понедельник, 25 мая 2015 г.

"Приключение лошади". Тематическая игра-путешествие (занятие) для дошкольников




- Как увлечь ребенка?
- Как заставить ребенка заниматься?
-Все  перепробовала - ничего не хочет делать! Ему ничего не интересно!
-Собирать разрезные картинки? Вы  шутите! Он этого делать не будет никогда! Пазлы  иногда  собирает, но недолго....
-Да ее только лошади  интересуют! Готова  играть с  ними целый день!
-Занимается пять минут и все....

Такие  реплики я иногда слышу на консультациях с родителями. Многие  родители, пришедшие  на  консультацию, волнуются  о том, что ребенок  ничем не  интересуется или  интерес  ребенка ограничен какой-то одной  темой (лошади, машины  и  т.д.), родители переживают,  что внимание  ребенка кратковременно и часто не более  пяти минут. 


Действительно, "заставить" ребенка заниматься  бывает трудно. Будь я  ребенком, то тоже  бы, наверное, стала  сопротивляться  такому натиску. Лично для  меня  слова "заставить"  и "заниматься", применяемые для детей дошкольного возраста,  просто режут слух.  ИГРАТЬ - ВОТ  ВОЛШЕБНОЕ  СЛОВО! Я  никогда  не   говорю детям:  "пойдем  заниматься!".  

-Пойдем  играть!
-Пойдем! 
И мы идем  играть в  мой  волшебный  кабинет в  детском  саду - очень очень маленький, не  имеющий  супероборудования, которое  я  вижу  в других детских сада других городов, но мой и в нем  есть интересные простые предметы, которые  обладают просто волшебными свойствами...


Приглашаю Вас на  одно из таких путешествий.  

Цель: развитие восприятия,  мышления, речи, памяти, внимания, мелкой  моторики, расширение  кругозора, развитие волевой  сферы.

Оборудование: картинка лошади, разрезанная на  части,   цветной  грунт.
Возраст: от 5 лет. (С  учетом  сложности-простоты заданий  можно варьировать от 4 до 7).

-Здравствуй! Ты любишь путешествовать? 
-Конечно!
- Как думаешь, путешествовать лучше  одному  или в  компании?
- Если  в  компании, то давай   попробуем  отыскать подсказку - с  кем  мы будем  путешествовать. 

Варианты поиска подсказки.

1)  Отыскать в  песочке 


2)  отыскать руками в  цветном  рисе (дополнительная  цель: снятие  психофизического напряжения)



3) в  сундучке



4) Подсказку  может принести и сама лошадь из сказочной  страны



5)  или  стайка  волшебных птиц



6)  даже  самая  мудрая и веселая  бабушка  Яга! 



7)  или  просто в  конверте -  на  самый  крайний  случай...



Фигурки ребенок  раскладывает на  столе  
-  Как думаешь,  что тут получится?  

Важно дать ребенку  подумать - не  торопиться  с  подсказками. Уметь синтезировать (воссоединять в  единый образ) разрозненные фрагменты не  соединяя их, - полезный  навык.     Собирать пазлы и разрезные картинки - разные задания, имеющие, безусловно, нечто общее. 



Картинку  можно разрезать на  любое  количество деталей и на  3, и на 5-10 -  все  зависит от возраста  и особенностей  ребенка.



Не торопиться  подсказывать! Важно - очень важно! 

В  итоге  получится  лошадь -наш спутник  по  путешествию.  Современные девчонки лет  4-6 лошадей любят...


Можно описать лошадь: из  чего состоит (морда, грива, хвост, копыта  и т.д),   где живет,   чем питается, что умеет делать, какую пользу  приносит человеку.  

Далее  пригодится цветной  грунт. Не  перестаю радоваться  тому, что он есть в  моем распоряжении. ОН - палочка-выручалочка - можно  играть с  ним  как  угодно! Рисовать  картины, выкладывать фигуры,   сортировать по  цвету, выкладывать ритмические  узоры,   копировать узоры и  т.д. Он экологичен - все-таки  используется  в  аквариумах для живых рыб. 


