четверг, 14 августа 2014 г.

Скоро в садик? Секреты успешной адаптации

 
Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги!
 
Скоро детские сады начнут принимать своих маленьких воспитанников, а  кто-то из них уже получает первый опыт к новым условиям жизни. Кто-то из детей привыкает к условиям детского сада легко и вливается в садовскую жизнь как рыбка, а  вот кто-то испытывает определенные трудности.    Почему так происходит? Как сделать так, чтобы  наш самый любимый малыш привык к  садику в самые короткие сроки? Давайте разбираться...
 
Трудности адаптации к ДОУ вызываются  комплексом причин, но я  постараюсь выделить лишь некоторые, которые мне кажутся наиболее существенными.

1. Мои наблюдения за  процессом адаптации показали, что те дети, родители которых не  имеют возможности оставлять ребенка дома (нет бабушки, есть необходимость срочно выходить на работу и т.п.), адаптируются  на  порядок лучше тех детей, которые могут и  не ходить в  садик. Почему так  происходит?
Думаю, что причиной тому является  то, что, безусловно, ребенку лучше дома, чем  в самом хорошем детском  саду. Вот малыш и добивается  возможности быть там, где  ему лучше всеми  способами: ревет, болеет.   Что делать? Прежде всего, решить для  себя: мой ребенок будет или не будет ходить в  детский сад и не  мучить ребенка. Иногда так бывает:  начал ребенок ходить - заболел, не ходит несколько месяцев, потом  опять начинается адаптация, потом  снова  перерыв, и  такая затяжная адаптация может продолжаться до конца дошкольного возраста - о какой адаптации речь? Ребенок мучается, мама  не  уверена надо ли  ребенку вообще ходить в  садик.   
Итак, примите твердое решение о том, что ребенок будет ходить в садик, а  Ваша непреклонность на тонком эмоциональном уровне дойдет до ребенка.
 
2.  Иногда бывает так, что мотивом посещения детского сада для родителей  является такой: пойдет для общения с детьми, пусть там  поиграет с детьми. Если ребенок идет в садик  с 3 лет, то да - дети учатся играть вместе, а  вот дети раннего возраста от 1 до 3 лет (конечно, все дети разные, но чаще  всего это так) в  полном  смысле  слова играть со сверстниками не  умеют, поэтому если аргументом для посещения детского сада - общение  с  детьми, то лучше отдать ребенка в садик в три года.
 
3. Важно научить ребенка просить помощи взрослого. Иногда бывает, что дети не  умеют просить о помощи  и некоторые их потребности оказываются  неудовлетворенными,  что создает неблагоприятный образ детского сада.
 
4. Узнать, особенности питания  в  ДОУ и подстроить свой рацион под тот, который  в детском саду. Ведь адаптация - это процесс, затрагивающий все  стороны жизни: ребенок  адаптируются к  людям, помещению, пище,  даже к воздуху!
 
5. Говорить о детском саде в  присутствии детей только в позитивном ключе! Помните, что маленькие дети видят мир глазами мамы и как  Вы будете относиться к  садику, воспитателям, так  и Ваш ребенок будет относиться. Помните, что дети все  видят и слышат! Не обольщайтесь, что малыш в  соседней  комнате, а  Вы обсуждаете  трудности адаптации, воспитателей с  подругой  по телефону -ДЕТИ ВСЕ  СЫЛАШАТ!    
 
6. Постарайтесь наладить хорошие доброжелательные отношения с  педагогами. Ведь адаптация  проходит не только у Ваших детей, но и у педагогов. Как правило, педагоги берут детей и доводят их до подготовительной группы и им  тоже трудно вот так сразу  переключаться  на малышей.  
 
7. Когда забираете ребенка из садика, то спрашивайте его о том, во что играли, что больше  всего понравилось. Часто бывает, что родители  интересует то как ребенок ел, или  спрашивают: ты долго плакал как я  ушла?   Конечно, вопросы  питания важны, но эмоциональная  сторона  пребывания более важна.
 
8. Радуйтесь  вместе  со своими  родственниками, близкими тому, что Ваш ребенок  стал уже таким большим!    Повторяйте  это ребенку с улыбкой  на лице.
 
9. Адаптация - стрессовая  ситуация для  всей  семьи, поэтому постарайтесь создать в  семье  спокойную обстановку.
 
10. Если ребенок лучше  остается  в садике  с  папой, то пусть папа  возьмет на  себя эту  почетную обязанность. А Вы, уважаемые мамы, гордитесь и хвалите  его за это. 
 
