четверг, 11 октября 2012 г.

Формирование позитивных качеств в семье



Проблема формирования оптимистически настроенного, счастливого человека вызывала пристальное внимание мыслителей прошлого (Платон, Кант и другие). Особую остроту эта проблема приобретает в наше время в связи с быстроменяющимися  событиями,  дисбалансом общественного развития, которые и подчеркивают важность формирования в детях определенного «стоицизма» к негативным средовым воздействиям (Л.П. Буева).

         Понятие об оптимистическом сводится к следующему: оптимист – это тот, кто держится убеждения, что все на свете идёт к лучшему. Это бодрое и жизнерадостное чувство, исполнение веры в будущее. Позитивные эмоции, равно как и негативные – часть человеческой природы, эволюционно обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций, просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным.
         Выделяют следующие  позитивные качества личности: внимательность к миру, к людям; терпимость; открытость; искренность; готовность к развитию; вера в собственные силы; самодостаточность; оптимизм; коммуникабельность; честность; гибкость; умение идти на компромисс; активная жизненная позиция; эмоциональная стабильность; адекватная самооценка; способность любить; терпимость; умение и желание принимать на себя ответственность за себя и других; умение понимать.
Семья имеет большие  возможности для формирования позитивных качеств  в дошкольном возрасте. В дошкольном  возрасте происходит как  эмоциональное, так и личностное развитие ребенка, формируются  основные черты  характера. От того какими методами и приемами воспитывают детей  родители, какой  личный пример подают, зависит формирование  либо позитивных, либо негативных качеств.
Выделим  следующие  направления действий  родителей при помощи которых можно сформировать позитивные качества: личный пример (поэтому  родители должны в  себе развивать позитивное  мышление, саморазвиваться), использовать демократический  стиль воспитания, уважать и принимать своего ребенка, безусловно любить и показывать это ребенку, использовать средства  искусства (например, средства литературы).
Формирование позитивных  качеств ста­нет успешным, если родите­ли будут учитывать в воспитании де­тей рекомендации  М. Емельяновой.
1. Поддерживайте любой, даже самый ма­ленький успех ребенка.
2. Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.
3. Хвалите публично, а критикуйте без по­сторонних лиц. Публичная похвала попыта­ет авторитет ребенка в глазах сверстников.
4. Помните, что отрицательная оценка -враг интереса и творчества.
5. Усложняйте задания только тогда, когда ребенок справится с предыдущими. При не­удаче повторяйте задания, давая аналогичные.
6. Создавайте ситуации успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что ус­пехом обязан самому себе, а не взрослому.
7. Воспитывайте веру ребенка в свои си­лы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: -Ты все правильно дела­ешь!», <Я знаю, что у тебя все получится!», "Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», -Молодец! Как у тебя хорошо получается, наверное, твоя работа будет лучше всех!». И т.п.
8. Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только их оптимизм и вера в успех по­рождают в детях чувство защищенности, по­вышают самооценку вселяют уверенность в собственных способностях.
9. Подбирайте разнообразные виды дея­тельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.
10. Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладными выражениями идей видеть актив­ную работу мысли.
11. Предлагайте спою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.
12. Воспитывайте настойчивость в выпол­нении задания, доведении исследования до логического конца.
15. Повседневно развивайте у детей навы­ки общения.
         Детям поправится быть в роли побе­дителя. Но, столкнувшись с трудностя­ми и неудачами, они  могут испытать от­рицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу  на тему «Сегодня — по­бежденный, завтра - победитель- и под­вести к выводу: -Невозможно победить, не рискуя проиграть!-. Отрицательный результат тоже результат».
         Можно рассказать детям о несколь­ких знаменитых  людях, которые не сра­зу прославились, а прежде испытали го­речь разочарований.
         Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируются с мла­денчества. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит па протяже­нии всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодейст­вия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый может разви­вать и совершенствовать заложенный в нем позитивный потенциал.
Для формирования позитивных качеств  детей  можно также использовать средства литературы. Так, например, сказки. Представим одну из них.
Книга-сказка «ПОЧЕМУ ХОРОШО НА СВЕТЕ?»  (П. Дудочкин) 
         Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку березы, огляделся. Хорошо крутом! И защелкал, засвистал: «Почему так хорошо на белом свете?».
         Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:
- Хорошо потому, что все мы делаем что-ни­будь хорошее.
- Солнышко, а что ты делаешь хорошее? -спросил Скворушка.
- Я даю людям свет и тепло, - ответило Сол­нышко. - А ты что делаешь?
           Ничего хорошего Скворушка еще не умел де­лать и не знал, что ответить. Стыдно ему стало, он робко встрепенулся и полетел в тень, чтобы спря­таться от Солнышка. Сидел-сидел в тени под гус­тыми ветками и вновь защелкал, засвистал:
- Почему так хорошо на белом свете? И вдруг Дождик брызнул, весело застучал по листьям и зашелестел:
- Хорошо потому, что нее мы делаем что-ни­будь доброе.
- Дождик, а что ты делаешь доброе?
- Л умыкаю всех и ною чистой водицей, - от­метил Дождик.
- Л ты что делаешь?
         Опять стало стыдно Скворушке, и перепорх­нул он на другую ветку.
         Прилетела большая пестрая птица в красной шапочке на затылке, села прямо на ствол и при­нялась долбить кору: «Тук! "Тук! Тук!». Скворушка поправил клювом перышки и опять защелкал, за­свистал свою любимую песенку:
- Почему так хорошо на белом счете?
- Хорошо потому, - ответила пестрая птица, что мы нее делаем что-то хорошее.
- А как тебя зовут и что ты делаешь хорошее?
- Я - Дятел, поедаю вредных мошек и жучков и спасаю деревья, за это меня прозвали лесным санитаром. А ты что делаешь?
         Скворушка спорхнул и спрятался в куст жас­мина. Жасмин цветет, благоухает. Хорошо! Разве утерпишь, чтобы не защелкать, не засвистать:
- Почему так хорошо на белом свете?
- Хорошо потому, что все мы делаем что-либо хорошее, - сказала пролетавшая мимо Пчела.
- Неужели и ты. Пчелка-Малышка, умеешь де­лать что-то хорошее? - удивился Скворушка.
- А как же! Как все! - прожужжала Пчела. - Я мед собираю, переношу с одного цветочка на другой золотистую пыльцу. А ты что делаешь?
         Пуще прежнего застыдился Скворушка. Взмах­нул крылышками и сел под куст  в траву. Посидел-посидел и опять защелкал, засвистал.
- Почему так хорошо на  белом свете? Выполз дождевой Червяк из земли и тонень­ким голосом сказал:
- Хорошо потому, что псе мы делаем что-либо хорошее.
Тут Скворушка еще больше удивился:
- Неужели лаже ты умеешь делать хорошее?
- Конечно, умею! - отпели Червяк. - Я землю рыхлю, чтобы все лучше росло. А ты что делаешь?
Скворушка даже рассердился и хотел склевать Червяка, да не успел.- Червяк уже уполз.
Взлетел Скворушка на березу и задумался: «Что делать, чтобы не было стыдно?». А кругом так хо­рошо, так  радостно! И он не утерпел, запел так, как никогда еще не пел. И все,  кто был в саду, слу­шали и радовались: «Как хорошо!».
         Скворушка услышал похвалу и подумал: «Зна­чит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка правится!».
Вопросы детям.
• Понравилась ли вам сказка?
• Как она называется?
• Чем полезно природе Солнышко?
• Какую радость дает всем нам Скво­рушка?
• Какую пользу приносит Скворец природе?
• Почему же хорошо на свете?
         Родитель обобщает: «Да, природа весной просыпается, ожи­вает, потому что всех согревает ласко­вое солнышко, а от его тепла всем хоро­шо на свете и людям, и птицам, и насе­комым, и травам».  Затем можно  нарисовать свою сказку про весну при помощи пластили­на, фломастеров, цветных мелков, цвет­ной бумаги и акварели.

Литература
1.   Грачева Е.Е. К вопросу о позитивной литературе. - Челябинск: ОГУП, 2006.- 32с.
2.    Емельянова М. Воспитываем ребенка – лидера // Дошкольное  воспитание.- 2006.- №7.- С.22-25.
3.  Кислова Т.В. Игровые формы работы по формированию позитивных установок на  здоровый образ жизни.- Челябинск, 2002.- 495с.
4.        Кузнецова  Н. Почему хорошо жить на  свете?//Дошкольное  воспитание.- 2005.- №3.- С.42-43.
5.     Ромах О.В., Лапухина М.В. позитивное мышление  в интеллектуально-культурологическом аспекте // http://www.analiculturolog.ru











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...