вторник, 4 августа 2015 г.

Детские конфликты ИЛИ как научить детей общаться



Здравствуйте,  уважаемые  родители,  читатели блога!

Общение - великий дар, которым обладает человек. Для того чтобы общение приносило радость, служило средством  решения  многих задач, которые  преподносит нам жизнь, необходимо владеть хорошо развитыми коммуникативными навыками,   уметь выходить из  конфликтных ситуаций, причем  самыми разными способами.  И эти способы должны быть   социально-приемлемыми. Трудно? Конечно! А  как  трудно найти способ решения  конфликтной  ситуации ребенку! Очень трудно! Дети ссорятся  часто. Детские  ссоры,  как  правило, носят  кратковременный  характер. Поссорились-помирились. "Все! Я  с тобой больше  не  играю!" - говорит ребенок другому  и  уже  через пять минут они вновь играют. Как  вести себя  взрослому? Сказать: "Разбирайтесь сами!" или вмешаться.... 


Приведу один пример.  
Участники: два  мальчика (возраст: 5, 11 г. и 5  9 г.).  Две  недели деревенской жизни у Вани партнером  по общению и играм был соседский  мальчик и сыну приходилось подстраиваться, регулировать ежедневные конфликты. Отмечу,   что Ваня - очень общительный  парень, достаточно гибкий, может объяснить свою точку зрения. Саша общается  со сверстниками только  в  садике т.к. в деревне сверстников, живущих рядом, кроме  Вани  (который бывает крайне редко)  - нет. Мальчишки абсолютно разные! Сашка - крепкий, сильный, такой  богатырь.  Ваня -  худенький, толкни и упадет.    
С  первого дня  нашего отдыха с  10 утра и  до 21.00 пацаны играли  во дворе и так  ссорились, что сил просто не было.... Очень трудно принять другого с  его особенностями. 
Причины ссор (обид) самые  разные: Саша быстрее бегает и дальше  прыгает, у него есть калоши, а у  Вани нет,  Саша хочет играть во дворе, а  Ваня  в  лего; Саша  хочет на коврике, а  Ваня  нет, Саша толкается, что-то предложит, а  потом  говорит: "обманули  дурачка на четыре кулачка!"  и т. д ,  и т.п. 

Я, взяв с собой на отдых развивашки (тетрадки, иры  и  т.д.), поняла, что самое  ценное,   что может  получить мой  парень там - это научиться договариваться, научиться принять то,  что кто-то может быть сильнее, быстрее. Да, у  Вани более  развито  мышление,   больше словарный запас, знания  о окружающем мире, но в пять лет для общения  со сверстниками это совсем неважно. Иногда  физическая  сила  ценится  больше. 

Сашка бьет  палкой  по траве. 
Ваня смотрел -смотрел и  говорит:
-Ты  что мать-природу  обижаешь?
-Чего? Кто такая?

Ваня почти никогда  не  плачет (даже  когда  я его ругаю сильно или упадет не плачет, даже  у зубного не ревет,  а  просто  сопротивляется  как  лев), но там  ревел каждый день...
 В  один из  первых дней,  устав от слез Вани (до этого все ждала, что  пацаны  сами  все  решат), я  позвала  его и  говорю:
-Что ты  сейчас хочешь?
-Побыть один.
Подбегает Сашка:
-Пойдем  играть!
-Саша, Ваня хочет побыть один. 

 Ваня  пошел, сел на эстакаду (единственное  место игр) и сидит один (минут 10)...


Саша ходит рядом  и ... ждет...

Что дал такой  прием:
- Ваня  понял,  что можно  иногда  просто сказать о том, что хочется временного одиночества - тайм-аута и это нормально - это время приведения  себя  в  равновесие;
- Саша стал использовать эту возможность  и стал тоже  говорить: Ваня  я хочу  побыть один.       
Мальчишки расширили  спектр поведенческих реакций.
Быть все  время  вместе  трудно....