 
Уважаемые родители МБДОУ №151, если  Вам необходима  консультация  по вопросам адаптации, то я Вас жду!  Совсем  скоро начнутся адаптационные занятия как  на  прогулке, так  и в  группе детского сада. А познакомиться  с  тем, как я  провожу  адаптационную работу и другие  вопросы адаптации можно посмотреть в разделе "адаптация" (на  правой  панели).
 
Уважаемые коллеги, у  меня большая  просьба: пожалуйста, в комментариях поделитесь своими секретами успешной  адаптации.    

37 комментариев:

  1. Вчера нам исполнилось 2), в садик ходим 4 день.Первые 2 дня слезы начинались стоило переступить порог группы.На 3 день поняла чтО значит слово "садик" и стала мотать головой и рыдать еще на улице.Сегодня 4 день , как только завела в группу, она бедненькая заплакала и обречённо сама пошла к воспитательнице, смирилась... Когда забирая её спросила как она себя вела, воспитатель сказала: тихо страдала) Не знаю как их можно адаптировать без ущерба

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Не совсем поняла - ходите 4 дня и уже в группу. Адаптацию лучше проводить постепенно: первые дни только на прогулке вместе с мамой - 2 часа и так несколько дней, потом можно привести после завтрака в группу и пойти на прогулку и тоже несколько дней иногда и неделю, потом если все в порядке - можно оставить до обеда без сна и так несколько дней. Постепенно продлевать время прибывания в садике.

      Есть такое понятие - профилактический плач он сразу прекращается как только мама уходит за дверь.


      Наталья, спокойствия Вам и не надо чувство вины, что ребенок страдает. Привела в садик - значит так надо. Привыкают все детки при условии правильного отношения со стороны взрослого (мамы и педагога) - кто-то дольше, кто-то меньше.

      Больше улыбок на лицах родных и все будет в порядке!

      Удалить
    2. Остаться с мамой нам не разрешили, сказали:Видят вас и плачут остальные, они же тоже к мамам хотят. Забирала через час, сегодня сказали:вы очень быстро забираете

      Удалить
    3. Наталья, педагогам на месте виднее. Доверьтесь им и все будет в порядке. Помните, что тревожная мама - тревожный ребенок. Вселяйте в себя, а значит и в дочку спокойствие. В два года детям легче привыкать - все будет в порядке!

      Удалить
    4. Да, в наших садах тоже не практикуют прогулки с мамами. Хотя везде пишут, что лучше начинать так. Да что говорить, нас недавно одна бабуська-воспитательница прогнала с территории детского сада, видите ли мы можем поломать лазилки. Вот как тут ребенку полюбить садик?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Как нам в своё время не хватало советов опытных психологов. Сколько проблем можно было избежать. Старший ребёнок звонил ночью в милицию и жаловался, что мы его отдали в садик. Так и вывели пред самой школой.
    Проблемы адаптации детей имеют место быть не только в детских садах, но и в школе: 1 , 5 и даже 10 классы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, скажу больше - проблемы адаптации сопровождают нас всю жизнь! Мы адаптируемся к новой работе, к новым социальным условиям (замуж вышли, детей родили и т.д.) и поэтому так важно грамотно выстроить адаптационный процесс, чтобы этот опыт закрепился на дальнейшую жизнь.

      А про милицию - насмешили! Какой мальчик смелый! Мой старший год перед школой ходил, а Ваня с 4 лет пошел.

      Удалить
    2. Мне кажется, Алена Валерьевна, что взрослым ещё труднее адаптироваться к чему-либо новому. Ну, не буду переходить на другую тему)
      При случае обязательно покажу Ваш блог нашим воспитателем. Полезного и нужного очень много.

      Удалить
    3. Все мы родом из детства...Как проходила адаптация в садике, так скорее всего и адаптируется человек во взрослой жизни. Конечно, есть исключения - я, например, о это исключения, подтверждающие правила.

      Приятно, читать, что блог содержит интересую и полезную информацию! Спасибо!

      Удалить
  3. Ну,я могу только как мама сказать - пункт 5 - я заранее водила дочу посмотреть как детки весело гуляют на улице, посмотреть,как много в саду игрушек (говорила: а дома же столько не уместится!),со всеми знакомыми при разговорах,если ребенок слышал говорила утвердительные фразы типа: а наша Аня идет в садик, такая довольная,знает,что с детками весело, занятий много и игрушек или Анюта наша уже так в сад хочет, надо скорее обойти врачей и идти уже:) вот так капля камень точит,практически без слез. А вот как сейчас пойдем после четырехмесячного перерыва и вообще в новый коллектив даже не знаю,но настраиваю ее таким же способом как описала выше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо Вам за Ваш бесценный опыт! Вы правы - капля камень точит! Важно быть самой уверенной, что все будет в порядке, тогда и ребенку эта уверенность перейдет.

