Здравствуйте, уважаемые родители, читатели блога!
Согласно ФГОС ДО в ДОО (детских садах) одной из образовательных областей является "познавательное развитие". Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Итак, я как педагог-психолог провожу психологическое сопровождение образовательной области "познавательное развитие", а ,в частности, помогаю детям формировать сенсорные эталоны. Покажу какие методы и приемы я использую при формировании представлений о цвете (закреплении этих представлений).
Поэтому в процессе наших занятий с ребенком (это индивидуальные встречи) ребенок не только слушает, но и САМ выполняет действия.
Итак, зеленый цвет.....
В моем распоряжении есть Тактильная книга, которая мне помогает и при изучении цвета.
К нам в гости пришла девочка в зеленом платье и пригласила в гости в Зеленую страну (страницу книги). Ребенку было предложено выбрать зеленые предметы и расположить их на зеленой странице.
Одним из заданий является выкладывание последовательности - по образцу...
Вот более простой пример...
А вот пример посложнее...
Пете эти задания - на один зубок! Быстрее меня все делает! Для Пети и задания имели иную цель - цвета он хорошо знает....
На материале зеленого цвета мы развиваем и слуховое внимание, и действие по инструкции, и слуховую память. Например. даю такие инструкции:
-Возьми три зеленых листочка и посади их на травку.
- В верхнем левом углу живет морская звезда зеленого цвета.
- По зеленой дорожке ползет крокодил тоже зеленый.
И др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности, поэтому мы много экспериментируем. Одной из любимых игр для детей всех возрастов является работа с использованием упаковок от конфет. Сперва дети заселяют домики...
...а потом окрашивают их в заданный (зеленый) цвет...
В конце занятия - САМОЕ ЛЮБИМОЕ! Сооружение пены...
.....и окрашивание ее в зеленый цвет.
Это только одно из занятий, посвященных зеленому цвету.
P.S. Используя одну основу занятия (например, Тактильную книгу и набор мелких предметов разных цветов), можно усложнять и добавлять упражнения, например:
-задачки на развитие математических представлений: попросить дать 5 зеленых камней (пересчитать), а потом накрыть их чем-то и убрать несколько, спросив: сколько осталось под бумажкой (тканью);
- игра "Чего не стало?" (подложить 5-7 предметов, а потом один убрать (или 2 или все) - чего не стало?) и др.
Алёна, мне очень нравится Ваша книга! А МК по ней можно попросить:)
ОтветитьУдалитьЕлена, спасибо! Как сделать книгу:
Удалитьлисты цветные ламинируются и сшиваются (вот сейчас я пришла к тому, что лучше в папку с большими кольцами т.к. пружинки выпрыгивают). а потом либо на двухсторонний скотч либо на клей приклеить предметы.
в этом посте есть ссылка на первый пост о книге. в нем более подробно
Вот это работа. Сколько нового, Алена Валерьевна, я узнаю на страницах Вашего блога. Пара недель - и я стану бабушкой, значит все мне пригодится
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, вот это НОВОСТЬ! Уверена, что из Вас получится самая замечательная бабушка!
УдалитьЗдорово, Алена!
ОтветитьУдалитьОсобенно пена крашенная.
И книга мне ваша очень нравится, спасибо, что делитесь секретами ее усовершенствования. Я к ней давно присмотрелась. Полезная штука в развитии дошколят.
УдалитьПена - это то, что приводит в полный восторг всех детей! Ее можно и в руки взять...
Ольга, я очень рада, что идея книги находит отклик у читателей.
Недавно я увидела замечательную ее реализацию моей коллеги http://www.maam.ru/detskijsad/-umnye-palchiki-taktilnaja-kniga-dlja-doshkolnikov.html
Алена, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьОгромное Вам спасибо за информацию о тактильной книге, она нам сейчас в самый раз, как раз раздумываю, какой сенсорный материал приготовить для дочки. У нас есть очень простые тактильные карточки (картонки, на них приклеены разные материалы), используем их уже давно, и сейчас, в 2,5 года, ребенок потерял к ним интерес. А тут Ваша замечательнейшая книга! Как она хороша, да и, главное, многоразовая! Тут и воображение, и цветовосприятие и т.д. У меня прямо глаза загорелись, руки зачесались приступить к её изготовлению) Спасибо еще раз!
Конечно, я сразу стала искать в интернет-магазинах ламинатор и пленку (никогда раньше такой способ оформления материалов не использовала).
Подскажите, пожалуйста, в изготовлении книги пленку какой толщины Вы использовали?
Алина, я исхожу из доступной цены - что дешевле, то мне в самый раз. Спасибо Вам за отзыв! ПЛенку я сама покупаю на свои деньги.
УдалитьАлена, спасибо за очередное увлекательное занятие!
ОтветитьУдалитьЖанна, Вам спасибо!
УдалитьДобрый день,Алена Валерьевна!Интересные игры!Беру в копилку))Спасибо)
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо за внимание ! Рада Вас видеть!
УдалитьАлена Валерьевна, спасибо, что Вы так так кратко, но очень содержательно рассказали о занятии. Игру с упаковками от конфет беру на заметку, я их раньше просто выбрасывала.
ОтветитьУдалитьПожалуйста! Да, пытаюсь кратко писать - все по существу. Петя раскрашивал ячейки как хотел - всеми цветами. Интересно наблюдать за разводами на воде - когда в один цвет другой добавляем. Можно просить закрасить по словесной инструкции: два домика в верхнем ряду и три в нижнем, например. Так кратковременную слуховую память и внимание развиваем и ориентировку. Петя у меня во вторник и пятницу занимается индивидуально и еще одно групповое (по 4 человека) занятие.
Удалить