воскресенье, 5 октября 2014 г.

Сенсорное развитие дошкольника ИЛИ как мы зеленый цвет изучали. Часть 1


Здравствуйте, уважаемые  родители, читатели блога!

Согласно ФГОС ДО в  ДОО (детских садах) одной из образовательных областей является "познавательное развитие". Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Итак, я  как  педагог-психолог провожу  психологическое   сопровождение образовательной области "познавательное развитие", а  ,в  частности, помогаю детям формировать сенсорные  эталоны. Покажу  какие  методы  и приемы  я  использую  при формировании представлений  о цвете (закреплении этих представлений). 

Организуя  свою работу, я  учитываю, что психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Поэтому в  процессе наших занятий  с  ребенком  (это индивидуальные встречи) ребенок не  только слушает, но  и САМ выполняет действия.

Итак, зеленый  цвет.....

В  моем распоряжении есть Тактильная  книга, которая  мне  помогает и при изучении цвета. 

К нам в  гости пришла  девочка  в  зеленом  платье  и  пригласила в гости в  Зеленую страну (страницу  книги). Ребенку  было предложено выбрать  зеленые  предметы  и расположить их на зеленой  странице. 




Одним  из заданий является  выкладывание последовательности - по образцу... 
Вот более  простой  пример...

А  вот пример посложнее...
Пете эти задания - на  один зубок! Быстрее меня  все  делает! Для  Пети и  задания  имели  иную цель - цвета  он  хорошо знает.... 


На  материале  зеленого цвета  мы  развиваем  и слуховое  внимание, и действие  по инструкции, и слуховую память. Например. даю такие  инструкции:
-Возьми три зеленых листочка  и посади  их на  травку.
- В  верхнем левом углу  живет морская  звезда зеленого цвета.
- По зеленой дорожке  ползет крокодил тоже зеленый.
И др. 

 Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности, поэтому мы  много экспериментируем. Одной  из любимых игр для  детей  всех возрастов является  работа с использованием упаковок от конфет. Сперва дети заселяют домики... 

...а  потом окрашивают их в  заданный (зеленый) цвет...


В  конце  занятия  - САМОЕ  ЛЮБИМОЕ!  Сооружение  пены...  
.....и окрашивание  ее  в  зеленый  цвет.

Это только одно из занятий, посвященных зеленому  цвету.

P.S. Используя  одну основу  занятия (например, Тактильную книгу  и набор мелких предметов разных цветов), можно усложнять и добавлять упражнения, например:
-задачки на  развитие математических представлений: попросить дать 5 зеленых камней (пересчитать), а  потом  накрыть их чем-то и убрать  несколько, спросив: сколько  осталось под бумажкой (тканью);
- игра "Чего не  стало?" (подложить 5-7 предметов, а  потом  один убрать (или  2  или  все) - чего не  стало?) и др.   



14 комментариев:

  1. Алёна, мне очень нравится Ваша книга! А МК по ней можно попросить:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Как сделать книгу:
      листы цветные ламинируются и сшиваются (вот сейчас я пришла к тому, что лучше в папку с большими кольцами т.к. пружинки выпрыгивают). а потом либо на двухсторонний скотч либо на клей приклеить предметы.
      в этом посте есть ссылка на первый пост о книге. в нем более подробно

      Удалить
  2. Вот это работа. Сколько нового, Алена Валерьевна, я узнаю на страницах Вашего блога. Пара недель - и я стану бабушкой, значит все мне пригодится

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вот это НОВОСТЬ! Уверена, что из Вас получится самая замечательная бабушка!

      Удалить
  3. Здорово, Алена!
    Особенно пена крашенная.
    И книга мне ваша очень нравится, спасибо, что делитесь секретами ее усовершенствования. Я к ней давно присмотрелась. Полезная штука в развитии дошколят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Пена - это то, что приводит в полный восторг всех детей! Ее можно и в руки взять...
      Ольга, я очень рада, что идея книги находит отклик у читателей.

      Недавно я увидела замечательную ее реализацию моей коллеги http://www.maam.ru/detskijsad/-umnye-palchiki-taktilnaja-kniga-dlja-doshkolnikov.html

      Удалить
  4. Алина Ельская5 октября 2014 г. в 20:18

    Алена, здравствуйте!
    Огромное Вам спасибо за информацию о тактильной книге, она нам сейчас в самый раз, как раз раздумываю, какой сенсорный материал приготовить для дочки. У нас есть очень простые тактильные карточки (картонки, на них приклеены разные материалы), используем их уже давно, и сейчас, в 2,5 года, ребенок потерял к ним интерес. А тут Ваша замечательнейшая книга! Как она хороша, да и, главное, многоразовая! Тут и воображение, и цветовосприятие и т.д. У меня прямо глаза загорелись, руки зачесались приступить к её изготовлению) Спасибо еще раз!
    Конечно, я сразу стала искать в интернет-магазинах ламинатор и пленку (никогда раньше такой способ оформления материалов не использовала).
    Подскажите, пожалуйста, в изготовлении книги пленку какой толщины Вы использовали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, я исхожу из доступной цены - что дешевле, то мне в самый раз. Спасибо Вам за отзыв! ПЛенку я сама покупаю на свои деньги.

      Удалить
  5. Алена, спасибо за очередное увлекательное занятие!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день,Алена Валерьевна!Интересные игры!Беру в копилку))Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за внимание ! Рада Вас видеть!

      Удалить
  7. Екатерина Лебедева5 октября 2014 г. в 22:44

    Алена Валерьевна, спасибо, что Вы так так кратко, но очень содержательно рассказали о занятии. Игру с упаковками от конфет беру на заметку, я их раньше просто выбрасывала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Да, пытаюсь кратко писать - все по существу. Петя раскрашивал ячейки как хотел - всеми цветами. Интересно наблюдать за разводами на воде - когда в один цвет другой добавляем. Можно просить закрасить по словесной инструкции: два домика в верхнем ряду и три в нижнем, например. Так кратковременную слуховую память и внимание развиваем и ориентировку. Петя у меня во вторник и пятницу занимается индивидуально и еще одно групповое (по 4 человека) занятие.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...