воскресенье, 17 мая 2015 г.

Тематический проект " Динозавры" . Часть 1.


Здравствуйте, уважаемые  читатели! 

Если  меня  спросят: "Какие занятия  с детьми Вы  считаете  самыми полезными,   самыми развивающими?"Я без сомнения  отвечу: Комплексные тематические занятия. Даже  не занятия,   а  проекты. Так  как слово "занятие" перечеркивает волшебство  и уникальность  тематических дней  или часов,   проведенных с  детьми над погружением  в  какую-либо тему. Важным условием успеха  является интерес  ребенка,   а  не  интерес к  какой-то теме  взрослого. Только исходя из познавательной  потребности  к какой-либо теме, можно добиться  наивысшего эффекта. Итак, Ваня (мой  сын - 5,6 г.), уже долгое  время  проявляет  интерес  к  теме  "Динозавры" и просил меня  взять эту  тему. Именно так  и  говорил: "давай  тему  динозавров  возьмем" - в  прошлом  году  летом  мы изучали  темы: жуки, змеи, древние  люди...

Отмечу, что этот проект  длится  уже около  месяца. Мы начали  с  того,  что взяли в  библиотеке  книги про динозавров  и  долго их читали, рассматривали  иллюстрации. Ваня задавал много вопросов  и  мы находили ответы  на них в  Интернете: что ели  динозавры,  где  спали,  как детенышей  растили  и  др. Здорово,  что есть много  документальных видеофильмов,  позволяющих узнать подробности жизни этих ящеров.   Конечно же,   смотрели  мультфильмы.  


Тематические проекты  позволяют  сделать ребенка субъектом  деятельности (уж простите  за  умное  словечко, но иначе  и не скажешь!):  ребенок  сам  делает многое. Это в моей  работе  самое  важное - ребенок  не  только выступает в роли  слушателя, но и  активного деятеля. Такая активность позволяет решать много задач: развитие умения  задавать вопросы, развитие  познавательного интереса, развитие  мышления, речи, воображения, повышение  уверенности в  себе, повышение самооценки  и  т.д.

Итак,  Ваня  в первый  же день погружения  в  проект захотел лепить. И мы  лепили - долго лепили. Очень важно работать вместе,  а  не  просто быть рядом. Во-первых, работая  вместе, мы  лучше  узнаем друг друга, учимся  договариваться, принимать любую работу  ребенка (даже  если  нам она  кажется  не  образцовой), а во-вторых, ребенок видит как  можно еще  лепить (рисовать и  т.д.). Важно не  говорить как  надо,   а  просто делать это самому,  а ребенок увидит сам  и  если захочет, то присвоит этот Ваш опыт себе. 

Вот наши динозавры. Названия  динозавров я не  выговорю....

Важно иметь разнообразие  материалов - самых простых... 


Это один из хищников  борется  с  травоядным.... 






В  процессе лепки  мы узнаем  свойства  разных материалов. Например,  если  пластилин поместить в  горячую воду, то он станет очень мягким, но потом вновь затвердеет...  


В  процессе работы  мы  с Ваней  обсуждали  как может выглядеть хищник:  что лучше  ему  поможет добывать еду? Как  должны  выглядеть зубы, лапы, когти... Ваня  пытался  сам прийти  к  решению, а  я  лишь задавала  вопросы.


Мы  выяснили,  что далеко не  все грозные на  вид динозавры  были хищниками... 


Много интересных фактов  из жизни динозавров мы узнали и  я даже  стала  ближе  к  ним, прониклась уважением к этим  огромным ящерам,  стала  некоторым знатоком....

И вот  нам  несказанно повезло - мы  нашли  череп! В деревнях на дорогах  можно найти  многое чего в  городе  не  встретишь...

-Ваня, а  вот и череп  динозавра!
-Нет, не  похож..- говорит сын.
-А  если бы это был динозавр, то кто бы это мог быть: хищник  или  травоядный? 

Путем  рассматривания зубов  пришли  к  выводам....

-Мама, да это травоядный был бы! Смотри какие зубы - плоские  и тупые, а  у  хищников  как ножи острые  чтобы разрывать добычу!
-Какой  ты  умный! Точно травоядный! Согласна!

,

-Мама,  а  давай  карту  сделаем где жили  динозавры!
-Давай!

Я  открываю книгу  с  картами и мы рассматриваем какие  территории и каким  цветом  окрашены  на  картах. Причем, готовый ответ не даю.

