Современный темп жизни требует от нас стрессоустойчивости,
которая необходима на рабочем месте, в семье, в
целом в процессе
взаимодействия с окружающими. Профессия педагога относится
к такому типу
профессий, которые в большей степени подвержены влиянию стресса. Конфликтные ситуации на
работе, в семье требуют мобилизации сил, раскрытия внутренних ресурсов для
того, чтобы сохранить психологическое (да и физическое тоже) здоровье.
Экология педагогического
труда – это такая тема, которая поднимается редко. Сейчас очень много говорят о
детях, об их проблемах. Не умаляя значения детских проблем, хочу все-таки
сказать, что педагог, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо
эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье,
и здоровье детей.
Сейчас я хочу
вам предложить несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши
ресурсы.
Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном
повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то,
скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо
противоположно тому, что вы в действительности хотите.
Поэтому
давайте потратим несколько минут, чтобы привести себя в состояние, наиболее
подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние
умиротворения.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «РАЗГЛАДИМ МОРЕ»
Представьте
себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в
вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за
грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).
Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и
представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте
это море до ровного зеркала.
Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ШАРИК»
Одна из особенностей нашего состояния в стрессовой ситуации — это
напряжение всех мышц. Но напряженные мышцы не способствуют выходу из отрицательной
ситуации, еще сильнее замыкая нас в ней.
Вот почему следует усвоить прямо противоположную реакцию: расслаблять
мышцы во всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или стресс.
Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание
стрессовой ситуации, поскольку вы уже не сможете реагировать в этой ситуации
так, как прежде.
Как же достичь расслабления? Вы наверняка знакомы с различными формами
аутотренинга и имеете представление о расслаблении. Я хочу вам предложить
упражнение, которое позволит быстро достичь этого состояния тем, кто уже знаком
с основами расслабления.
Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как
напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь
развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается (на выдохе:
с-с-с-с...).
Что вы теперь чувствуете? Повторим еще раз.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «ЗЕРНЫШКО»
Сидя спокойно, в расслабленном состоянии, представьте, что в самом
центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и
счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там
в полнейшем мире, силе и счастье.
До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно
представить в виде некоего образа — язычка пламени, драгоценного камня или
потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби, поверхностью.
Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и
силой, она находится в полной безопасности. Она там — глубоко в вас.
Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или это
озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — вы сами.
Представьте, что этот потаенный центр всегда пребывает в вас, оставаясь
там таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности вы ни проходили, и
что, если вы захотите, то можете научиться в любой момент припоминать, что эта
частица есть внутри.
А теперь представьте конфликтную ситуацию, когда-либо бывшую в вашей
жизни. Войдите в нее. Что вы чувствуете? Вспомните о вашей внутренней частице
умиротворенности, счастья и силы. Увеличьте ее до размера вашего тела. Что вы
теперь чувствуете?
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ПРОШЛОЕ»
Представьте, что вам повезло и вы проводите свой отпуск в Италии и
беззаботно рассматриваете развалины древней Помпеи. День тихий и солнечный.
Оглядываясь вокруг, вы видите свидетельства повседневной жизни прошлого: улицы,
дворики, дома... Сотни лет тому назад здесь жили люди, работали, общались,
создавали семьи.
Представьте, что в этом тихом месте вы увидели колонну, на которой
начертана надпись: «Сегодня я преисполнен ужасом и гневом — ученик нагрубил
мне». Обратите внимание, как вы себя чувствуете. Возможно, вы ощутите некоторое
сочувствие и даже симпатию к написавшему, но практически останетесь спокойными.
Затем представьте себя этим человеком, вообразите, что проблема,
начертанная на колонне, — ваша, и что с того времени, как все это случилось,
прошло почти две тысячи лет. При этом обратите внимание на то, какие ощущения
вызывает у вас эта проблема.
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ВНУТРЕННИЙ
РЕБЕНОК»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и
мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют
дети в ситуации, которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются,
обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать.
А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает
за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет.
Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение
лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте,
возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду
беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к
себе.
Уменьшите
ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там
себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Мы сделали с
вами несколько упражнений, одни из которых успокоят вас, когда вы наедине с
собой («Прошлое», «Зернышко», «Внутренний ребенок»), другие помогут быстро в
любой ситуации («Разгладим море», «Шарик»).
А когда вы
освоите их все, то и «Зернышко», и «Внутренний ребенок» можно будет
использовать непосредственно в конфликтной или любой другой ситуации, где вы
ощущаете дискомфорт.
Многие
эксперименты обнаружили, что существует лишь один фактор, который реально
препятствует успешному самоуспокоению, и этот фактор — непонимание того, что
самоуспокоение может быть достигнуто произвольно.
Большинство
людей не осознают, что сами создают собственное настроение и, следовательно,
сами могут изменить его, и что такие изменения вполне естественны и нормальны.
Если вы себе
позволите, то вполне можете привести себя в следующее спокойное состояние: «В
целом все нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же я могу сделать с этой
проблемой, в этой ситуации?»
Даже если вы
не сразу найдете, как ситуацию разрешить, вы сохраните свое здоровье и не
будете усугублять негативных отношений с окружающими, так как перестанете
кричать и раздавать оценочные суждения, что, надо признать, не нравится никому.
Постепенно
ситуация изменится, поскольку изменится реакция на нее. И если раньше вы
позволяли манипулировать вами, то теперь вы становитесь хозяином своего
поведения. А это уже достижение. С этим уже легче жить.
(В написании
статьи использовались материалы: Мостовая
Л. Создай себе настроение. Элементы саморегуляции для учителей // Школьный
психолог.- 2003- №32, фото:http://images.yandex.ru ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!