Предпочтение одной из рук отмечается у ребенка к четырем годам, до этого
возраста у ребенка при выполнении действий активны обе руки. Доминирование
левой руки ярко выражено у 6,1% мальчиков и у 4,3% девочек.
Не секрет, что сегодня
система школьного образования в основном рассчитана на левополушарных детей
(правшей), и нацелена на развитие в основном левого полушария. От европейского
обучения отличается обучение, принятое у народов Дальнего Востока.
Используемые японцами и китайцами такие системы знаков, как иероглифы и кодовые
буквы, запись на бумаге сочетаний звуков позволяют при обучении детей
развивать активность обоих полушарий головного мозга. За счет этого достигается
внутренняя гармония человека, его психическое равновесие.
Правополушарные дети
оказываются в невыгодной ситуации, особенно на первых этапах обучения в
начальной школе. В этом случае идеальным для ребенка является вариант, когда у
ребенка и у педагога доминируют одинаковые полушария головного мозга.
При информационной
перегрузке у ребенка происходит запредельное повышение активности левого полушария,
сменяющееся его торможением. Это торможение выполняет защитную функцию.
Левополушарные дети более выносливы при мыслительном напряжении, но торможение,
которое происходит в результате его перегрузки, длится у них значительно
дольше, чем у правополушарных детей.
Волнения, испуги,
неприятности способны вызвать у ребенка запредельное повышение активности
правого полушария, вызывая тревогу, страхи, беспокойство. Перевозбуждение
правого полушария головного мозга вызывает расстройства сна, продуцирует кошмарные
сновидения. У правополушарного ребенка торможение, вызванное перегрузкой
правого полушария головного мозга, длится значительно дольше, тревоги и
волнения оставляют в душе такого малыша глубокий след, и ему нужно значительно
больше времени, чем левополушарному ребенку, для того чтобы прийти в себя после
какой-либо психической травмы. Помимо этого, перевозбуждение правого полушария
головного мозга приводит к нарушениям биоритма сна и способно нарушить
способность контролировать во сне мочеиспускание. Для родителей и педагогов
подобные нарушения у ребенка являются сигналом того, что работа полушарий
головного мозга оказалось нарушенной, в правом полушарии произошла перегрузка,
следовательно, необходимо помочь ребенку избавиться от напряжения. Для ребенка
дошкольного возраста незаменимым средством снятия напряжения являются
подвижные игры.
Изменение природной
полярности полушарий с правосторонней активности на преимущественно
левополушарную для ребенка не проходит бесследно. На правополушарных детях
негативно отражается интенсивное левополушарно направленное обучение, раннее
обучение иностранным языкам.
Для полноценной
гармоничной психической деятельности необходим взаимодополняющий и
одновременно синхронный режим работы полушарий головного мозга.
Как узнать,
левша или правша ваш ребенок?
1. Пробы для определения ведущей руки:
• Какой
рукой ребенок рисует?
• Какой
рукой снимает крышку с коробки?
• Какой
рукой берет предмет со стола?
• Какую
руку подает при прощании?
• Какой
рукой бросает мячик?
При трех и более пробах, выполняемых левой
рукой, делается вывод о преобладании левой руки: «Л». При трех и более пробах,
выполняемых правой рукой, делается вывод о преобладании правой руки: «П».
2. Пробы для определения ведущей ноги:
• Какой
ногой ребенок ударяет по лежащему мячу?
• На какой
ноге прыгает, когда его просят попрыгать на одной ноге?
• Какой
ногой первой перешагивает через предмет?
При двух
и более пробах, выполняемых левой ногой, делается вывод о преобладании левой
ноги: «Л». При двух и более пробах, выполняемых правой ногой, делается вывод о
преобладании правой ноги: «П».
3. Пробы для определения ведущего уха:
• К какому
уху ребенок прикладывает часы, для того чтобы послушать, как они тикают?
• Какое
ухо прикладывает к стене, для того чтобы прослушать шум через стену?
При двух
пробах, выполняемых левым ухом, делается вывод
о преобладании левого
уха: «Л». При двух пробах, выполняемы*
правым ухом, делается
вывод о преобладании правого уха: «П»-
4. Пробы для определения ведущего глаза:
• К
какому глазу ребенок прикладывает подзорную (свернутый в трубочку лист бумаги)
Наибольшее количество
показателей «П» говорит о доминировании левого полушария головного мозга, и
наоборот, наибольшее количество «Л» — о преобладании правого полушария.
Одинаковое развитие обоих полушарий называется амбидекстрия. Амбидекстрия может
быть врожденной или |может развиться в результате тренировки.
Необходимо помнить, что
пробы на лево- или правополушарность у детей до 5 лет достаточно условны.
Целесообразно в большей степени доверять результатам наблюдения за ребенком
(какую руку ребенок подает чаще при прощании, какая рука лучше расслабляется,
когда ребенок засыпает, и др.). При преобладании активности левого полушария
малыш раньше, чем его сверстники, начинает читать. При преобладании активности
правого полушария малыш не торопится осваивать чтение, больше времени уделяет
игре. Для правополушарных детей характерны открытость и непосредственность в
выражении чувств, внушаемость, общительность и контактность. Левополушарные
дети отличаются критичностью, ироничностью, рассудочностью, отсутствием
непосредственности и спонтанности в выражении чувств.
Памятка родителям и педагогам. Если ребенок, правша...
1. Не допускайте у ребенка
перегрузки, связанной с мыслительной деятельностью.
2. Даже если ваш малыш уверяет вас в том, что он
обожает решать задачки и писать буквы, найдите такое занятие, которое
«позволило бы дать передышку его наиболее активному левому полушарию.
3. Сделайте так, чтобы подвижные игры, катание с
горки на санках, выезды на природу и т. п. стали частыми способами отдыха для
вашего малыша.
4. Научите ребенка устанавливать контакты со
сверстниками, дружить и общаться.
5. Развивайте у ребенка гибкость во
взаимодействии с окружающими, спонтанность и непосредственность.
6. Неуверенность и нерешительность – это те
качества, Которые могут помешать вашему ребенку реализоваться в жизни. Помогите
малышу научиться преодолевать их.
7. Поддерживайте
эмоциональные проявления у ребенка, для нормального психического развития
полезно переживать как положительные, так и отрицательные эмоции
Памятка родителям, и педагогам.
Если ребенок левша…
1. Спокойно относитесь к тому, что ваш малыш
может не проявлять интереса к освоению букв и цифр. Задумайтесь над тем, что,
когда ребенку будет 10, 15 или 20 лет, никто и не вспомнит, во сколько лет он
научился читать и писать. Важнее будет его отношение к чтению и к обучению.
2. Не форсируйте время начала обучения (особенно
при левополушарном характере обучения).
3. Терпимо откоситесь к тому, что в начале
обучения чтению и письму ребенок может писать или читать «наоборот»,
пропускать буквы, не заканчивать слова.
4. Помните, что возможные затруднения при
изучении русского языка и математики будут усиливаться при давлении, жестком
контроле и чрезмерных требованиях со стороны взрослых.
5. Знайте, что яркие впечатления, положительные
эмоции, возможность адекватным способом выплеснуть накопившееся напряжение –
все это оказывает благотворное влияние на психическое здоровье ребенка.
6. Включайте в обучение ребенка наглядность:
яркие схемы, модели, макеты.
7. Будьте терпеливы к своему ребенку, оберегайте
его от чрезмерных нервных нагрузок. Ваш ребенок обладает уникальными
задатками, не погубите их!
(Источник: Алексеева Е.Е.
Что делать, если ребенок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.
– СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
фото: http://images.yandex.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!