В очередной  раз, прибегая  ко мне  со слезами на глазах,   и говоря, что все он больше  с  Сашей  не играет, услышал от меня (на  самом деле это я  говорю очень часто):
-Как  тебе  сейчас? 
-Грустно! 
И ревет......Его приняли - это самое  главное, внутреннее напряжение  спало и выход  слезам  найден - еще  чуть-чуть и слезы  уйдут. Озвучить свои  переживания, свои  чувства, а  не  слышать слова  типа: "надоели  твои  слезы! что ты  ревешь как  маленький!  ты  мужчина-мужчины не  плачут! уйди отсюда и разбирайтесь сами! будете  ссориться играть вместе  не будете! не  играй  с этим  Петей (Сашей, Ваней)!"....
 Уже  потом  можно разобраться (часто до этого и не доходит) в  причинах слез, а  может и  не  нужно будет...Все  по обстоятельствам. 

Иногда стоит позвать обе  стороны и спросить о том, что каждый  чувствует.  Часто бывает этого достаточно для урегулирования   ссоры.

Как-то прибежали  ко мне  мои орлы и  наперебой:  
-А  Сашка...
-А  Ванька...
-Стоп! Что кричите?
-Ванька, ты  нытик!
-Аа......
-Что случилось?
-Саша, меня толкает и  падаю в  крапиву! 
-Как тебе?
-Больно.......!
-А  ты  что сразу падаешь? Нужно сдачи сдавать! - говорит Саша.
-Я  с  тобой договаривался!  Нужно словами сперва....
-Нужно сдачи давать так, чтобы сразу сильно было. А  ты  Ванька. слабак! Я тебе дам перчатки боксеркские и грушу набью железками - чтобы  тренироваться.
-Ты что сдурел! Я же  поранюсь о железки! 

Все, слезы ушли, прошла  обида, мальчишки начинают искать способы общения. Роль взрослого - просто быть рядом и даже  не  всегда  говорить приходится. Просто дать возможность высказаться  обеим  сторонам, не  повышая голоса, не  обвиняя.  

Важно дать почувствовать ребенку  себя  успешным в  чем-то. Физической  силой, которая в общении с  моими  мальчишками столь важна,  Ваня не  отличается, то я спросила  у  Вани о том,  что он лучше  всего умеет. 
- Лего собирать! 
Решение  найдено. Иногда мальчики играли  у  нас дома  в  лего. И вот тут Ваня был профессором.

-Мама, я  наверное  лучший собиратель лего в  городе ! 
-Насчет города  не знаю, а  в этой деревне среди   мальчиков 5 лет точно лучший! 
А  еще мальчишки играли в речевые  игры (в которых Ваня тоже  был успешнее и был таким  экспертом) типа: "четвертый лишний",  "я знаю пять названий.....", "продолжи рядочек:  стол, стул....". 
Потом  Ваня говорил: Сашка  быстрее  бегает и сильнее  меня, но зато я лего собираю лучше  карты  умею рисовать! 

Много было чего, но в  целом я  рада  тому, что Ваня получил бесценный урок общения со сверстником.  Раньше такое  общение  было нормой в жизни детей,  дети получали жизненные уроки  на улице - во дворе, общаясь со сверстниками,  учились решать конфликты, адаптировались к  социуму.  Общение  в детском  саду отличается о свободных игр во дворе. Сейчас  дети  по вечерам после  сада заняты посещением развиваек,   секций-кружков и на свободное  общение  времени остается совсем  мало, а жаль... 

И еще  немного фото деревенских игр. Конец  июля - время  сенокоса.... 
   




35 комментариев:

  1. Алена, как обычно, прочитала с большим удовольствием! Многое отметила для себя...и у меня вопрос: одна знакомая моя девочка тоже пяти уже лет от роду мне иногда кажется уж слишком какой-то гибкой, она вообще не ссорится с детьми, и даже если ее кто-то как бы не принимает в свою игру, а ей пофиг, отвернулась и пошла своими делами заниматься... и я не знаю, как на это реагировать и надо ли вообще на это реагировать?
    Она злится, плачет, ноет, когда со мной, когда у нее у самой что-то не получается и тут мне кажется понятным, что делать...
    А на ее общение со сверстниками смотрю и как-то странно даже...
    Или все мы разные и это как один из вариантов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, а ты сама у Аллочки спроси: как ей? Можно проиграть: взять игрушки и создать ситуацию и спросить как тому герою, которого в игру не приняли? Что он сейчас хочет, что он чувствует, о чем мечтает в этот момент. Так даже лучше будет.
      Все мы разные. Хорошо, что Алла может с тобой дать волю чувствам.

