среда, 29 мая 2013 г.

Зрительно-моторная координация как одна из составляющих готовности к обучению в школе (по итогам диагностики готовности к обучению в школе)


Продолжая разговор об итогах изучения готовности детей к обучению в школе, хочу уделить внимание еще одной из САМЫХ проблемных зон - развитию зрительно-моторной координации. Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации выявляется у очень многих детей почти во всех детских садах. Как в нашем детском саду я работаю по данной проблеме можно посмотреть здесь. Нам, взрослым, очень трудно понять: почему ребенок видит одно, а при срисовывании у него получается что-то только отдаленно напоминающее образец. Итак, по-порядку....

Развитие зрительно-моторной координации можно определить, если предложить ребенку срисовать с образца какой – либо узор (набор линий, геометрических фигур, точек и т. д.). Если при срисовывании ребенок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий и фигур, то зрительно-моторная координация у ребенка развита недостаточно хорошо. Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое... Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребенок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.


Мы знаем, что лепка, рисование и др. виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук. Но просто развитая моторика, без координации со зрением молоэффектина. Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.


Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

8 комментариев:

  1. Алёна, очень важный момент в подготовке к школе вы затронули. Эту информацию обязательно нужно доносить до родителей.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, Наталья. Хороший уровень развития ЗМК отмечен только у нескольких детей, а начальная школа - это каллиграфия и если ребенок списывает, срисовывает с доски неточно, то и оценки будут снижаться, а это может привести к возникновению страха перед проверкой знаний, неуверенности и т.д. и т.п. как снежный ком....

    ОтветитьУдалить
  3. Молодец, Алена Валерьевна! Я в восторге! Очень важный момент, развитие зрительно-моторной координации, вы затронули.Благодарна вам и за проблемы, которые вы указываете. Согласна, они проявляются и очень заметны, лишь в процессе обучения, в первом классе. С чем я и столкнулась... Завтра у моего класса итоговое родительское собрание. Буду обязательно затрагивать этот момент, с вашего позволения, сделаю ссылку на вашу статью. Уважаемы родители, прислушивайтесь к советам профессионалов своевременно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина Александровна, я благодарна Вам за такой отзыв на мою статью (в большинстве своем это и не моя статья, а Л.А. Ясюковой).
      Родители часто говорят: мой ребенок ТАК рисует, ну о чем Вы говорите, какая там плохо развитая ЗМК, но ведь рисовать и срисовывать - это две разные вещи, но не все родители это понимают.

      Удалить
  4. Спасибо, Алена. Очень интересная информация, узнала для себя много нового!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам спасибо, Елена, за внимание к моим статьям.

      Удалить
  5. Ирина Петрова1 июля 2013 г., 9:21

    Алёна! Прекрасно, что Вы создали свой блог и разместили столько ценной, полезной информации!Вы просто молодчина! Я буду пользоваться Вашими наработками! СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  6. Ирина, рада, что коллега педагог-психолог оставляет свои комментарии! Я, конечно, рада всем комментариям, но так хочется видеть среди них коллег психологов, которые "в одной шкуре со мной", но их так мало....

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...