Проблема формирования оптимистически настроенного, счастливого человека
вызывала пристальное внимание мыслителей прошлого (Платон, Кант и другие). Особую
остроту эта проблема приобретает в наше время в связи с быстроменяющимися событиями, дисбалансом общественного развития, которые и
подчеркивают важность формирования в детях определенного «стоицизма» к
негативным средовым воздействиям (Л.П. Буева).
Понятие об оптимистическом сводится к
следующему: оптимист – это тот, кто держится убеждения, что все на свете идёт к
лучшему. Это бодрое и жизнерадостное чувство, исполнение веры в будущее. Позитивные
эмоции, равно как и негативные – часть человеческой природы, эволюционно
обусловлены. Поэтому мы не можем полностью избавиться от негативных эмоций,
просто нужно обеспечить в человеческой жизни больше места позитивным.
Выделяют следующие позитивные качества личности: внимательность
к миру, к людям; терпимость; открытость; искренность; готовность к развитию;
вера в собственные силы; самодостаточность; оптимизм; коммуникабельность;
честность; гибкость; умение идти на компромисс; активная жизненная позиция;
эмоциональная стабильность; адекватная самооценка; способность любить;
терпимость; умение и желание принимать на себя ответственность за себя и других;
умение понимать.
Семья имеет большие возможности
для формирования позитивных качеств в
дошкольном возрасте. В дошкольном
возрасте происходит как
эмоциональное, так и личностное развитие ребенка, формируются основные черты характера. От того какими методами и приемами
воспитывают детей родители, какой личный пример подают, зависит
формирование либо позитивных, либо
негативных качеств.
Выделим следующие направления действий родителей при помощи которых можно
сформировать позитивные качества: личный пример (поэтому родители должны в себе развивать позитивное мышление, саморазвиваться), использовать
демократический стиль воспитания,
уважать и принимать своего ребенка, безусловно любить и показывать это ребенку,
использовать средства искусства
(например, средства литературы).
Формирование позитивных качеств станет успешным, если родители
будут учитывать в воспитании детей рекомендации М. Емельяновой.
1. Поддерживайте
любой, даже самый маленький успех ребенка.
2. Хвалите за
конкретное дело, поступок, действие.
3. Хвалите публично, а
критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала попытает авторитет ребенка
в глазах сверстников.
4. Помните, что
отрицательная оценка -враг интереса и творчества.
5. Усложняйте задания
только тогда, когда ребенок справится с предыдущими. При неудаче повторяйте
задания, давая аналогичные.
6. Создавайте ситуации
успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан самому
себе, а не взрослому.
7. Воспитывайте веру
ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: -Ты
все правильно делаешь!», <Я знаю, что у тебя все получится!», "Если ты
захочешь, то ты с этим легко справишься!», -Молодец! Как у тебя хорошо
получается, наверное, твоя работа будет лучше всех!». И т.п.
8. Верьте в ребенка.
Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только их
оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищенности, повышают
самооценку вселяют уверенность в собственных способностях.
9. Подбирайте
разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать
свое притязание на признание.
10. Проявляйте
действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладными
выражениями идей видеть активную работу мысли.
11. Предлагайте спою
помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность
поиска решения ситуации.
12. Воспитывайте
настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до логического
конца.
15. Повседневно
развивайте у детей навыки общения.
Детям поправится быть в роли победителя.
Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции
разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня — побежденный, завтра -
победитель- и подвести к выводу: -Невозможно победить, не рискуя проиграть!-.
Отрицательный результат тоже результат».
Можно рассказать детям о нескольких
знаменитых людях, которые не сразу
прославились, а прежде испытали горечь разочарований.
Ощущение компетентности и вера в
собственные силы формируются с младенчества. Согласно исследованиям Э.
Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит па протяжении всего
жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с
благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый может
развивать и совершенствовать заложенный в нем позитивный потенциал.
Для формирования позитивных качеств
детей можно также использовать
средства литературы. Так, например, сказки. Представим одну из них.
Книга-сказка «ПОЧЕМУ ХОРОШО НА СВЕТЕ?» (П.
Дудочкин)
Молодой Скворушка научился летать.
Летал-летал по саду, сел на макушку березы, огляделся. Хорошо крутом! И
защелкал, засвистал: «Почему так хорошо на белом свете?».
Выглянуло Солнышко из-за тучки,
улыбнулось по-доброму и сказало:
- Хорошо потому, что
все мы делаем что-нибудь хорошее.
