу в школу! Там так трудно, что я не справлюсь, я ведь не очень умный - мама так сказала.
Или так: в школе очень много уроков! Там так трудно, столько нужно всего делать.....
Откуда такие ответы? Почему еще у дошкольника в голове образ школы как нечто страшное и ужасное - что-то такое чего нужно бояться.
Во многом это слова родителей. "Вот пойдешь в школу - там-то столько всего задают,.... и т.п.".
Школа является некой страшилкой. Как быть?
Возможно, будет лучше сказать так: в школе может быть по-разному: и трудно, и легко. Кому-то очень трудно, а кому-то легче. Как думаешь, мой хороший, что в тебе есть такого, что поможет тебе справляться с трудностями?
Далее можно обсудить сильные стороны ребенка, помогая ему их увидеть - они точно есть!
Например, ты у меня очень умен! Весь в папу (деда, бабу, в меня...)! Ведь если у тебя такие умные родственники, то и ты тоже такой - ты ведь член семьи! Ты у меня очень упорный! Помнишь, когда у тебя не получалось (вспомнить что) - ты упорно добивался и добился!
А еще ты у меня такой сильный! Настоящий будущий мужчина!
Дайте ребенку ресурс! Позвольте поверить в себя, не пугайте школой.
Будет хорошо, если Вы достанете свои школьные фотографии и вместе с ребенком просмотрите их, вспоминая свою школьную жизнь. Подумайте о том, чего Вы боялись перед школой и о том, как Вы сможете помочь своему ребенку преодолеть трудности школьной жизни.
Некоторые дети боятся получать двойки. Для них двойка - это что-то ужасное, за что ругают и даже иногда бьют. Важно донести до ребенка понимание того, что двойка - это всего лишь показатель того, что есть над чем поработать и все. Для того, чтобы исправить двойку у ребенка есть: ум, сила, помощь родителей - это важно озвучивать ребенку.
Вообще вера ребенка в то, что на родителей можно положиться, их не нужно бояться (за оценки, за еще что-то) - очень важно! Родители должны быть опорой, помощниками и никак не судьями для своих детей. Хорошо, когда дети рассказывают о своих проблемах родителям - значит верят и доверяют, не боятся. Это очень важно - самое важное.
Хочется остановиться еще на одной важной теме - вопрос учителя - личности учителя. В настоящее время многое поменялось: другими стали и дети, и родители, и учителя. Хочется, чтобы учитель в школе был особенным и добрым, и требовательным, и умным и т.д. Возможно ли это?
В любом случае - авторитет педагога должен быть непререкаемым. Постарайтесь поддерживать авторитет, отмечать в педагоге положительные моменты. Предлагаю Вам видеосюжет, который, возможно. поможет поменять отношение к учителям в школе да и вообще посмотреть на школу под другим углом. Известный психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева размышляет том, о чем учат в школе и о социальной успешности.
Пусть начало школьной жизни будет радостным, счастливым и спокойным!
Алена, можно я и этот пост заберу к себе?! Ибо
ОтветитьУдалитьУ меня включился процесс подготовки (а скорее даже не столько подготовки, а тревоги и паники) в своей голове и засела занозой мысль - учитель, вот что самое главное!!!
Представляешь, мы в школу на следующий год, а я именно сегодня иду лично знакомиться с будущей учительницей (с предполагаемой, которая мне подходит и которая, как я себе придумала, подойдет дочке). Более того, собираюсь сделать все возможное и невозможное, чтобы оказаться в ее классе!!!
И вот прямо сейчас задумалась, может быть, я вовсе не о том думаю?! Что скажешь?
А вообще-то я все чаще задумываюсь о домашнем-семейном обучении... Что именно ты думаешь о подобном?
Юля. привет!
УдалитьТревожность мамы во многом определяет тревожность ребенка. Если тебя успокаивает то, что ты попадешь к этому учителю, то значит пусть будет так.
Спокойна мама - спокоен ребенок.
Домашнее обучение - не мой формат. Кому-то оно подойдет. но не мне точно. Если родители готовы взять на себя такую огромную ответственность, то почему нет.
А мне кажется, что выбор учителя - это очень важный момент в начальной школе. Маме, конечно, в первую очередь стоит искать учителя именно своему ребенку, а не себе), но если есть возможность выбора этим стоит воспользоваться. Как правильно сказала Алена, снижение маминой тревожности - очень важный пункт. А еще важно, если маме нравиться учитель, то проще поддержать его авторитет, а это очень нужно.
УдалитьАлена, спасибо за ценные советы! Вопрос о социальной успешности задел, действительно, мы не на то нацеливаем детей, упуская из вида настоящие ценности и получая, как результат, неудовлетворенных жизнью детей. Беседы с психологом взяла в закладки ))
ОтветитьУдалитьЛена, рада, что заинтересовала Зинкевич-Евстигнеевой. У нее много полезных видеосюжетов.
УдалитьСпасибо, Алёна. Как раз кстати эта информация - укрепила меня в мысли, что я на верном пути, спасибо за советы, очень актуальны. В этом году в школу...
ОтветитьУдалитьАлена, мой Ваня через год идет...
УдалитьКонечно, это только малая часть того. что мне хотелось бы донести.... Многие думают, что вот летом-то нужно как следует позаниматься для того. чтобы ребенок "не отупел"- простите за грубое слово, но так говорят мне.... Лето - для накопления сил и только чуток занятий и все.
Я как раз сегодня закончила диагностику готовности детей к школьному обучению. Интересно, что дети готовые к школе в плане познавтельной сферы, совершенно не готовы к ней эмоционально. Проводила методику "Веселый-грустный" и "Представь себе..." Оказалось, что все дети хотят в школу, но не все понимают зачем им это нужно. Присутствуют такие варианты: "Хочу в школу, там будет вкусная пицца", или "В школе не надо спать днем". И почти у всех лица у детей на картинках грустные, потому что не хотят делать домашние задания, не выучили уроки, много задали (определяли настроение детей в школе на картинках) И мне кажется, что в большинстве случаев сказывается печальный опыт старших братьев и сестер. Надо будет еще попробовать обязательно с цветом. Спасибо, Алена, за подсказку.
ОтветитьУдалитьНаталья, я тоже потихлньку всех просмотрела. У нас комплекс Ясюковой - там тест Люшера есть и еще 9 вопросов на мотивационную готовность. Если нужно - могу выслать на почту.
УдалитьСогласна и опыт старших, но все-таки и опыт родителей..... КОмплекс причин.
Алена, а можно мне такой комплекс? Хотелось бы немного разобраться с сынулей и посмотреть есть ли у нас проблемы и вопросы.
УдалитьОК!
УдалитьАлена, спасибо за этот пост, он очень ценен, ведь на самом деле для успешного обучения в школе так важны эти моменты, о которых далеко не всегда задумываются родители.
ОтветитьУдалитьКонечно хочу. Буду признательна. Моя почта: chaun.nata@mail.ru
ОтветитьУдалитьЯ начинающий психолог и поэтому свою копилку собираю по-тихоньку. Заранее спасибо.