      Удалить
    2. А мы по ходу садик перехвалили заранее. В жизни оказалось все не так радужно, как мама с папой описывали))))))

      Удалить
    3. у нас все нормально было, главное,чтоб с детками подружилась,а не одна сидела, а все остальное приложится. Еще вспомнила,что читали стишки про садик, у Самовара был сборник отличный небольшого формата назывался "Детский сад,детский сад.." интересные стишки были нам до сих пор нравятся. Сейчас они в сборнике Самовара Хрестоматия для средней группы.

      Удалить
  4. Адаптация... Как мне это знакомо. Детский сад для нас уже пройденный этап. Наши воспитатели тоже рекомендуют сначала на несколько часов оставлять, а потом уже на целый день. У кого есть возможность, приводят на прогулки.
    Как школьный психолог отмечу пункт 1: дети, которые весь детский сад болели, ходили редко, тяжелее адаптируются в школе, с трудом заводят дружеские связи. Но и тут бывают исключения.
    А вот пункты 3-10 можно отнести и к школьной адаптации. Особенно я бы выделила пункт 5. Бывает, родители так негативно отзываются о школе или детском саде, о педагогах при ребенке, а потом удивляются, что оно в школу ходить не хочет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо Вам! ВОт вот - так много зависит от настроя родителей и на садик в целом, и на воспитателей.
      Своих воспитателей надо ЛЮБИТЬ! Они целый день с Вашими детьми. Бывают трудности, но тандем "педагог-родитель-ребенок" - должен быть един, мы работаем как одно целое, уважая друг друга.

      Удалить
    2. Эхх, помню как я не любила сад, как постоянно болела, как дети дразнили, а воспитательница просто назвала меня ябедой и никак не повлияла на ситуацию... Школа была моим спасением, там все сразу стало хорошо)))))

      Удалить
  5. Такая тема актуальная, что руки не успевают за мыслями. Конечно же в последнем предложении "он" (ребенок) имеется ввиду, а не "оно". Извините за ошибку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все в порядке! Сама переживаю из-за описок или ошибок. Русский язык мне надо повторить..Часто ошибки вижу. А тема и правда такая важная на сегодня.

      Удалить
  6. Специфика моей работы такова, что ежегодно приходится адаптировать детей раннего возраста к условиям детского сада. Согласна со всеми Вашими рекомендациями, Алёна! Вот ещё бы ВСЕ родители прислушивались...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЖАнна, как Вам бывает трудно... В этом году вся трудность адаптации, немного снимется с Ваших плеч - Вы ведь пока в отпуске .

      Спасибо за поддержку!

      Удалить
  7. Алена, очень актуальная для меня тема! Год адаптируемся и никак)))) Согласна, что есть возможность ребенка оставить дома - и ребенок это чувствует.
    Но вот сейчас Феде действительно хочется общаться с детками, на детской площадке часто ребята ни его возраста. Но и ради общения он не торопиться в детский сад. Сейчас заболел и мы опять не торопимся брать справку...
    Еще для нас большая проблема - сон. В саду дети спят по три с половиной часа, дома наш сын скачет до 12. Мучение для нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Адаптация к саду проходит нормально, мама почти не плачет под дверью - это про нас))))))

      Удалить
    2. Юля, вижу, что тема для Вас - актуальная - актуальней некуда...
      Плакать маме не надо - ребенок все чует! Если мама переживает, то есть причина. ТОгда зачем мне в садик ходить?

      Вот что со сном - даже не знаю сказать... Я делаю так: выключаю везде свет и все. Это не обсуждается.

      Удачи Вам - всей семье! Ведь адаптация к садику - дело всей семьи и в Вашем случае это наглядно видно.