Начинается приключение  лошади...

Работа  происходит так: я  начитываю слова, а  ребенок слушает (развитие  слухового внимания и памяти) и выполняет инструкции.

- Лошадка  пошла гулять по зеленой  травке....


- Лошадь подошла  к  полянке одуванчиков. Какие  бывают одуванчики?
-Желтые  и белые....
Ребенок   рисует  полянку одуванчиков: выкладывает камни белого и желтого цвета...


-Над полянкой одуванчиков  светит яркое желтое солнышко у  которого  семь лучиков...


-Дальше  лошадке  захотелось пить и она  встретила широкую речку....

Ребенок  выкладывает синими камнями синюю реку...
 

-Справа  в  реку  впадают два  ручейка - очень узкие....

  
- И вот лошадка  увидела  полянку тюльпанов. На  полянке росло два  красных и два желтых тюльпана...


-Над вторым  красным тюльпаном  кружилась бабочка с  синими крылышками...

Вот вся  картина, нарисованная  камнями...

- Посмотри еще  раз  внимательно  на  картину и закрой глазки.

- Что было  на  твоей  картине?

Ребенок  отворачивается  и вспоминает что он построил (что и сколько,   какого цвета).
Такой  прием я  часто использую в  работе - отличная  тренировка памяти и внимания.  И дети этот прием  очень любят! Если  еще  что-то убрать с  картинки, то можно поиграть "Чего не  стало?" - еще  одна любимая  игра дошколят (да  и взрослые  ее любят, но боятся,   что ошибутся...).

-Расскажи  свою историю о путешествии лошади. Можешь дополнить картину деталями - какими захочешь.  

Итак,   что мы  имеем? 
- Во-первых, ребенок выполняет  достаточно монотонную работу, но она  его  не  тяготит! Это очень важно для того, чтобы  сформировать у ребенка  умение  высиживать в школе 45 минут  урока.

- Во-вторых, ребенок  даже  не  понимает, что он занимается! Для  него это просто игра. Сохранение  интереса  на  протяжении всего времени такой  игры - обеспечено.

-В-третьих, в  процессе игры  развивается: мышление,   внимание, память, речь, мелкая  моторика. 

-В-четвертых, подобные  игры  можно привязать к любой  теме  недели, выбрав  только исходную разрезную картину. 

-В-пятых, в игре  происходит интеграция  всех образовательных областей. 
  

20 комментариев:

  1. Спасибо, Алена! Увлекательное путешествие :)
    Хорошо когда волнующимся родителями всегда на помощь придет компетентный педагог-психолог. Который не только расскажет, но и продемонстрирует... как их подручных средств, обычное превращается в увлекательное и интересное. Для этого и нужно проводить открытые показы для родителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, спасибо тебе!
      Всегда сама ставлю себя на место родителя: ведь важны не просто рекомендации, а практические примеры: легко сказать "учитывайте интерес ребенка" - а как это сделать на практике? МОжно по-разному, например, так....

      Удалить
  2. Как здорово, Алёна! Найти части, собрать лошадку и сделать для нее пейзаж - замечательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, а ведь точно! Пейзаж мы делали.... Спасибо! Нужно еще картинок нарезать - для быстроты - ведь песок не всегда легко взять... Спасибо за толчок к новой идее!

      Удалить
  3. Алёна, вот - вот, именно такой принцип построения занятия - игры самый эффективный! Мне очень нравятся сочинения сказок - историй из подручных материалов, а с разноцветным грунтом вышло здорово. :) Спасибо, что так подробно делишься своим опытом. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, да - это то, что нужно. Сказки из подручных материалов - нужно подумать... Спасибо!
      ПОдробно делиться и мне полезно - сразу конспект готов для отчетности...