      Удалить
    2. Юля, есть еще тест "Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)" - рисуночный (проективный). В нем есть рисунки, на которых изображены ситуации общения - отвержения. Предложи поиграть в него. Один вопрос: какое лицо у девочки веселое или грустное. И тут будет опять можно спросить: что девочка будет делать, что хочет, а что она еще может и т.д. по ситуации.

      Удалить
    3. Алена, спасибо за ответы...у нас прямо сегодня разговор так сложился, что удобно было обсудить подобную ситуацию...Послушай, пожалуйста, что вышло...
      - А вот Вика с тобой не хотела играть, ты как себя чувствовала?
      - Нормально! Вчера не хотела, завтра снова захочет, а я пока с Соней поиграю...
      Мне даже не захотелось больше ничего спрашивать пока...Я задумалась...А может быть такое, что она и не чувствует себя отвергнутой? и это я че-то тут придумала вообще?

      Удалить
    4. Похоже что так... Аллочка - умница-красавица!

      Удалить
    5. И мне же еще у нее и поучиться))) поучиться не придумывать лишнего!

      Удалить
  2. Отличные уроки общения, спасибо за опыт, а я не перестаю удивляться и восхищаться красотой деревенских пейзажей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо! Готовлю еще пост о деревне...

      Удалить
  3. Алёна, Ванюша - прелесть!
    И такой вопрос хороший - Как тебе сейчас?
    Многим взрослым будет полезно его задавать самому себе, чтобы осознавать собственные эмоции.
    Спасибо за рассказ.
    Про мать Природу - улыбнуло)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, прелесть! Вчера спросил: мама, тебе хорошо со мною? Тебе нравится быть со мной, играть? Ведь ты уже взрослая и в куклы не играешь.... Я подумала и говорю: а как и же не играю? Я с детьми на работе каждый день играю в куколки....

      Или еще. Играют во дворе с Сашкой Ваня говорит:
      -Саша, а давай в "дочки-матери" играть!
      Я чуть не упала от удивления. Ваня и в дочки-матери..
      -Только я буду папой, а ты сыном, хорошо?
      -Нет! Я буду сыном, а ты папой!
      И понеслось!

      Или еще. Сидят дома и играют, а рядом собака наша - ягдтерьер. Ваня говорит:
      -Саша, а она у нас охотница! 900 кабАнов поймала!
      -А, вот почему она такая жирная! - отвечает Сашка.

      Наблюдение за общением детей, играми - это сказочное, фантастическое наблюдение. В кино ходить не надо. У меня возникло желание книгу написать. Жаль, что ПК не было рядом....

      Про мать-природу мне соседка Клава рассказала, умирая от смеха.

      Удалить
    2. А-а-а-а-а...я от кабАнов умираю)))
      Алена, книгу надо по-любому!!!

      Удалить
    3. Я такая ленивая....Вот статья для журнала в планах и все никак духу не хватает...

      Удалить
  4. Алена, как все в точку! была бы моя воля, мы бы все время жили в деревне, вот этой свободы, дворового опыта так не хватает моим мальчишкам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, твоим пацанам так друг с другом хорошо, а дворовой опыт может и будет еще....

      Удалить
  5. спасибо за статью!
    да, в жизни и наших, иногда очень адекватніх и воспитанніх детей попадаются хамі, сво... и прочее....

