суббота, 27 октября 2012 г.

Кто родился: «правша» или «левша»? Памятки родителям и педагогам




Предпочтение одной из рук отмечается у ребенка к четырем годам, до этого возраста у ребенка при выполнении действий активны обе руки. Доминирование левой руки ярко выражено у 6,1% мальчиков и у 4,3% девочек.


Не секрет, что сегодня система школьного образования в основном рассчитана на левополушарных детей (правшей), и нацелена на развитие в основном левого полушария. От ев­ропейского обучения отличается обучение, принятое у наро­дов Дальнего Востока. Используемые японцами и китайцами такие системы знаков, как иероглифы и кодовые буквы, за­пись на бумаге сочетаний звуков позволяют при обучении де­тей развивать активность обоих полушарий головного мозга. За счет этого достигается внутренняя гармония человека, его психическое равновесие.
Правополушарные дети оказываются в невыгодной ситу­ации, особенно на первых этапах обучения в начальной школе. В этом случае идеальным для ребенка является вариант, когда у ребенка и у педагога доминируют одинаковые полушария головного мозга.
При информационной перегрузке у ребенка происходит запредельное повышение активности левого полушария, сме­няющееся его торможением. Это торможение выполняет за­щитную функцию. Левополушарные дети более выносливы при мыслительном напряжении, но торможение, которое происходит в результате его перегрузки, длится у них значи­тельно дольше, чем у правополушарных детей.
Волнения, испуги, неприятности способны вызвать у ре­бенка запредельное повышение активности правого полуша­рия, вызывая тревогу, страхи, беспокойство. Перевозбуждение правого полушария головного мозга вызывает расстройства сна, продуцирует кошмарные сновидения. У правополушарного ребенка торможение, вызванное перегрузкой правого полушария головного мозга, длится значительно дольше, тре­воги и волнения оставляют в душе такого малыша глубокий след, и ему нужно значительно больше времени, чем левополушарному ребенку, для того чтобы прийти в себя после какой-либо психической травмы. Помимо этого, перевозбуждение правого полушария головного мозга приводит к нарушениям биоритма сна и способно нарушить способность контролиро­вать во сне мочеиспускание. Для родителей и педагогов подоб­ные нарушения у ребенка являются сигналом того, что работа полушарий головного мозга оказалось нарушенной, в правом полушарии произошла перегрузка, следовательно, необходи­мо помочь ребенку избавиться от напряжения. Для ребенка дошкольного возраста незаменимым средством снятия напря­жения являются подвижные игры.
Изменение природной полярности полушарий с правосто­ронней активности на преимущественно левополушарную для ребенка не проходит бесследно. На правополушарных детях негативно отражается интенсивное левополушарно направ­ленное обучение, раннее обучение иностранным языкам.
Для полноценной гармоничной психической деятель­ности необходим взаимодополняющий и одновременно син­хронный режим работы полушарий головного мозга.
Как узнать, левша или правша ваш ребенок?
1. Пробы для определения ведущей руки:
•  Какой рукой ребенок рисует?
•  Какой рукой снимает крышку с коробки?
•  Какой рукой берет предмет со стола?
•  Какую руку подает при прощании?
•   Какой рукой бросает мячик?
При трех и более пробах, выполняемых левой рукой, дела­ется вывод о преобладании левой руки: «Л». При трех и более пробах, выполняемых правой рукой, делается вывод о преоб­ладании правой руки: «П».
2. Пробы для определения ведущей ноги:
•   Какой ногой ребенок ударяет по лежащему мячу?
•  На какой ноге прыгает, когда его просят попрыгать на одной ноге?
•  Какой ногой первой перешагивает через предмет?
При двух и более пробах, выполняемых левой ногой, дела­ется вывод о преобладании левой ноги: «Л». При двух и более пробах, выполняемых правой ногой, делается вывод о преоб­ладании правой ноги: «П».
3. Пробы для определения ведущего уха:
•  К какому уху ребенок прикладывает часы, для того чтобы послушать, как они тикают?
•  Какое ухо прикладывает к стене, для того чтобы прослу­шать шум через стену?
При двух пробах, выполняемых левым ухом, делается вывод
о преобладании левого уха: «Л». При двух пробах, выполняемы*
правым ухом, делается вывод о преобладании правого уха: «П»-
4. Пробы для определения ведущего глаза:
•   К какому глазу ребенок прикладывает подзорную (свернутый в трубочку лист бумаги)
Наибольшее количество показателей «П» говорит о доминировании левого полушария головного мозга, и наоборот, наибольшее количество «Л» — о преобладании правого полушария. Одинаковое развитие обоих полушарий называется амбидекстрия. Амбидекстрия может быть врожденной или |может развиться в результате тренировки.
Необходимо помнить, что пробы на лево- или правополушарность у детей до 5 лет достаточно условны. Целесообразно в большей степени доверять результатам наблюдения за ребен­ком (какую руку ребенок подает чаще при прощании, какая рука лучше расслабляется, когда ребенок засыпает, и др.). При преобладании активности левого полушария малыш раньше, чем его сверстники, начинает читать. При преобладании ак­тивности правого полушария малыш не торопится осваивать чтение, больше времени уделяет игре. Для правополушарных детей характерны открытость и непосредственность в выра­жении чувств, внушаемость, общительность и контактность. Левополушарные дети отличаются критичностью, иронич­ностью, рассудочностью, отсутствием непосредственности и спонтанности в выражении чувств.
Памятка родителям  и педагогам. Если ребенок, правша...
1. Не допускайте у ребенка перегрузки, связанной с мыс­лительной деятельностью.
2. Даже если ваш малыш уверяет вас в том, что он обо­жает решать задачки и писать буквы, найдите такое занятие, которое «позволило бы дать передышку его наиболее активно­му левому полушарию.
3. Сделайте так, чтобы подвижные игры, катание с горки на санках, выезды на природу и т. п. стали частыми способами отдыха для вашего малыша.
4. Научите ребенка устанавливать контакты со сверстни­ками, дружить и общаться.
5. Развивайте у ребенка гибкость во взаимодействии с окружающими, спонтанность и непосредственность.
6. Неуверенность и нерешительность – это те качества, Которые могут помешать вашему ребенку реализоваться в жизни. Помогите малышу научиться преодолевать их.
7. Поддерживайте эмоциональные проявления у ребен­ка, для нормального психического развития полезно пережи­вать как положительные, так и отрицательные эмоции
Памятка родителям, и педагогам. Если ребенок левша…
1. Спокойно относитесь к тому, что ваш малыш может не проявлять интереса к освоению букв и цифр. Задумайтесь над тем, что, когда ребенку будет 10, 15 или 20 лет, никто и не вспомнит, во сколько лет он научился читать и писать. Важнее будет его отношение к чтению и к обучению.
2. Не форсируйте время начала обучения (особенно при левополушарном характере обучения).
3. Терпимо откоситесь к тому, что в начале обучения чте­нию и письму ребенок может писать или читать «наоборот», пропускать буквы, не заканчивать слова.
4. Помните, что возможные затруднения при изучении русского языка и математики будут усиливаться при давле­нии, жестком контроле и чрезмерных требованиях со стороны взрослых.
5. Знайте, что яркие впечатления, положительные эмо­ции, возможность адекватным способом выплеснуть накопив­шееся напряжение – все это оказывает благотворное влияние на психическое здоровье ребенка.
6. Включайте в обучение ребенка наглядность: яркие схемы, модели, макеты.
7. Будьте терпеливы к своему ребенку, оберегайте его от чрезмерных нервных нагрузок. Ваш ребенок обладает уни­кальными задатками, не погубите их!
(Источник: Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. –  СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
фото: http://images.yandex.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...