      Удалить
    3. Со сном и у нас всё так, как у Юли. Все малыши очень разные. Мы, посоветовавшись в семейном кругу, решили, что пока Маринка в садик (по крайней мере до января) ходить не будет - он, к сожалению, не подходит нам по ряду причин. Одна из них - это как раз обеденный сон. Я только в январе этого года решила, что, наверно, лучше вообще отказаться от дневного сна. И, о, чудо, наша малышка САМА в назначенный вечерний детский час идёт в комнату, готовится ко сну, а засыпает в течение 10 мин... А ведь буквально с рождения для нас укладывание было просто мукой (обязанность делили даже по очереди - так изматывало) - процесс укладывания затягивался до 1,5 - 2 часов... На собственном опыте убедилась, что подход должен быть ОЧЕНЬ индивидуальным к малышам.

      Удалить
  8. Алена, спасибо за рекомендации! Я, по запросу администрации, больше времени уделяю адаптации первоклассников. В саду работаю по запросу родителей и воспитателей. Мне кажется, что на успешность адаптации в первую очередь влияет настрой родителей. Если для родителей сад (или школа) это интересно и нужно, то у ребенка будет минимум проблем и все они решаемы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, мы с Вами солидарны. Поэтому и пункт №1 у меня - решить - нужен или нет садик. Как ни крути, а от настроя родителей многое зависит.

      Удалить
  9. Алена Валерьевна, спасибо, как нельзя Ваша статья кстати. Только положительный настрой родителей, терпение, мудрость и... прислушивание к советам опытных коллег помогут ребенку адаптироваться в новой обстановке, коллективе, деятельности. Но, к сожалению, чаще всего именно родители дезадаптируют малышей, а жаль...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Конечно, адаптация - это трудное время для всех: детей, родителей, педагогов, психологов. Ведь непросто не только детям. Сегодня всю прогулку работала по адаптации - к вечеру как выжитый лимон. Трудно она пока дается для некоторых деток. Те, кто в ясли ходили к саду привыкать легче, а вот некоторым домашним деткам порой приходится непросто...

      Удалить
  10. Даа-аа, адаптация - это серьезно! Вот и мы с Настей начали этот процесс. Как бы я не хотела отдавать ребенка так рано, но к сожалению, у нас выбора нет. Первые два дня я была с Настей в группе и на прогулке. Настя в таком восторге была: столько деток, игрушек! Утащить домой - была проблема. Следующие три дня оставляла ее по часу. Стала плакать только со следующей недели, когда к обстановке привыкла и поняла суть происходящего. Хотя быстро прекращала плакать. И вот спустя две недели нашей "садовской жизни" - ангина. Хочется, конечно, надеяться, что иммунитет нас не подведет. Чего боюсь, так это частых больничных.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, все у Вас с Настей будет в порядке! Выздоравливайте!

      Удалить
  11. Алёна, здравствуй. :) Очень верно то, что мы адаптируемся к чему - либо всю жизнь. Но когда дело касается самых маленьких, то всё воспринимается значительно острее и важнее, так как они ещё не знают, как себя вести, защититься... Мне с дочкой повезло - я не познала, что такое адаптация. :) Она просто вошла в группу и так увлеклась! В детский сад мы бежали с желанием. Однако год спустя, при смене воспитателей ситуация несколько поменялась. И ведь не в одночасье, а постепенно. Так что не всё зависит от родителей. Иногда большую роль играют воспитатели. У нас основной воспитатель в общем - то неплохой: детей не обижает, преподаёт хорошо... Однако эмоционально довольно холодный человек, да, ещё при детях часто обсуждает их родителей. В процессе самой адаптации (месяц - два) я, было, подумала, что всё - таки перемены в людях происходят в лучшую сторону, но, видимо, не всё, что человеку не свойственно, приживается в нём, пусть это и отражает что - то хорошее в нём. Поскольку в этом детском саду психологом работаю, то, конечно, были попытки поменять ситуацию. Ведь столько недовольных родителей ежегодно!... Но пока человек сам не захочет - ничего не получится. Вот и нам пришлось подстраиваться под ситуацию, когда пришло понимание, что влияние обстановки сказывается не очень хорошо. Индикатор - ребёнок без желания идёт именно к этому воспитателю.
    А в плане работы, Алён, процесс адаптации у нас в саду начинается значительно раньше. Я даже в этом году, если бы не резкие перемены в моей жизни, несколько иначе строила бы работу: консультировала бы в мае, на фоне получения путёвок в детский сад: и с крохами бы пообщалась, проиграли бы в песочке адаптационные сказки..., и с родителями бы обсудили индивидуальный путь сопровождения адаптационного процесса... Воспитателей групп раннего возраста отпускают отдыхать уже в начале июня, сначала всех на две недели, а потом попеременно на месяц (у нас отпуск делят на две части: длинную и короткую): это позволяет проходить адаптационному процессу довольно гладко, с наименьшим участием разных педагогов, что часто практиковалось у нас ранее - всегда присутствует кто - то из основных. Адаптация проходит в летний период. И я считаю, это очень правильным, так как в сентябре режимные моменты уже несколько иные, а это новый виток адаптации. Лучше, если малыши уже будут привычны к обстановке, к воспитателям... Это также время, когда воспитатели уделяют повышенное внимание обучению самостоятельности, правилам гигиены. С началом образовательной деятельности, что важно, это значительно влияет на загруженность детского сознания нашими разнообразными взрослыми "надо". :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока писала и не осознавала, СКОЛЬКО... Извини, уж, если рассуждаю или рассказываю... :))))))