      Удалить
  4. Алена, замечательное путешествие! Полностью поддерживаю на счет слова "ЗАНЯТИЕ". Приучаю и воспитателей и родителей называть мои встречи с детьми игрой. Но иногда все равно слышу где-нибудь в коридоре: "Ты был сегодня на занятии у психолога?" Какие же у цветного грунта яркие и насыщенные цвета! Когда-нибудь и я, наконец-то, приобрету себе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, конечно, слово "занятие" вырывается - так привычнее, но дети-то знают чем мы занимаемся! Правда ведь...

      Цветной грунт очень полезен - дети его так любят.. Цветными камнями называют...

      Удалить
  5. А мне очень понравился поиск подсказки в песке и рисе - это появление частями, как поиск клада)) Спасибо, Алена за идеи, как всегда - очень творческий подход.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, Вы точно подметили - искать как клад - дети обожают кисточкой работать в песке - всегда просят ее...
      Спасибо!

      Удалить
  6. Алёна, вот бы моему сыну встретились в жизни только такие профессионалы и знатоки детских душ как вы. Очень всё в вашем занятии вроде бы просто, но при этом действительно и полезно, и увлекательно для маленьких непосед. Очень понравилось мне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо большое за такие теплые добрые слова! Очень приятно!
      Насчет простоты. Это только кажется. На самом деле собрать лошадь из тех частей, что я приготовила - дело непростое...С этим заданием справляется далеко не все дети 5,6 лет. Нужна помощь. А ведь еще бывает как: сердятся, что не получается - тут нужно быть рядом и поддержать спокойно.
      С камнями тоже все не так просто - их много разноцветных в коробочке - нужно монотонно выбирать один цвет, потом другой - сами понимаете без воли никуда и без поддержки взрослого.

      Сочинить историю - дело трудное для очень многих детей - речь современного ребенка оставляет желать лучшего. Дети говорят бедным языком.
      Настя, спасибо еще раз!

      Удалить
  7. СУПЕР!!!
    Замечательно путешествие у лошадки получилось!
    Умеете Вы, Алена, показать, что простыми упражнениями и играми можно решать много сложных задач. Уверена, что многим Ваши советы и рекомендации приносят пользу.
    Это ведь можно всё и самим проводить дома. Вместо песка - манка, вместо цветного риса - обычный и т. д. Было бы желание у родителей и такой профессионал, который всегда подскажет ответ на вопрос. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо! Сама так радовалась когда в голове родилась эта игра. А все девчонки из старшей группы помогли. Строили песочную страну, а потом говорят, посовещавшись: нам нужно испытание - ведь в старшей группе у девочек думы о принце, а им судьба столько испытаний преподносит! Я подумала и достала кусочки лошади - а дальше все само собой родилось....ВОт такая история этого путешествия.

      Хорошо, что вспомнила - нужно еще написать как мы про принцев говорим....

      Удалить
  8. Спасибо, Алена! Очень увлекательная игра получается! Цветного грунта не имею, но вот-вот получу цветные пуговицы и попробую поиграть с мальчиками, а может даже с Эллинкой. Спасибо за рассказ о прекрасной методике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, уверена, что ваши игры будут очень интересными!

      Удалить
  9. Красота, просто красота, Алена Валерьевна!
    Пока читала, ловила себя на мысли, что и сама не прочь бы поиграть так... Очень все мудро, правильно, познавательно, развивающе, интересно... Одним словом - КРАСОТА!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, как же я люблю это слово! Особенное спасибо за "мудрость"!

      Удалить
  10. Алена, огромное спасибо! Такое увлекательное занятие! Как же легко все получается и решается столько задач! Профессионал! У нашего психолога не было таких материалов, видела ее только за бумагами сидевшую (может я просто не заставала ее занимающейся с детьми...).
    Грунт основных цветов уже давно ищу... С Андрюшкой так поиграем сегодня. ЗДОРОВО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а я вот с бумагами не дружу...Это мой огромный минус. Проверки смотрят бумаги.
      А психолога у вас уже нет?
      Грунт я покупала в зоомагазине по Захаренко - оптовый - там много цветов. Удачных игр!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...