    нужно уметь давать отпор всем и уж тем более уметь говорить "нет". мы вообще тепличный ребенок. папа - само спокойствие и воспитание, мама я ))) у нас не было ни скандалов ни жадности. дочка ни разу меня не толкнула-ущипнула и т.д. Мы год пробыли в тепличном садике (частный садик, дети супер-пупер адекватные), а потом пошли в логопедический с детьми из неблагополучных семей и т.д. группа 15 человек но был мальчик, который всех кусал, была девочка которая все у всех забирала и рвала-ломала, всякие были и есть. нам еще год ходить. садик государственный и туда не только лого-дети переводятся, но и все кого в обычный сад не берут. псих. расстройства например.
    и вот там дочка научилась отстаивать свои вещи, не позволять себя обижать. месяца три ушло на это.
    при чем в домашних и садиковских общих вопросах ничего не поменялось. она по прежнему аккуратна, послушна, и не злая. Но она научилась лучше отстаивать свою позицию в детском коллективе.
    надеюсь за это время, что я тут, моя мелкая хорошо себя ведет )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, здравствуйте! Наш любимый Саша - классный парень, он настоящий, с умелыми руками, он точно в жизни не пропадет. Он многому научил Ваню. Я благодарна Сашке за все.
      Конечно, современные дети часто бывают тепличными, инфантильными... Это данность. И тут дело за родителями - стоит ли ограждать свое чадо от трудностей, стоит ли бежать сразу на помощь, делать все за ребенка....

      А вам хочется пожелать терпения и ваш новый садик дал даже больше, чем просто коррекцию речевых нарушений. Научиться отстаивать свое - это очень важный навык.

      Удалить
    2. да. я тоже очень рада. что мы перевелись. в семье рафинированных интеллигентов очень тяжело дать ребенку задатки лидера, тем более, когда у него есть проблемы с речью )

      У меня таких "Саш" пол класса было ))) было и сложно, и плакала, а потом поняла, что это было во благо. помогло определиться, закалиться. Разобраться в себе. Люди-то разные. В детстве - это одно, а потом просто у каждого свои дороги.

      вот сейчас в сша я вижу, что если она попадет сюда, то опять будут проблемы. дети тут более нежные. Спокойная жизнь расслабляет. Дети, выросшие здесь, редко потом адаптируются в агрессивной среде. А жизнь разная... может куда угодно занести или повернуть.
      а еще тут ярче контраст ребенок-подросток. потому что дети ангелочки, а подростки - это целый бунт против системы в нормативно-правовом масштабе. Те, сверстники, кто еще не вошел в эту фазу очень часто получают нервные срывы и прочие проблемы от других, в прошлом друзей или просто знакомых.

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  6. Алена, как же полезно Ване было с Сашей ( да и Саше с Ваней тоже)! У меня в детстве подобное было, сейчас вспомнилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Повезло! Ваня ждет не дождется кода снова будет с Сашей играть. Интересно им вместе. Оба активные, подвижные.

      Удалить
  7. Какая прелесть. Два разных маленьких человека, два характера. И все как во взрослой жизни - противостояние, обиды, поиск компромиссов. Как же важно уметь находить общий язык с абсолютно разными людьми. Этому надо учиться. И этому очень сложно учиться.
    Мой Кирилл тоже физически слабенький. В 5 лет мы его отдали на карате – так он не смог заниматься - не мог понять, как это можно другого человека просто так бить, обижать. Тоже все споры пытается решить словами, а иногда просто начинает ретироваться, нервничать, глаза опускать – когда не знает как себя повести, как правильно ответить. Нужно учиться.
    В деревне приятель моего Кирилла был немного помладше и у них конфликтов почти не возникало. Кирилл был в роли лидера (хотя это ему совсем не свойственно), а другому мальчику наверное нравилось, что Кирилл придумывает много интересных игр. А вот однажды, когда Кириллу было лет 6, пришла к бабушке приятельница с внуком такого же возраста. Мы их оставили в комнате играть – так они через 10 минут подрались. Я была в шоке – мой Кирилл, который мухи не обидит, и подрался. Оказывается мальчик тот был с очень непростым характером .
    Спасибо, Алена, за статью. Диалоги потрясающие – правда можно книгу писать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина, здравствуйте!
      Не могу сказать, что Ваня слаб, но он легкий. Если бы весовая категория была одна....
      Дети как и взрослые = с кем-то им легко, а с кем-то не очень... У Вани два друга: один во дворе, а второй - Сашка.