      Удалить
    2. Катя, спасибо тебе за твой опыт! Разные детские сады, разные педагоги, разные дети. И отношение ко сну разное. В нашей семье, например, мы с Ваней - совы и я если лягу раньше 23.00-30 - не усну, потому если вдруг Ваня не захочет в 22.00 лечь спать (а в 21.00- просто не уснет) - для меня это одна из возможностей как-то с ним поиграть в развивающие или простые игры.

      Конечно, наиболее разумный вариант консультировать родителей и детей в мае, но этот вариант не всегда реален и доступен лично в моем случае.

      Вообще детский сад - "школа жизни" и проходить эту школу можно в разных условиях, а можно и вовсе не проходить - если есть такая возможность. Мое самое счастливое время было когда я со старшим сыном до подготовительной группы сидела сама, развивая и адаптируя к социуму вполне успешно без детского сада. Были кружки-секции - тесное ежедневное общение с друзьями, которые и пошли потом вместе с ним в школу в один класс и до сих пор они лучшие друзья. Поэтому садик - это жизненная необходимость...

      Пусть Маринка радуется возможности общения с мамой и еще...хотя бы до января!

      Удалить
    3. Алён, а мы с Маринкой тоже ярко выраженные совы. :))) Если бы не необходимость довольно ранних подъёмов время от времени, то я бы оставила "природе природное". Я, например, в последние месяцы раньше часа ночи вообще не ложусь. Но у меня так почти всю мою взрослую жизнь - я ЛЮБЛЮ работать ночами. В более молодые годы (а это моё совсем недавнее десятилетие) мне хватало и 5 часов сна. Конечно, "хватало" - громко сказано, но особой усталости я не испытывала. А вот сейчас поняла, что всему своё время... :) - теперь хороший сон мне просто необходим, а иначе физически страдаю, и день по ощущениям ужасен. Мы с Маринкой встаём сейчас аж в 11.00. :))) Ложится она сейчас между 22.00 и 23.00 - как раз после игр, книг (да, и с прогулки мы возвращаемся в жаркие дни, что у нас заведено с рождения, поздно - почти в 22.00). Но этот вольный режим каникул мы совсем скоро сменим. А при необходимости раннего подъёма (вот, кстати, недавно обнаружила, что дела изумительно делаются в 5-6-7 часов утра), то и спать естественным образом хочется раньше. Всё я это к тому веду, что в таких вопросах важно, чтобы день для ребёнка прошёл интересно, насыщенно, чтобы он не вымотался, но устал, захотел спать. И здесь помогает активное наблюдение за малышом, чтобы выяснить, какие виды деятельности вызывают повышенное внимание, мотивацию на активные действия, а в совокупности с природными факторами можно вывести "индивидуальную формулу утомления крохи", а вместе с ней и вычислить часы необходимого сна - думаю, каждая мама интуитивно делает подобное. :) Если мы с Маринкой утром проводим в несколько пассивном режиме, то она совершенно не нуждается в дневном сне. А порой я планирую именно на утро наши с ней занятия и активные прогулки - в таких случаях она сама ложится спать в обеде - устаёт. :))))
      А по поводу консультирования - вариации проведения, конечно, будут различаться. У нас малыши уже приходят на третьей недели июня. Отсюда и сроки.

      Удалить
    4. Катя, ты очень интересный собеседник! Спасибо тебе!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Алена. Давно не просматривала блоги по психологии, а тут зашла и сразу наткнулась на хорошую статью. И главное актуальную. Скоро сентябрь, придут детки и начнется))) А еще я как-то вдохновилась на пост на эту же тему, потому что тут есть что обсудить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Адаптация - дело тонкое и в нашем ДОУ она уже началась. Детки приходят с 3 лет. Работаю...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...