-Ваня,   а твои динозавры  будут травоядными или хищниками?
-Разными.
-А  вот если  травоядными, то что будет  в  стране? Какая  она  будет?
-Папоротники будут.
Тогда  на  карте  каким  цветом эти места  будут окрашены - если сверху  посмотрть, то какой  цвет увидим?
-Зеленый.
-Точно!
-А будут ли птиродактели? 
-Будут.
-А чем они питались?
-Рыбой.
-Тогда  что еще  должно быть в этой  стране?
-Вода с  рыбой. Река  и озеро.
-Каким цветом  на  карте обозначим?
-Синим.
-Молодец!
Таким образом  образом обсуждаем  цвет гор и пустынь. 



Ваня рисует  карту  того места, где  жили динозавры, обозначая  крестиками (сам  придумал) места где  нашли  их кости.


Затем  интерес  переключился  на  создание  костей,  а  про карту  забыл на  время -  я  не  стала  настаивать.

-Мама, давай кости делать!
-Давай!
Стали думать куда залить алибастр. Нашла  коробку из-под конфет. И процесс  пошел....Не оторвать моего моторчика было часа  два....

Меня  радовал  огонек  в  глазах и  движение  мысли - я  ощущала  как  ребенок  мыслит! 

  
 Очень медленно наливать раствор - дело  не  простое...  Развивает волевую регуляцию....


Остался  раствор и  мы  придумали  сделать тонкие  кости при  помощи   крышки от контейнера... 


Пока  сохли кости (алибастр быстро схватывается) мы вместе  дорисовали  карту, обозначая  сперва  место  где будет река, озеро. горы,   поля, луга и  т.д.

-Ваня,   а  как будет называться это место? 

-Всегдаземля!
  Я  написала на листочке  название,  а  Ваня  переписал - заставлять  не  пришлось! Такая  работа  развивает зрительно-моторную координацию - умение  списывать с  образца. Именно эта  составляющая  готовности  к  школе  является  самой  слабой и требует развивающей  работы.
  


-А  тут будет  костер! (закрашивает оранжевым цветом).
-Не поняла,  а  кто его развел? Динозавры?
-Ты что, мама! Археологи,   которые  искали динозавров! Хочу  быть археологом!
-Ваня, скорее палеонтологи...  


Вот и  косточки  подсохли,



-Смотри,  мама, вот тут (показывает на  карте  точку) место где  палеонтологи  вели  раскопки!
  


Засыпаем  кости песком и приступаем  к  раскопкам. Вместе  копаем! 





Весь улов...


-Мама,  а  какого динозавра  будем  собирать?
-Ваня, а  разве ученые  сразу  могли  узнать кого они раскопали? Ведь кости  лежат и кто это  - неизвестно. Нужно  попробовать собрать,  а  потом  уже  и  определять кто это. 

Стали пробовать собрать....


Пришлось вновь обратиться  к  книгам.. Рассмотрели  на  какие  кости скелета  больше  всего  похожи  найденные....




Это моя  работа...


Это папа  не  смог удержаться....


А это уже  Ваня! Просто молодец!  Сам  собрал! 

-Мама, это тиранозавр рекс! 

 Вот так  прошли наши  первые знакомства с удивительными динозаврами. 
Конечно,  в  Интернете  много   тематических занятий по этой  теме, но я  считаю,  что каждый  ребенок  уникален  - каждый имеет свое  представление,   свой  интерес  и способ познания,   который  просто необходимо  учитывать при организации тематических проектов. 

Продолжение  следует....   


40 комментариев:

  1. Алена, очень интересно! Алебастр опять в действии:) а у меня до него руки так и не дошли

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, у меня запасы алебастра - на все случаи жизни. Ведь еще не звестно, что Ваня захочет завтра....или я...

      Удалить
  2. Алена, я в восхищении, удивительный проект :), как жаль, что моя дочь уже выросла, а то бы я повторила. Помню период когда она тоже интересовалась динозаврами, мы тогда ограничились книгами, мультиками, раскрасками... Жаль.. тогда у меня не было блогодрузей .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, сколько мы друг у друга перенимаем....Здорово! Спасибо Вам!