- Солнышко, а что ты
делаешь хорошее? -спросил Скворушка.
- Я даю людям свет и
тепло, - ответило Солнышко. - А ты что делаешь?
Ничего хорошего Скворушка еще не
умел делать и не знал, что ответить. Стыдно ему стало, он робко встрепенулся и
полетел в тень, чтобы спрятаться от Солнышка. Сидел-сидел в тени под густыми
ветками и вновь защелкал, засвистал:
- Почему так хорошо на
белом свете? И вдруг Дождик брызнул, весело застучал по листьям и зашелестел:
- Хорошо потому, что
нее мы делаем что-нибудь доброе.
- Дождик, а что ты
делаешь доброе?
- Л умыкаю всех и ною
чистой водицей, - отметил Дождик.
- Л ты что делаешь?
Опять стало стыдно Скворушке, и
перепорхнул он на другую ветку.
Прилетела большая пестрая птица в
красной шапочке на затылке, села прямо на ствол и принялась долбить кору:
«Тук! "Тук! Тук!». Скворушка поправил клювом перышки и опять защелкал, засвистал
свою любимую песенку:
- Почему так хорошо на
белом счете?
- Хорошо потому, -
ответила пестрая птица, что мы нее делаем что-то хорошее.
- А как тебя зовут и
что ты делаешь хорошее?
- Я - Дятел, поедаю
вредных мошек и жучков и спасаю деревья, за это меня прозвали лесным санитаром.
А ты что делаешь?
Скворушка спорхнул и спрятался в куст
жасмина. Жасмин цветет, благоухает. Хорошо! Разве утерпишь, чтобы не
защелкать, не засвистать:
- Почему так хорошо на
белом свете?
- Хорошо потому, что
все мы делаем что-либо хорошее, - сказала пролетавшая мимо Пчела.
- Неужели и ты.
Пчелка-Малышка, умеешь делать что-то хорошее? - удивился Скворушка.
- А как же! Как все! -
прожужжала Пчела. - Я мед собираю, переношу с одного цветочка на другой
золотистую пыльцу. А ты что делаешь?
Пуще прежнего застыдился Скворушка.
Взмахнул крылышками и сел под куст в
траву. Посидел-посидел и опять защелкал, засвистал.
- Почему так хорошо
на белом свете? Выполз дождевой Червяк
из земли и тоненьким голосом сказал:
- Хорошо потому, что
псе мы делаем что-либо хорошее.
Тут Скворушка еще больше удивился:
- Неужели лаже ты
умеешь делать хорошее?
- Конечно, умею! -
отпели Червяк. - Я землю рыхлю, чтобы все лучше росло. А ты что делаешь?
Скворушка даже рассердился и хотел склевать Червяка, да не успел.-
Червяк уже уполз.
Взлетел Скворушка на березу и задумался: «Что делать, чтобы не было
стыдно?». А кругом так хорошо, так
радостно! И он не утерпел, запел так, как никогда еще не пел. И
все, кто был в саду, слушали и
радовались: «Как хорошо!».
Скворушка услышал похвалу и подумал:
«Значит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка правится!».
Вопросы детям.
• Понравилась ли вам
сказка?
• Как она называется?
• Чем полезно природе
Солнышко?
• Какую радость дает
всем нам Скворушка?
• Какую пользу
приносит Скворец природе?
• Почему же хорошо на
свете?
Родитель обобщает: «Да, природа весной
просыпается, оживает, потому что всех согревает ласковое солнышко, а от его
тепла всем хорошо на свете и людям, и птицам, и насекомым, и травам». Затем можно
нарисовать свою сказку про весну при помощи пластилина, фломастеров,
цветных мелков, цветной бумаги и акварели.
Литература
1. Грачева Е.Е. К
вопросу о позитивной литературе. - Челябинск: ОГУП, 2006.- 32с.
2. Емельянова М.
Воспитываем ребенка – лидера // Дошкольное
воспитание.- 2006.- №7.- С.22-25.
3. Кислова Т.В.
Игровые формы работы по формированию позитивных установок на здоровый образ жизни.- Челябинск, 2002.-
495с.
4. Кузнецова Н. Почему хорошо жить на свете?//Дошкольное воспитание.- 2005.- №3.- С.42-43.
5. Ромах О.В.,
Лапухина М.В. позитивное мышление в
интеллектуально-культурологическом аспекте // http://www.analiculturolog.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!