      Удалить
  8. Алина Рагозина4 августа 2015 г., 20:50

    Алена, спасибо большое за пост, сохранила в закладки, обязательно буду к нему возвращаться. У меня трое детей одного возраста - 3 года, нам очень поможет Ваш опыт, полагаю. Сейчас особых ссор у нас нет, тишь да гладь, иногда только чуть-чуть совсем ругаются. Так что я пока читаю подобные статьи, мотаю на ус, авось пригодится когда.
    Согласна с Вами, я обожаю наблюдать за их общением! Одна дочка очень развита, выделяется из тройни, так других чему-то учит постоянно, так забавно выглядит, могу часами на них смотреть:)
    Пока у нас только один приём, который позволяет детям вообще не ссориться ни по какому поводу - когда я рядом. И как вы и говорите, мне даже не обязательно с ними общаться, просто рядом находиться, сказать пару слов в нужный момент. Они не ругаются тогда совершенно.
    P.S. В деревне у вас здорово!! Я когда думаю, куда бы поехать отдыхать летом с детьми, меня совсем не привлекают Турция, Египет и тому подобное... А вот деревня.. смотрю на неё и хочу! Надо обдумать этот вариант)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тройня... И здорово и трудно. Как Вам? Столько забот, но это тройная радость!
      Отдых в деревне для детей на мой взгляд самый подходящий. Нет адаптации к погодным условиям, натуральные продукты - молоко, творог, яйца, овощи-фрукты и все местное....

      Алина, рада была вс видеть в блоге!

      Удалить
  9. Ваня молодец, у него все будет хорошо. С мудрой-то мамой рядышком ничего не страшно.
    А слова мать-природа и мне понравились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Жанна, я не всегда мудростью отличаюсь....Спасибо! Пусть так все и будет...

      Удалить
  10. Алёна, вот этих наблюдений и размышлений родителям часто не хватает... Нет времени остановиться и задуматься... Я в одном из последних постов тоже пришла к мысли, что есть явления, которые детям за столом не объяснишь, не расскажешь и не покажешь. И повторю свои слова одного из комментариев к тому посту. Если что - то не провели из запланированных занятий, особенно речевого плана, но побывали на детской площадке, то я спокойна.
    Я, кстати, отметила, что в общении с чужими детьми Марина очень гибкая, практически не дерётся, а разворачивается и тут же играет с другими... А вот в домашней обстановке она опекун и лидер... Конечно, чтобы познать максимум граней социальной детской жизни, надо и в садик походить или кружки. Однако всё это, в целом: один, два, пять детей - это маленькая социальная группа, которая даёт бесценный опыт взаимодействия и общения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя!
      Дети как и взрослые по-разному себя ведут с людьми. ..

      Удалить
  11. Молодцы, мальчишки! А мама - просто самая умная на свете)! Я иногда не нахожу в себе сил, чтобы дать просто выговориться, просто выплакаться, не всегда, но бывает, что не сдерживаюсь, потому что у нас конфликт - явление перманентное, тайм-аут в реалиях двух-трехлеток нереален, хотя действительно очень может быть полезен... Беру на заметку, за одно коплю терпение))). Спасибо, Алена, очень полезный для меня пост, а главное показано все на практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, да и я не всегда нахожу, но стараюсь.. Спасибо!

      Удалить
  12. Вот-вот, у нас точно такая же ситуация у Вити с другом такого же возраста. Скоро (на днях) грядет новая встреча. Постараюсь применить твои советы, чтобы помочь им лучше построить совместную игру. А то в прошлый раз, перед нашим отъездом в отпуск, они так перессорились, что казалось, будто напрочь им разонравилось общаться. А сейчас вот снова с нетерпением ждут встречи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У детей всегда так - все по максимуму: поссорились так от души, а потом помирились от души... Удачи!

      Удалить
  13. Алена, ты каждый пост, как для меня пишешь! Все так важно, так интересно, так нужно!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  14. Алена, ты каждый пост, как для меня пишешь! Все так важно, так интересно, так нужно!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...