      Удалить
  3. Алёна, молодцы! Очень интересно! У нас тоже залита форма с динозавром, предварительно собраны нашим папой скелеты... А у Оксаны в блоге "Моя песочница" есть ссылка на Pinterest, где куча разнообразных идей по разным направлениям развития, но объединённых общей темой "Динозавры". Ты уже знаешь, что Маринка тоже сильно увлеклась (и уже несколько лет) этим древним миром. Так я всё готовлю и собираю, собираю... :) Конечно, про динозавров это не первая, и не последняя публикация на просторах сети, но, я согласна, всё равно везде есть свои изюминки, рождаются новые идеи. :) И, позволю не столько не согласиться, но добавить. Интерес взрослого ОЧЕНЬ важен: так как увлечённый родитель - это прежде всего пример для подражания. Однако особенно чудесно, когда взрослый подхватывает волну интереса ребёнка. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И забыла выделить: изготовление костей ещё не встречала. :) Забираю в копилку. :)

      Удалить
    2. Катя, согласна - если педагог не увлечен сам, то работа не будет иметь такого эффекта если увлечен. Однако, стоит и интересоваться тем, что интересно ребенку - дома это сделать проще, чем в садике. Дома шире поле действий - меньше тематических ограничений. Особенно важно интересоваться тем, что хочет ребенок если малыш не уверен в себе, замкнут, тревожен.... да ты и сама все знаешь. В общем, здорово, когда и взрослый и ребенок увлечены! Правда ведь? Иногда ребенок так увлечет, что .....все интересно становится! Вот я динозаврами никогда не интересовалась, а тут поди....Ваня увлек!

      Буду ждать Ваши занятия! А у Оксаны столько полезностей, что глаза разбегаются. Не устаю ее благодарить за это!

      Удалить
  4. Ваше изготовление костей, их раскопки и определение вида динозавра меня покорило! Надо же, даже папа не остался в стороне. Но тиранозавр рекс - самый лучший!

    ОтветитьУдалить
  5. Забыла спросить про коряжки на фото. Это природное или изготовлено руками человека?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, спасибо! Если Вы про череп, то да - настоящий. ДУмаю, что коровы. Ведь в деревне скотину разводят, колют...

      Согласна, что рекс -самый самый! Поразилась ка Ваня его сам собрал! Я бы никогда....

      Удалить
  6. Алена, спасибо за идею))) У меня племяш динозаврами прям бредит, знаю чем займемся, как приедет. У нас есть парафин белый, думаю из него тоже должно получиться)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо Вам за парафин! Нужно попробовать порисовать свечой! Удачи!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Сколько интересностей принес проект! Чудесные динозавры из пластилина и макарон получаются, надо с первоклассниками попробовать пофантазировать!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Алена Валерьевна! Сколько интересностей принес проект! Чудесные динозавры из пластилина и макарон получаются, надо с первоклассниками попробовать пофантазировать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Очень приятно Вас видеть! Вы у меня ассоциируетесь с солнышком улыбчивым.
      Интересностей и правда много, а сколько еще предстоит! есть задумки.....

      Удалить
  9. Чудесный проект, сколько новых знаний, ощущений и радости принес он всей семье! даже папа включился... Макароны и другие атрибуты очень преобразили динозавров. Спасибо, Алена, что поделись своими знаниями и опытом, а то уже как-то скучно стало без Вас...

    Вспомнила случай (Андрей закончил первый класс) - мы случайно нашли в лесу скелет, с ещё остатками шкуры собаки, видно было, что это бультерьер. Вот он произвел на сына тогда сильное впечатление, он до сих пор его вспоминает, а когда бываем у родителей, то просит его туда свозить...

    Жду продолжения, очень интересно про динозавров!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, это точно! Папу нужно поактивней подключать, а он только за. Фасоль покрасила, но неудачно - для динозавров только и использую пока. Не прокрашивается она хорошо красителями для яиц и руки пачкает.

      И правда, я давненько не писала из практической работы - все про природу, да рукоделие. Вся в вязании - половина пледа уже готова! Дома распускаю все, что можно...Пряжи оказалось нужно мноооого!

      Ваня с Сашкой (деревенским другом) нашли череп козы, и спрятали его в дровах во дворе - так Ваня в полном восторге и мне его каждый раз показывает....
      Продолжение будет! Летом вообще большую часть постов про тематические дни планирую - хочу проводить занятия в центрах по этой тематике - уверена, что будет востребовано - тренируюсь, почву зондирую....

      Удалить
    2. Алена, здорово, что присоединились к Детской галерее! Уверена, что материал многих вдохновит на занятия со своими детьми.

      Удалить
  10. Алёна, так захватывающе! И настоящий череп, и ненастоящие кости, которые ребенок сам сделал, сам раскопал, сам собрал и идентифицировал - думаю, знания, приобретенные таким путем, точно останутся у ребенка на всю жизнь! Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нася, а ведь и правда - все сам! Только Ване так важно было, чтобы я была рядом и вместе с ним копала. А потом мне все говорил: ты самая лучшая мама на свете! Люблю тебя сильно! Разве это не стоит того? Разве такая работа не важнее мытья пола или посуды? Важнее многократно! Вот и играем.

