Семья для ребенка - это место
рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые
понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый
или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.
Именно в семье
ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья-это определенный
морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с
людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о
порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С
близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, долга,
ответственности, справедливости.
Психологические критерии, по которым
можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:
- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими
людьми;
- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
- уверенность в своих силах и самодостаточность;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь
у окружающих;
-способность разграничить ошибку и
свою личность.
Ю.Б.
Гиппенрейтер предлагает ряд очень важных рекомендаций, основ, на которые
родители могут опираться при воспитании ребенка.
1)
Безусловно принимать ребенка – значит
любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощники так
далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно
слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим
мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего,
пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо
учиться, помогать по дому, слушаться)». В этих фразах ребенку прямо сообщают,
что его принимают условно, что его любят (пли будут любить), «только если...».
Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для пашей культуры.
Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко
бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и
наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится
к добре, накажешь - и зло отступит.
Психологами
доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому,
одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое
условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы
сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие
сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых
словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть». «Ты мне
нравишься».
Автор
обращает ваше внимание на следующие
правила:
Можно
выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в
целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы
нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли,
значит, для этого есть основания.
2)
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим,
иначе оно
перерастет в непринятие его.
3)
Ю.Б. Гиппенрейтер говорит, что при обучении ребенка чему-либо, необходимо
руководствоваться следующим:
«Ваш ребенок
чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов.
Назовем четыре из них.
Первый, самый
очевидный - это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй
результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть
учить самого себя.
Третий
результат - эмоциональный след от занятия - удовлетворение или разочарование,
уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец,
четвертый результат - след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали
участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались
довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных
недовольств).
Запомните:
родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат
(выучился? научился?) Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они
гораздо важнее. Учет данных
принципов также поможет сформировать у ребенка позитивные качества.
4) Не вмешивайтесь в дело, которым занят
ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать
ему: С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь обязательно
помогите ему. При этом: Возьмите на себя только то, что он не
выполнить сам, остальное предоставьте
делать ему самому. По мере
освоения ребенком новых действий постепенно
передавайте их ему» [3,С. 23].
Представим
некоторые из основополагающих рекомендаций Ю.Б. Гиппенрейтер.
- Постепенно,
но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего
ребенка и передавайте их ему.
- Позволяйте
вашему ребенку встречаться с
отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он
будет взрослеть и становиться
«сознательным».
- Активно
слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что она вам поведал при
этом обозначить его чувство.
Причины
трудностей ребенка часто бывают спрятаны и сфере его чувств. Тогда практическими
действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать.
Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ
«помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Как слушать ребенка? Когда он очень устал, первое, что
нужно сделать - это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или
состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему
впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его
чувство или переживание.
М.
Корепанова отмечает, что уметь слушать ребенка - большое достоинство взрослого
человека. В диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками
обратная связь способствует формированию рефлексии,
т.е. способности оценить себя с позиции партнера. В этой ситуации
взрослый как бы проецирует переживания ребенка на свой собственный
социально-эмоциональный, житейский опыт, что, в свою очередь, активизирует
хранимые в памяти события детства. Создается ситуация глубокого принятия и
переживания проблемы ребенка, осознается ее значимость.
Беседуя с
ребенком, взрослый также может поделиться с ним собственными воспоминаниями,
пережитыми чувствами, открыть себя с новой, еще неизвестной ему стороны. Дети
очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому такой опыт общения с
родным человеком не проходит бесследно. Ребенку важно знать, что взрослым тоже
не чужды переживания и сомнения. Такие диалоги учат его понимать эмоциональное
состояние окружающих людей - взрослых и сверстников, формируют умение
адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение,
побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Чувство
эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям,
испытывающим неуверенность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.
В ДОУ такие дети чувствуют себя особенно одинокими, покинутыми. Поэтому
родителям следует каждый раз интересоваться: хорошо ли ребенку в детском саду?
Выслушивать его, делиться своим опытом, давать советы. При необходимости
нужно поговорить с воспитателем о трудностях пребывания ребенка в детском саду
- в силах родителей справиться с ними. В одном из ДОУ совместными усилиями
родителей и воспитателей была создана выставка фотографий членов семей
воспитанников. Предполагалось, что семейные фотографии станут важнейшей
поддержкой, символом присутствия родителей, их любви. Ожидания оправдались: в
течение дня дети не раз подходили к фотографиям и молча рассматривали их. В эти
минуты они были сосредоточены и не сразу отзывались на обращения сверстников и
взрослых. Дети ощущали присутствие родных. Кроме того, показывая сверстникам
фотографии своих родителей, рассказывая о событиях, запечатленных на них, они
как бы «погружались» а атмосферу семейного микроклимата.
Все знают, что
дети любят устраивать маленькие тайнички, в которых хранят значимые для них
предметы. Вместе с ребенком сделайте их символами разных нравственных качеств
(храбрости, щедрости и т.д.) - в трудный момент на помощь придут эти мамины
«выручалочки».
Ощутить
поддержку родителей, даже если их чет рядом, ребенку помогут «записочки» от
мамы или папы, которые он положит в карман, а при необходимости сможет достать
и «прочитать» их. Ничего, что малыш еще не умеет читать. Для него необходимо
само наличие записки, символизирующей условное присутствие взрослого.
Содержание же записки может быть разным, оно зависит от возраста и
индивидуальных особенностей ребенка. Для старших - настоящие послания,
выражающие любовь и заботу о ребенке. Например домик, из окна которого машет
рукой мальчик, под рисунком подпись: «Ваня, держи хвост пистоле-том! Мама».
Или нарисуйте облако (или сердце), напишите на нем: «Валя! Не грусти! Я тебя
люблю!». Это могут быть просто добрые и важные слова: «Мы тебя очень любим!
Мама и папа», «Юлечка, солнышко, будь умницей. Я тебя очень люблю! Мама».
Детям важно
чувствовать себя в безопасности. И это состояние должен обеспечить ребенку
любящий взрослый.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гиппенрейтер
Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.- М.:
АСТ: Астрель, 2007.- 238с.
2.
Корепанова
М. Мы с тобой, малыш! // Дошкольное
воспитание. – 2004. – №11. – С.112-113.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!