      Удалить
  11. Мне нравится, как подробно ты рассказываешь о занятиях- это отличная помощь начинающим педагогам и родителям. Косточки и их форма восхитили) Я обычно использовала солёное тесто, но их долго нужно сушить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, да будем на "ты" - думаю, что мы уже почти как родня!
      Пишу так подробно и простым языком - чтобы самой потом через несколько лет было читать интересно. Это как дневник жизни меня и сыновей... Читаю прошлогодние посты и душа радуется.

      Удалить
  12. Алена, очень интересно! Тем более, что тема близка. Сыну 6 лет, и он очень увлечен динозаврами и всякими земноводными. Спасибо за идею изготовления костей и их раскопок! Обязательно поиграем. Пока ограничивались покупным вариантом, но там раскапываешь целого динозавра. А тут самодельные кости, да ещё и из них потом собираешь динозавра! Увлекательно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, попробуйте! Покупные кости тоже хороши, но я не встречала давненько. Из одного и того же набора самодельных костей можно кого угодно собрать. Важно когда заливаешь алибастр делать каркас прочный - мы взяли просто палочки - настругала из ветки.

      Удалить
  13. Как здорово поиграли! И череп - интересный))) Динозавромания случается у всех детей рано или поздно. Столько интересных занятий вы придумали. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо! Это только начало. Хочется еще в теме остаться и поизучать с пользой для дела.

      Удалить
  14. Здорово, что вы вот так изучаете эту тему,настоящие раскопки! Папа не удержался)) Молодцы! Буду следить за вашей работой дальше))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо! Раскопик - это просто невероятно интересно! Подрастайте и за дело! Хотя Даниил думаю, что и сейчас будет рад покопаться в крупе или песочке!

      Удалить
  15. Здравствуйте, Алена Валерьевна. Ваша увлеченность исследовательской и проектной деятельностью меня просто восхищают. А изготовление динозавров таким способом??!!! Спасибо за Ваши всегда новые идеи. Еще в детстве моей дочери предпочитала игрушки, сделанные своими руками

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я влюблена в такую деятельность! Так хочется такие занятия проводить и скоро они будут проводиться! НЕ в садике - садик не тот формат.Спасибо!

      Удалить
  16. Браво, Алена! Как всегда просто великолепные занятия! Артур уже слегка отвлекся от этой темы, а вот Родион очень любит, нужно снова поизучать, думаю, что Артур с удовольствием подключится к процессу. Обязательно сотворим косточки, и полепим по вашему примеру. Мы так еще не пробовали, а значит, мальчикам понравится, ведь все новое очень интересно. Череп заинтересовал, никогда не видела настоящего черепа животного), особенно крупного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я провела такие занятия примерно с 12 детьми (по 2 человека в группе) - равнодушных не было. Даже девочки с удовольствием познакомились с профессией палеонтолога и раскопками. СПасибо! уверена, что пацанам все понравится!

      Удалить
  17. Алена, как здорово у вас проходят занятия! Спасибо за идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена , спасибо! Это только малая толика...

      Удалить
  18. Шикарные кости получились Алена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага...ПОпробую из цемента сделать для прочности...

      Удалить
  19. Супер! Такую работу проделали))Молодцы!!! Слепленные динозавры все такие интересные.А кость....Недавно моя Лизка вместе с подружкой возле бабушкиного двора нашли кость от черепа. Там даже зубов там нет... Они выяснили в энциклопедии, что это кость именно тираннозавра Рекса и никого другого. Потом предлагали всем эту кость купить. Это ж такая реликвия. В итоге мы убедили их, что дедушка завтра поедет в специальный музей и завезет туда кость. Иначе детей было не угомонить.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, насмешили! А что - вдруг? Надежда - великая вещь!
      Ждем всходов джунглей для продолжения, но, видимо, мой палеонтолог
      много воды налил .... Скоро будет продолжение.

      Удалить
  20. Алена, отличный пример тематического занятия! Интересно было читать размышления Вани на заданные вопросы. Ещё понравилось использование крашенных фасолин и макарон в лепке, изготовление костей из алебастра. Спасибо, беру на вооружение))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо! Очень люблю задавать вопросы и слушать размышления. Из алебастра вообще мы еще много чего делали... Замечательный материал!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...